СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 1 Андриади, И.П. Воспитание личности и особенности ее формирования в процессе заятий физической культуры и спортом / И.П
1 Андриади, И.П. Воспитание личности и особенности ее формирования в процессе заятий физической культуры и спортом / И.П. Андриади. – М.: ГЦОЛИ ФК, 2006.-12с.
2 Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. – М.: Наука, 1972. – 372 с.
3 Асмолов, А.Г. Деятельность и установка / А.Г. Асмолов. – М.: ФиС, 1979. – 164 с.
4 Ашмарин, Б.А, Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин. – М.: Физкультура и спорт, – 1978. – 220 с.
5 Батурин, Н.А. Психология успеха и неудач в спортивной деятельности / Н.А. Батурин. – Омск, Психология в спорте: 1998. – 205 с.
6 Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А Бернштейн. – М., 1966. – 125 с.
7 Бокс: Учебник для институтов физической культуры / под ред. А.К. Дягтерева. – М.: ФиС, 1979. – 140 с.
8 Бутенко, Б.И. Специализированная подготовка боксера / Б.И. Бутенко. – М.: ФиС, 1967. – 176 с.
9 Васильева, В.В. Физиологическая характеристика нестандартных физических упражнений / В.В.Васильева // Физиология человека: Учебник для ин-тов физической культуры под ред. Н.В.Зимкина. – М.: Физкультура и спорт, 1975. – С. 336 – 368.
10 Васильева, В.В. Мышечная деятельность / В.В. Васильева, Н.А. Степочкина // Физиология кровообращения: Регуляция кровообращения. – Л.: Наука, 1986. – С. 335–362.
11 Василюк, Е.Ф. Психология переживаний. Анализ критических ситуаций / Е.Ф. Василюк. – М.: ФиС, 1984 – 115 с.
12 Вестник Балтийской академии – СПб. № 2 – вып. 26: Теория и практика управления образования и учебным процессом. Педагогические, социальные и психологические проблемы, 1999. – 108 с.
13 Виноградов, П.А. Основы физической культуры: учебное пособие / П.А. Виноградов, А.П. Душанин, В.И. Жолдик. – Челябинск, 1996. – 277 с.
14 Волков, В.Н. Функциональный контроль и принципы оценки тренированности в спорте / В.Н.Волков, Т.В.Гавриш, И.В.Гавриш // Челябинск: ЧГПУ, Изд-во Факел, 1998. – 227 с.
15 Высочин, Ю.В. К вопросу о тормозно-релаксасиционной системы срочной адаптации и защиты организма / Ю.В. Высочин, Ю.П. Денисенко, Г.В. Цыганов // Научно-методическое обеспечение физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры: Сб. науч. трудов / Под ред. А.И. Федорова. – Челябинск: УралГАФК, 1999. – Вып. 3.– Ч. 1. – С. 23–32.
16 Вяткин, Б.А. К вопросу о соотношении свойств типа нервной системы, темперамента и способности к спортивной деятельности / Б.А. Вяткин // Темперамент и спорт: Уч.записи. – Пермь, 1972, – Т.110. – 96-108.
17 Вяткина, Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях / Б.А. Вяткина. – М.: ФиС, 1981. – 143 с.
18 Галкин, П.Ю. Оптимизация управления тренировочным процессом / П.Ю. Галкин, Г.И. Никитин, Е.А. Миллер // Проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в ИФК: Материалы научно-методической конференции. – Челябинск: ЧГИФК, 1993. – Вып. 3. – С. 200–202.
19 Генов, Ф.П. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена / Ф.П. Генов. – М.: ФиС, 1971. – 231 с.
20 Годик, М.А. Педагогические основы нормирования и контроля соревновательных и тренировочных нагрузок: Дис. …докт.пед.наук / М.А. Годик. – М., 1982. – 373 с.
21 Градополов, К.В. Бокс: Учебник для институтов физической культуры / К.В. Градополов. – М.: ФиС, 1965. – 328 с.
22 Дембо, А.Г. Гипотонические состояния у спортсменов / А.Г. Дембо, М.В. Левин. – Л.: Медицина, 1969. – 151 с.
