Компетенции обучающегося, формируемые в результате выполнения студентом курсовой работы

Методические указания

По выполнению курсовых работ

студентамиВятГГУ,обучающимисяпо программе бакалавриата по направлению подготовки

050100.62 Педагогическое образование

(Шифр, наименование ООП ВПО)

Профили: «Английский язык. Немецкий язык», «Безопасность жизнедеятельности», «Биология», «География» «Дошкольное образование», «Дошкольное образование. Дополнительное образование», «Изобразительное искусство», «Иностранный язык», «Информатика», «Информатика. Английский язык», «История», «История. Обществознание», «Математика», «Математика. Информатика», «Начальное образование», «Начальное образование. Дополнительное образование», «Немецкий язык. Английский язык», «Русский язык», «Русский язык. Литература», «Физика. Информатика», «Физическая культура», «Французский язык. _Английский язык»______

очной и заочной формы обучения_______________________________________

по учебной дисциплине/НИРС «Психология»

Киров

Методические указания по выполнению курсовых работ студентами ВятГГУ по учебной дисциплине «Психология» составлены в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профили подготовки «Английский язык. Немецкий язык», «Безопасность жизнедеятельности», «Биология», «География» «Дошкольное образование», «Дошкольное образование. Дополнительное образование», «Изобразительное искусство», «Иностранный язык», «Информатика», «Информатика. Английский язык», «История», «История. Обществознание», «Математика», «Математика. Информатика», «Начальное образование», «Начальное образование. Дополнительное образование», «Немецкий язык. Английский язык», «Русский язык», «Русский язык. Литература», «Физика. Информатика», «Физическая культура», «Французский язык. Английский язык» очной и заочной формы обучения, утвержденными Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2009 г., регистрационный № 788.

Автор-составитель – Н. В. Цветкова, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и специальной психологии ВятГГУ

Рецензент – В.П. Кузьмина, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и специальной психологии ВятГГУ

Методические указания утверждены на заседании кафедры общей и специальной психологии ВятГГУ «__»_______ 201__, протокол №___

В методических указаниях, предназначенных для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, определены порядок выполнения, требования к написанию и защите курсовых работ по психологии.

Настоящие методические указания разработаны на основе методических рекомендаций «Технология разработки методических указаний по выполнению курсовых работ студентами ВятГГУ» (Киров, ВятГГУ, 2013) и являются приложением к УМК по учебной дисциплине «Психология»

© Вятский государственный гуманитарный университет (ВятГГУ), 2014

© Цветкова Н.В., 2014

Оглавление

1 Общие положения………………………………………..…………...
1.1. Цели и задачи курсовой работы по учебной дисциплине «Психология»……………………………………………………….………….  
1.2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате выполнения студентом курсовой работы……………………………………  
1.3. Объем самостоятельной работы, выделяемый на выполнение курсовой работы……………………………………………………………….  
1.4. Примерные темы курсовой работы……………………………….
2. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И ОБЪЕМУ КУРСОВОЙ РАБОТЫ…...
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ РАБОТЫ………………………………………..  
4 ТРЕБОВАНИЯ К ЭТАПАМ И СРОКАМ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ………………………………………………………………………..  
5. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ…………….
6. ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЩИТЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………………..
7. ШКАЛА БАЛЛОВ И ПОРЯДОК ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ…………………………………………………………………..……    
Библиографический список………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………….

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Цели и задачи курсовой работы по учебной дисциплине «Психология»

Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал психологию самой необходимой для педагога наукой [3]. Педагогу знания психологии нужны так же, как врачу – знания физиологии и медицины [1]. Но важны не столько психологические знания сами по себе, сколько умение применять их в реальной педагогической деятельности.

Курсовая работа по психологии является квалификационным учебно-научным трудом студента, посвященным самостоятельной разработке избранной проблемы.

Курсовая работа является научным завершенным материалом, она должна содержать факты и данные, раскрывающие взаимосвязь между явлениями, процессами, аргументами, действиями и содержать нечто новое: обобщение обширной литературы, материалов эмпирических исследований, в которых появляется авторское видение проблемы и ее решение. Курсовая работа не может быть простой компиляцией и состоять из фрагментов различных статей и книг.

Основной целью курсовой работы является формирование общекультурных и/или профессиональных компетенций студента, определенных для учебной дисциплины «Психология» основной образовательной программой, развитие у студента мышления, творческих способностей, первичных навыков самостоятельной работы, связанной с поиском, систематизацией и обобщением научной и учебной литературы, углублённым изучением какого-либо вопроса, темы, раздела учебной дисциплины; формирование и развитие навыков исследовательской работы, умения работать с научной литературой, делать на основе ее изучения выводы и обобщения, умения студента самостоятельно изложить проблему, выявить наиболее приоритетные вопросы, применить элементы исследования, представить собственные экспериментальные или опытные данные, формирование умений анализировать и критически оценивать исследуемый научный и практический материал, овладение методами современных научных исследований.

