П. Диагностика внутриличностных проблем ребенка
С помощью описанных ниже методик, психолог (педагог) может осуществить диагностику внутриличностных проблем ребенка — определить соотношение уровня притязаний ребенка с его реальными психологическими возможностями; соотношение самооценки ребенка с его оценкой со стороны воспитателей и родителей.
ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ
РЕБЕНКА
Для исследования динамики уровня притязаний использовались лабиринты из материалов теста Векслера. Лабиринты расположены по возрастанию трудности решения. Ребенок сам выбирает в каждой попытке задачу любого уровня трудности. Цель — набрать максимальное количество очков. Время решения каждой задачи ограничено. Только в последней попытке время не ограничивается, ребенку дается возможность решить задачу, чтобы у него осталось положительное впечатление об эксперименте и экспериментаторе.
В протоколе фиксируются прямые высказывания ребенка, номер попытки, уровень сложности, динамика выбора, реакция на успех и неудачу. Данные выражаются в графике.
Тест начинается с демонстрации по образцу (пробный лабиринт).
Инструкция. «Вот видишь — мальчик (девочка). Вот он (она) в таком домике. Черные линии — это стенки. А вот здесь (показать на первый выход) стенки нет, здесь можно пройти. И здесь (показать выход из лабиринта) тоже стенки нет, здесь выход на улицу. Вот смотри, как мальчик (девочка) пойдет на
= 42
—— Использование игры как терапевтического средства — улицу». Нарисовать путь от центра до выхода, не отрывая карандаша и не пересекая линии. «Вот так и ты будешь делать. Только когда будешь рисовать — не пересекай линий, т.е. нельзя делать вот так (показать пересечения). Старайся не заходить в тупик, а побыстрей рисуй путь на улицу. Если зайдешь в тупик, то быстро рисуй путь назад, вот так (показать заход в тупик, выход из него и весь путь до конца. Карандаш не отрывать). Только здесь есть одно правило: как только поставишь карандаш на бумагу — то до самого выхода отрывать его нельзя, т.е. нельзя делать так (показать отрыв). Понял? Ну, давай попробуем. Ставь карандаш сюда (указать на центр лабиринта «А»), рисуй быстрей». Включить секундомер. При неудаче продемонстрировать выход из лабиринта «А» и предложить лабиринт «В». При двух неудачах подряд тестирование прекращается.
Игротерапия общения
из пяти ступенек (методика В. Г. Щур [21]), где верхняя ступенька— позитивная оценка, а нижняя — негативная. Просят отметить крестиком на каждом отрезке свое место «среди всех людей» по уровням, соответственно «здоровья», «ума», «характера», «счастья», «красоты», «доброты». Считается, что отмеченные значения характеризуют общую удовлетворенность — «счастье» и частные самооценки — «здоровье», «ум», «характер», «красота», «доброта».
Для дошкольников благоприятны завышенные самооценки с различных позиций по всем уровням (самый умный, самый красивый...). Низкие самооценки характеризуют наличие внут-риличностных и межличностных конфликтов у ребенка.
После выполнения этого задания ребенок отмечает условным обозначением (кружочком, звездочкой, крестиком другого цвета и т.п.) свое место по уровням с позиции мамы, папы, воспитателей, детей. Если другие значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил себя или дают более высокую оценку — ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен.
.
Использование игры как терапевтического средства -——
Можно добавлять или изменять названия уровней (например: большой - маленький...)
Методика используется для сопоставления ее результатов с оценкой данного ребенка со стороны семьи и воспитателей детского сада.
МЕТОДИКА РОДИТЕЛЬСКИХ ОЦЕНОК И ПРИТЯЗАНИЙ
Анкета позволяет использовать ее для сравнительной характеристики оценочного отношения родителей (воспитателей) личности ребенка, анализировать расхождения в оценках воспитателей, родителей, самого ребенка.
Специальная таблица отражает результаты оценок и самооценки ребенка.
Анкета состоит из 16 пунктов, которые называют психические процессы и способности ребенка. Родителям и воспитателям предлагается оценить по пятибалльной системе выраженность у ребенка определенных способностей и психических процессов:
5 баллов — очень высокая;
4 балла — высокая;
3 балла — средняя;
2 балла — низкая;
1 балл — очень низкая;
О баллов — отсутствие выраженности.
В конце анкеты оценочные баллы суммируются. Анализ суммы и оценок по каждому пункту дает необходимую информаци
Использование игры как терапевтического средства ~—«•
Для диагностики притязаний, родителям ребенка предлагается в этой анкете ручкой другого цвета проставить желаемые баллы, т.е. родители должны отразить свои пожелания в анкетной таблице по каждому пункту. Таким образом, в данной методике наглядно предстанет разница между родительскими оценками детей и родительскими притязаниями на их развитие.
Внутриличностные проблемы ребенка обостряются в том случае, когда родительские притязания и реальные психологические возможности малыша не совпадают. Иногда это приводит к невротическим нарушениям личности ребенка. Чтобы предотвратить негативные последствия, рекомендуется выяснить реальные интеллектуальные и эмоциональные возможности дошкольника.
III. Диагностика реальных психологических возможностей ребенка
Диагностика реальных психологических возможностей ребенка состоит из диагностики познавательных процессов и диагностики эмоциональных нарушений. Используются следующие диагностические методы.