23 Дембо, А.Г. Спортивная кардиология: Руководство для врачей / А.Г. Дембо, Э.В. Земцовский. – Л.: Медицина, 1989. – 464 с.
24 Джероян, Г.Ф. Предсоревновательная подготовка боксера / Г.Ф. Джероян, Н.А. Худадов. – М.: ФиС, 1971. – 287 с.
25 Драгунова, Т.В. Психологические особенности подростка / Т.В. Драгунова. – М., 1973. – 141 с.
26 Дубровский, В.И. Гигиена физического воспитания: учебник для студентов высших учебных заведений / В.И. Дубровский. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 512 с.
27 Дубровский, В.И. Спортивная физиология: учебник для вызов / В.И. Дубровский. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 462 с.
28 Зациорский, В.М. Вопросы теории и практики педагогического контроля в современном спорте // Теория и практика физической культуры. – 1971. – №4. – С. 59–63.
29 Зимкин, Н.В. Качественные стороны двигательной деятельности. В кн.: физиология мышечной деятельности, труда и спорта. - Л.: Наука, 1969. – С. 385-386.
30 Исаев, А.П. Стратегии адаптации человека / А.П.Исаев, С.А.Личагина, Т.В.Потапова. – Тюмень: Изд-во ТГУ, 2003. – 248 с.
31 Камалетдинов, В.Г. Педагогические аспекты развития культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью: монография / В.Г. Камалетдинов. – М.: Советский спорт, 2002. – 240 с.
32 Кузьмин, А.М. Основы педагогического мастерства специалистов физической культуры: учебное пособие / А.М. Кузьмин. – Челябинск: УралГАФК, 1997. – 50 с.
33 Легурский, К.Е. Методика психодиагностики в спорте / К.Е. Легурский. – М.: ФиС, 1990. – 362 с.
34 Любомирский, Л.Е. Возрастные особенности детей и подростков / Л.Е. Любомирский. – М.: Педагогика, 1997. – 96 с.
35 Лях, В.И. Координационные способности школьников / В.И. Лях. – Минск Полымя, 1989. – 159 с.
36 Медицинский справочник тренера / под ред. М.А. Артамонов, З.Б. Белоцеркович. – М.: ФиС. – 2003. – 279 с.
37 Нива, Т. Функции спорта в современном обществе: сборник статей / Т. Нива, В.И. Столяров, З. Кравчук. – М.: Знание, 1979. – 134 с.
38 Озолин, Н.Г. Настольная книга тренира: Наука побеждать / Н.Г. Озолин. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 126 с.
39 Седов, А.В. Физическая культура и спорт в условиях научно-технического прогресса / А.В. Седов, А.В. Выдрин // Спорт в современном обществе. – 1980. – № 4. – С. 83–109.
40 Теория и методика физического воспитания / под ред. А.Д. Новикова. – М.: ФиС, 1967. – 398 с.
41 Теория спорта / под ред. В.И. Платонова. – Киев, Вища школа Головное изд-во 1987 – 196 с.
42 Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности / Д.И. Фельдштейн. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 192с.
43 Фельдштейн, Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте / Д.И. Фельдштейн. – Душанбе: ДоНИШ, 1997. – 138с.
44 Филин, В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов / В.П. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 232с.
45 Филин, В.П. Теория и методика юношеского спорта / В.П. Филин. – М.: Физкультура и спорт,1987. – 130с.
46 Фомин, Н.А. Возрастные особенности физического воспитания / Н.А. Фомин, В.П. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 1972. – 156с.
