Исследование темперамента в России
Исследования темперамента и его физиологической базы ведутся в ряде направлений отечественной психологии. Далее будет рассмотрено только одно из них, в русле которого были получены данные о роли генотипа и среды в детерминации темперамента. Основоположниками этого направления являются Б.М.Теплов и В.Д.Небылицын, создавшие школу дифференциальной психофизиологии, то есть отрасли психологии, которая изучает физиологические механизмы индивидуальных различий в психологических особенностях человека.
Б.М.Тепловым была разработана программа дифференциально-психологического исследования, цель которой состояла в том, чтобы “подойти к пониманию и возможно более точному изучению некоторых индивидуально-психологических различий людей, отправляясь от изучения типологических свойств нервной системы”. Сформулирована эта цель в статье Б.М.Теплова, которая была опубликована в 1957 г. и называлась “Исследование свойств нервной системы как путь к изучению индивидуально-психологических различий”. Этапы этого пути, как показали исследования, проведенные в этом направлении, представляют собой последовательный переход от изучения собственно физиологических основ индивидуальности (свойств нервной системы) к анализу их соотношения с психологическими характеристиками и далее — к изучению собственно динамических характеристик психической деятельности. К числу последних относятся задатки способностей и темперамент, исследование которых началось в 60 гг. под руководством В.Д.Небылицына.
Темперамент рассматривается В.Д.Небылицыным как “характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, то есть темпа, быстроты, ритма, интенсивности составляющих эту деятельность психических процессов и состояний”. В структуре темперамента было выделено два основных компонента — активность и эмоциональность.
Активность связана с энергетическими потенциалами человека, позволяющими ему с большей или меньшей эффективностью осваивать и преобразовывать окружающий его мир. Поскольку энергетические потенциалы определяют динамику деятельности человека в самых разных ситуациях и в самых разных сферах, активность нельзя ограничивать только особенностями моторики: динамические характеристики активности, по его предположению, могут проявляться и в других сферах, в частности, в общении и в познавательной деятельности.
Первые экспериментальные исследования, проведенные в дифференциальной психофизиологии, были связаны с анализом структуры активности и выяснением ее связей с психофизиологическими особенностями человека. Эти исследования показали, что об активности можно судить по трем ее проявлениям — по индивидуальному темпу деятельности (по скорости двигательной реакции, которая свойственна испытуемому и которую он склонен сам выбирать), по склонности к разнообразию реакций и по склонности к действиям в ситуации, когда, по условиям эксперимента, действие не является обязательным (одни люди склонны, а другие — не склонны к проявлениям сверхнормативной активности). В дальнейшем было обнаружено, что эти три показателя активности, называемые в ряде работ скоростным (темп), вариационным (пластичность) и эргическим компонентами активности, хорошо отражают динамические особенности активности в самых разных сферах — в двигательной, когнитивной, волевой и в сфере общения.
Кроме объективных (тестовых) показателей, для определения активности используются и опросники. В Опроснике структуры темперамента вопросы направлены на диагностику трех описанных компонентов активности в том виде, в котором они проявляются в предметной и социальной сферах деятельности. Например, проявление скоростного показателя активности в предметной сфере определяется по вопросам типа: “Нравятся ли Вам игры, требующие быстроты и ловкости?”, а проявление скоростного показателя в социальной сфере — по вопросам типа: “Нравится ли Вам быстро говорить?”
В опросниках для диагностики темперамента дошкольников и младших школьников скоростной, вариационный и эргический компоненты активности не выделяются как самостоятельные. Об активности свидетельствуют три основных компонента (двигательная активность, познавательная активность и общительность) и три дополнительных, важных для понимания темперамента в этом возрастном диапазоне (динамические показатели настойчивости, импульсивность и утомляемость, связанная с порогами реактивности).
Эмоциональность (второй компонент темперамента, выделяемый в этом направлении исследований) рассматривается как “особенности возникновения, протекания и прекращения разноообразных чувств, аффектов и настроений”, то есть, иначе говоря, эмоциональность связана с динамикой эмоциональной жизни человека. Однако у одного и того же человека эта динамика может быть различной для разных эмоциональных состояний, для положительных и отрицательных эмоций. Невозможно понять индивидуальное своеобразие эмоциональности, если не учитывать качественных различий в эмоциях. В связи с этим исследователи сочли необходимым анализировать не только динамику эмоциональных переживаний, но и вид (модальность) тех переживаний, которые преобладают у того или иного человека.
