Порядок формирования оценок по дисциплине
Результирующая оценка представляет собой сумму баллов, полученных по итогам текущего контроля и на экзамене с умножением на соответствующие коэффициенты. Оценка выставляется по следующей формуле:
Одисциплина = k1 х (Ок/р + Од/з) + k2 Х Оэссе+ k3 х Оэкзамен,
где Одисциплина – результирующая оценка (максимум – 10 баллов),
k1 = 0,1,
Ок/р – баллы, полученные за контрольную работу (максимум - 5 баллов),
Од/з– баллы, полученные за домашнее задание (максимум - 5 баллов),
k2 = 0,2,
Оэссе – баллы, полученные за эссе (максимум - 5 баллов),
K3 = 0,8,
Оэкзамен – баллы, полученные за экзамен (максимум - 10 баллов).
Содержание дисциплины
Тема 1. Основы работы с правовыми текстами: анализ, интерпретация, обсуждение
Определение предмета текста, формулирование основной темы, проблемы, заглавия.
Формулирование вопросов к тексту, подготовка ответов на вопросы по тексту.
Изложение (пересказ) основного содержания и отдельных фрагментов текста. Реферирование (конспектирование) текста, разработка плана прочитанного текста (по пунктам, в виде таблицы и пр.).
Подготовка и формулирование выводов по тексту, комментирование текста, подготовка и формулирование аннотации к тексту. Определения ключевых понятий текста.
Стилистика текста, выявление особенностей, позволяющих классифицировать его по жанровой принадлежности. Выделение сходств и различий разножанровых текстов по одной и той же (сходной) тематике.
Критический анализ текста: поиск аргументов изложенной позиции и формулирование контраргументов
Построение взаимосвязей в тексте в виде схемы.
Тема 2. Подготовка научного письменного текста: планирование, составление, оформление ссылочно-библиографического аппарата
Выбор темы и ее обоснование: новизна, актуальность, теоретическое и практическое значение.
Определение предмета текста, формулирование основной темы, проблемы. Заглавие как отражение основной темы текста. Определение ключевых понятий текста.
Подготовка плана (структуры) научной статьи, определение целей и задач. Подготовка аннотации и тезисов статьи.
Стилистика письменной научной работы.
Поиск и подбор литературы и нормативных правовых актов, Интернет-ресурсов. Оформление списка литературы. Оформление ссылок (сносок).
Подготовка аргументации позиции, изложенной в статье, и формулирование выводов – промежуточных и итоговых.
Тема 3. Подготовка устного выступления: планирование, составление тезисов, представление, защита позиции
Составление плана выступления и тезисов.
Стилистика устного выступления, отличия от письменного текста.
Устное выступление, защита позиции, убеждение.
Ведение дискуссии: формулирование аргументов и подготовка ответов на вопросы (контраргументы оппонентов).
Подготовка презентации для устного выступления, требования к презентации.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература
Аврамцев В.В. Психология профессионального общения юриста. Нижний Новгород, 2001.
Введенская Л.А. Риторика для юристов: Учебное пособие для ВУЗов. М., 2008.
Коренев А.П. Введение в юридическую специальность: Учебное пособие. М., 1999.
Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: Учебное пособие. М., 1997.
Кузнецов И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформление / 3-е изд. перераб. и. доп. М., 2008.
Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972.
Честнов И.Л. Методология и методика юридического исследования. СПб., 2004.
Дополнительная литература
Андреев О.А., Хромов П.Н. Техника быстрого чтения. Минск, 2002.
Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. М., 2002.
Безуглов И. Г., Лебединский В. В., Безуглов А. И. Основы научного исследования. М., 2008.
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания / Пер. с англ. М., 1995.
Еникеев М.И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии. Учебник. М., 2005.
Владимиров Л.Е. Психологическое исследование в уголовном суде. М., 1901.
Воронцов Г.А. Работа над рефератом. Ростов-на-Дону, 2002.
Гецов Г.Г. Работа над книгой: рациональные приемы. М., 1994.
Кони А.Ф. Собрание сочинений. Т. 3. Судебные речи. М., 1967.
Кочергин А.Н. Методы и формы познания. М., 1990.
Лазарев В.В. Социально-психологические аспекты применения права. Казань, 1982.
Лебединский В.В. Основы научного исследования. М., 2008.
Левитан К.М. Юридическая педагогика: Учебник. М., 2011.
Никифоров А.В. Логика и теория аргументации. М., 2005.
Папковская П.Я. Методология научных исследований: Курс лекций. М., 2007.
Поппер К.Р. Логика научного исследования. М., 2010.
Рикер П. Конфликт интерпретаций: очерки о герменевтике / Пер. с фр. М., 2008.
Рикер П. История и истина / Пер. с фр. СПб., 2002.
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1996.
Рузавин Г.И. Методология научного исследования. М., 1999.
Солганик Г.Я. Стилистика текста. М., 2002.
Сопко В.В. Основы научных исследований: Учебное пособие для студентов ВУЗов. Киев, 1990.
Судебные ораторы Франции / Пер. А. Шмакова. М., 1888.
Сырых В.М. История и методология юридической науки.: Учебник. М., 2013.
Шкляр М.Ф. Основы научных исследований. М., 2009.
Шуйская Ю.В. Аргументация в судебной риторике. М., 2008.
Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки. М., 2003.
ГОСТы
ГОСТ 7.0.5-2008. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.
ГОСТ 7.79-2000 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Правила транслитерации кирилловского письма латинским алфавитом»;
ГОСТ 7.80-2000 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления»;
ГОСТ 7.82-2000 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления»;
ГОСТ 7.83-2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения»;
ГОСТ 7.88-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Правила сокращения заглавий и слов в заглавиях публикаций»;
ГОСТ 7.11-2004 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках»;
ГОСТ 7.0.4-2006 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Выходные данные».
Интернет-ресурсы
Academia: http://www.academia.edu.
East View: Electronic Database: http://www.eastview.com.
Google Книги: http://books.google.ru.
Internet Archive: Digital Library: http://archive.org.
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru.
Научная электронная библиотека «Киберленинка»: http://cyberleninka.ru.
Методические указания
Изучение данной дисциплины включает следующие формы занятий: аудиторные занятия, две контрольные работы, эссе, самостоятельную работу и экзамен, завершающие ее изучение.
При изучении дисциплины базовым является учебник: Кузнецов И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформление / 3-е изд. перераб. и. доп. М., 2008.
Для успешного прохождения аттестации по дисциплине студент должен изучить основную литературу, перечень которой содержится в данной программе. Дополнительная литература изучается студентом для углубленного освоения отдельных тем.
Аудиторные занятия проводятся в соответствии с тематическим планом. Их целью является углубление знаний студентов по определенным темам, отработка умений и навыков ведения аналитической и научно-исследовательской работы. Задания для занятий своевременно размещаются в системе LMS.
При подготовке к контрольной работе студенту следует ознакомиться с правилами ее проведения и оценивания результатов, представленными в п. 6.1. настоящей программы.
При подготовке эссе студенту следует ознакомиться с правилами его написания и оценивания, представленными в п. 6.2. настоящей программы.
При подготовке домашнего задания студенту следует ознакомиться с правилами его написания и оценивания, представленными в п. 6.3. настоящей программы.
Задания на экзамен формулируются преподавателем в пределах данной программы курсов с учетом навыков и умений, приобретению которых уделялось особое внимание во время лекционных и семинарских занятий.
При подготовке к экзамену студенту следует ознакомиться с правилами его проведения и оценивания результатов, представленными в п. 6.4. настоящей программы.