47 Хрущев, С.В. Тренеру о юном спортсмене / С.В. Хрущев, М.М. Круглый – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 143 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Опросник личных качеств боксеров
воля к победе | безволие | |
смелость | трусость | |
уверенность в себе | неуверенность в себе | |
настойчивость | отсутствие настойчивости | |
выдержанность | отсутствие выдержки | |
хладнокровие | отсутствие хладнокровия | |
находчивость | растерянность | |
самостоятельность | отсутствие самостоятельности | |
инициативность | безынициативность | |
отсутствие мнительности | мнительность | |
сознательность | несознательность | |
дисциплинированность | недисциплинированность | |
трудолюбие | леность | |
добросовестность | недобросовестность | |
аккуратность | неаккуратность | |
старательность | небрежность | |
целеустремленность | разбросанность | |
творческая активность | отсутствие творчества в работе | |
принципиальность | беспринципность | |
коллективизм | индивидуализм | |
моральность | аморальность | |
самолюбие | отсутствие самолюбия | |
скромность | хвастливость | |
тактичность | бестактность | |
откровенность | скрытность | |
справедливость | несправедливость | |
общительность | замкнутость | |
требовательность к себе | нетребовательность к себе | |
требовательность к другим | нетребовательность к другим | |
самокритичность | не самокритичность | |
отношение к деловой критике – положительное | отношение к деловой критике – отрицательное | |
отношение к слабым соперникам – положительное | отношение к слабым соперникам –отрицательное | |
отношение к сильным соперникам – положительное | отношение к сильным соперникам – отрицательное | |
доброжелательность к людям | недоброжелательность к людям | |
уважение к коллегам | отсутствие уважения к коллегам | |
ответственность перед коллективом | безответственность перед коллективом | |
сообразительность | несообразительность | |
тактическая хитрость | тактическая незрелость | |
рассудительность | безрассудство | |
остроумие | неспособность острить | |
легкая возбуждаемость | плохая возбудимость | |
сильная эмоциональная реакция | слабая эмоциональная реакция | |
стабильное настроение | изменчивость настроения | |
спортивная злость | отсутствие спортивной злости | |
есть чувство юмора | нет чувства юмора |
При заполнении анкеты надо зачеркнуть одно из полярных качеств, не свойственное боксеру, на которого составляется характеристика, и подчеркнуть цифру, оценивающую степень развития противоположного качества. При этом каждый спортсмен заполняет анкету на другого спортсмена, что позволяет значительно уменьшить процент случайных ответов.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Для изучения умения управлять двигательным темпом применялся прибор «Теппинг». Испытуемый в течение определенного времени проводит постукивание рукой по одной или нескольким пластинам, при этом количество движений фиксируется при помощи электросчетчика. Нами использовалась методика О.А. Черниковой, состоящая из 5 серий постукиваний продолжительностью 10 с каждая, но в различном темпе: в первой серии испытуемому предлагается производить постукивание в удобном, нормальном для него темпе; во второй – делать движения в замедленном темпе; в третьей – снова в нормальном темпе; в четвертой – в максимальном темпе; в пятой серии – в нормальном темпе. Разница между данными первой и третьей, первой и пятой серий является показателем устойчивости темпа. Разница между данными первой и второй, первой и четвертой серий служит показателем подвижности темпа. Результаты измерений двигательного темпа в разных условиях могут служить показателями стартового состояния спортсмена, степени его утомления, эмоциональной устойчивости, подвижности и уравновешенности его нервной системы и др.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Спортсмены в течение 6 месяцев, дополнительно к тренировочному процессу занимались специальными упражнениями для совершенствования психических функций. Нами использовались следующие методики:
* метод «контрастного задания» – состоит в чередовании упражнений, резко отличающихся по какому-либо параметру. Например, по пространственному параметру: чередование бросков мяча в кольцо с 6 и 4 м, с 4 и 2 м; прыжки в длину с места на максимальное расстояние и на половину его; принятие руками положения угла 90 и 45° и т.п.
*метод «сближаемых заданий» – принятие руками положения угла 90 и 75°, 90 и 80° и т.п.; прыжки в длину с места (с открытыми и закрытыми глазами) на 140 и 170 см, 140 и 160 см и др.
*совершенствование силовой точности движений – развитие способностей оценивать и дифференцировать степень мышечных напряжений различными группами мышц и в различных движениях: воспроизведение или минимальное изменение усилия на кистевом динамометре, равного 25 и 50 % от максимального. В оценке величины мышечного напряжения наиболее трудные – малые усилия (25 % от максимального напряжения) и средние (50 % от максимального напряжения), и наиболее легкие – большие (75 % от максимального напряжения).
* совершенствование временной точности движений – задания по оценке макроинтервалов времени — 5, 10, 20 с (пользуясь для проверки секундомером) и микроинтервалов времени — 1; 0,5; 0,3; 0,2; 0,1 с и др. (пользуясь электронным прибором).