Задачи курсовой работы:

· систематизировать полученные теоретические знания по изучаемой дисциплине;

· углубить психологическую компетентность в сфере профессионального образования;

· способствовать формированию навыков комплексного решения конкретной профессиональной задачи.

Курсовая работа по учебной дисциплине «Психология» выполняется студентом в рамках основной образовательной программы высшего профессионального образования в соответствии с рабочим учебным планом в рамках часов, выделенных на самостоятельную работу по учебной дисциплине.

Курсовую работу по учебной дисциплине выполняет каждый обучающийся в письменном виде, по определенной теме, в согласованной с научным руководителем форме и в строго обозначенные сроки.

В процессе подготовки курсовой работы студент сотрудничает со своим научным руководителем, который утверждается решением кафедры общей и специальной психологии.

Научный руководитель оказывает консультационную помощь студенту в разработке методологического аппарата исследования, в подготовке плана и графика выполнения курсовой работы, в подборе литературы и определении методов исследования. На этапе выполнения курсовой работы научный руководитель дает рекомендации по содержанию курсовой работы, осуществляет периодический контроль за ее выполнением в соответствии с календарным планом, проверяет окончательный вариант работы, который студент обязан сдать к установленному сроку, организует при необходимости публичную защиту курсовых работ.

Настоящие указания по выполнению курсовых работ основываются на соответствующих нормативно-методических документах централизованного и локального характера. При их подготовке принималось во внимание отсутствие у первокурсников опыта выполнения научных работ. В связи с этим достаточно подробно рассматриваются вопросы формирования методологического аппарата и алгоритма выполнения научного исследования. Указания по выполнению курсовых работ включают так же необходимые образцы: заявка на выполнение исследования, оформление титульного листа, отзыв научного руководителя и справка о внедрении результатов исследования, что поможет как студенту, так и его научному руководителю в оформлении необходимых документов.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате выполнения студентом курсовой работы

В результате выполнения курсовой работы по учебной дисциплине «Психология» обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1. ОК-1Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения:

1) знать: основные понятия научной организации исследовательского деятельности;

2) уметь: формировать методологический аппарат учебного психолого-педагогического исследования;

3) владеть навыками нахождения информации и подготовки доклада (сообщения), организации теоретического и практического исследования.

2. ОК-6Способен логически верно строить устную и письменную речь:

1) знать: особенности построения фраз, сущность используемых в речи научных психологических терминов;

2) уметь: выстраивать предложения и тексты, реферировать и аннотировать научную литературу, писать конспекты, научные тексты;

3) владеть: научным стилемписьменной речью, навыками организации эмпирического психологического исследования.

3. ОК-14Готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям:

1) знать: научно-психологические понятия: социальная перцепция, аттракция, социальный контроль, социальные нормы, социальные санкции, атрибуция, социальный стереотип, социальная установка, эмпатия и др;

2) уметь: интерпретировать социально-психологические явления текущей социальной жизни;

3) владеть методикой изучения социально-психологических различий человека.

4. ОК-16Способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики:

1) знать: правила подготовки к выступлению, речевые способы воздействия на слушателя;

2) уметь: аргументированно отстаивать собственную, основанную на литературных источниках и самостоятельных наблюдениях, точку зрения на данный предмет обсуждения;

3) владеть: навыками выступления с научным сообщением по теме проведенного исследования.

5. ОПК-2Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач:

1) знать: особенности и результаты основных этапов развития психологического знания; тенденции развития психологического знания в отечественной и зарубежной психологии на современном этапе; преемственность психологических идей, подходов, концепций, психологических школ и направлений;

2) уметь: анализировать и грамотно интерпретировать результаты эмпирического исследования;

3) владеть: самостоятельным анализом психологических подходов к решению исследовательских задач.

6. ПК-3Способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии:

1) знать: значение разнообразных психологических исследований для современного образования и деятельности человека;

2) уметь: выделять основные черты, предмет и методы психологического исследования, характеризующие его содержание; определять связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия;

3) владеть: доступными психологическими методами для изучения индивидуально-психологических особенностей личности обучающхся.

7. ПК-4Способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса

1) знать: различные приёмы поиска информации в библиотечных системах и Интернете;

2) уметь: использовать поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска; использовать приёмы поиска информации в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве; использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг.

Наши рекомендации