Взаимоотношения с руководителем

Ошибок во взаимоотношениях с руководителем допускается очень много. Малейшее несовпадение поступков, распоряжений руководителя со взглядами подчиненного немедленно осуждается. Ошибки шефа не прощаются: при малейшем отступлении от коллегиальности его обвиняют в волюнтаризме, при терпеливом выслушивании мнений и демократичности — либо в безволии, слабохарактерности, либо в недостаточной распорядительности и оперативности, либо в несамостоятельности.

В своей критике начальства люди порой проявляют мало такта, чуткости, забывая, что одно и то же критическое замечание можно сделать с раздражением, а можно и с юмором.

Отметим два момента.

Во-первых, не побывав в роли подчиненного, трудно научиться его понимать. Во-вторых, «хороший» подчиненный с позиции руководителя:

а) хорошо выполняет его поручения, оказывая ему тем самым реальную помощь;

б) дипломатичен, тактичен, привлекателен, интересен, т.е. авторитетен в его глазах; человек, с которым приятно сотрудничать;

в) искренне защищает и повышает его авторитет руководителя; человек, которому можно доверять.

Рассмотрим практические приемы решения этих задач.

Оказание руководителю реальной помощи:

1) выступайте с такой инициативой, реализация которой не потребует от руководителя дополнительных усилий;

2) предлагайте свою помощь руководителю в тех случаях, если можете помочь ему сэкономить время или разрешить реальную проблему;

3) не перекладывайте свою работу на руководителя: обращайтесь за указаниями только в том случае, когда они действительно вам нужны;

4) тщательно информируйте руководителя относительно вопросов, за которые вы отвечаете;

5) обращаясь к руководителю с предложениями, исходите прежде всего не из своих, а из его интересов и задач;

6) согласованную с руководителем точку зрения смело отстаивайте во всех ситуациях и во всех инстанциях;

7) воспринимайте просьбы руководителя как приказы (это избавит от многих неприятностей).

Повышение собственного авторитета в глазах руководителя:

1) стремитесь иметь привлекательный внешний вид;

2) будьте вежливы, тактичны, приветливы с руководителем, разговаривайте с ним спокойно, без раздражения;

3) не лицемерьте, не заискивайте, не унижайтесь;

4) докладывая руководителю о работе, старайтесь свои сообщения сделать интересными и полезными для него;

5) научитесь объективно воспринимать критику со стороны руководителя;

6) не пытайтесь скрывать от руководителя свои служебные проблемы и недостатки;

7) не демонстрируйте своих переживаний перед руководителем, не рассчитывайте на его жалость;

8) не исходите из того, что руководитель знает меньше вас, не хитрите с ним, будьте искренни;

9) не обращайтесь в вышестоящие инстанции, не посоветовавшись с руководителем;

10)будьте дипломатичны: не спорьте с руководителем по мелочам, не задавайте неприятных вопросов;

11)ваши личные разговоры с руководителем не делайте достоянием общественности;

12)подписывая у руководителя подготовленный вами документ, не считайте, что снимаете с себя ответственность;

13)не говорите всегда только «да» или только «нет»: поддакивающий надоедает, а тот, кто говорит всегда «нет», — раздражает.

Защита и повышение авторитета руководителя:

1) не подводите руководителя (не подрывайте его авторитет);

2) поддерживайте руководителя в трудных для него ситуациях;

3) не критикуйте руководителя за его спиной;

4) распоряжения руководителя воспринимайте и передавайте дальше как собственные;

5) делитесь с руководителем собственным авторитетом;

6) уважайте должностной авторитет руководителя (особенно при посторонних), независимо от ваших личных взаимоотношений.

Наши рекомендации