Было предположено, что наиболее важными видами эмоций (первичными, базальными эмоциями) являются три из них — удовольствие (радость), гнев и страх. Базальный характер этих эмоций определяется, с одной стороны, их непосредственной связью с физиологическими особенностями, а с другой — той ролью, которую они играют в эмоциональной жизни: склонность к переживанию эмоций той или иной модальности является устойчивой, а уровни проявления эмоций разных модальностей и их соотношение друг с другом в значительной степени определяют разнообразие эмоциональных переживаний человека.
Для диагностики эмоциональности были разработаны разнообразные процедуры — наблюдение, длительное самонаблюдение, в ходе которого велись ежедневные дневниковые записи, проективные методы, опросники, экспертные оценки.
Исследования активности и эмоциональности, проведенные в этом направлении изучения темперамента, показали, что темперамент обнаруживает отчетливые связи с психофизиологическими особенностями человека. Так, более высокий уровень активности оказался связан с более высоким активирующим влиянием подкорковых структур, с таким свойством нервной системы человека, как активированность. С другой стороны, было показано, что особенности темперамента определяют своеобразие процессов саморегуляции и связаны с некоторыми личностными особенностями и с успешностью в некоторых видах деятельности. Таким образом, исследования этого направления показали опосредующую роль темперамента: будучи связан с физиологическими закономерностями, темперамент влияет на формирование индивидуальных различий в личностной сфере.
Генетические исследования темперамента начались с середины 70-х гг. При исследовании трех компонентов активности (скорости, изменчивости и склонности к продолжению деятельности) у детей 9 — 10 лет внутрипарное сходство МЗ оказалось выше, чем сходство ДЗ по большинству скоростных и результативных показателей, полученных в психомоторной и интеллектуальной сферах, однако различие между МЗ и ДЗ близнецами не было обнаружено в показателях, свидетельствующих о стремлении продолжать начатую деятельность.
В исследовании, проведенном на взрослых (18 — 25 лет), и скоростные показатели выполнения интеллектуальной деятельности, и ее разнообразие оказались у МЗ близнецов внутрипарно более похожими, чем у ДЗ близнецов.
При анализе изменений в свойствах темперамента у детей при переходе от дошкольного к школьному возрасту (от 6 к 7 годам) были получены данные, свидетельствующие о влиянии генотипа на индивидуальные различия в свойствах темперамента. По оценкам матерей, воспитателей детских садов и учителей первого класса, МЗ близнецы в большинстве случаев (за исключением одного показателя — утомляемости в 6 лет) оказываются больше похожи друг на друга, чем ДЗ, и по разным показателям активности, и по суммарному показателю эмоциональности, свидетельствующему о преобладании того или иного эмоционального тона и легкости изменения настроения. При этом от 6 к 7 годам внутрипарные различия ДЗ резко увеличиваются (коэффициенты внутрипарных корреляций ДЗ близнецов в 7 лет становятся значительно ниже, чем в 6 лет), и, соответственно, различия между МЗ и ДЗ близнецами становятся больше. Эти данные свидетельствуют о связи показателей активности и эмоциональности с генотипом и демонстрируют ту же картину, которая наблюдалась в других направлениях исследования темперамента: по некоторым показателям, полученным в 6 лет, и по всем показателям в 7 лет сходство МЗ близнецов превышает сходство ДЗ близнецов больше чем в два раза.
В более старшем возрасте, в 13—14 лет, данные Опросника структуры темперамента, заполнявшегося самими близнецами, демонстрируют влияние генотипа на показатели активности и эмоциональности, связанные в этом опроснике исключительно с легкостью возникновения отрицательных эмоциональных состояний.
Анализируя эти данные, следует также обратить внимание на то, что показатели эргичности и эмоциональности, связанные с предметной деятельностью, испытывают большее влияние генотипа, чем показатели эргичности и эмоциональности, связанные с социальным взаимодействием. В самом начале этой главы говорилось о том, что по мере взросления человека свойства темперамента “маскируются”: их проявления могут усиливаться или уменьшаться в зависимости от норм общества, предъявляемых человеку. Очевидно, что в ситуациях, связанных с общением, ожидания и требования окружающих влияют на поведение в большей степени, чем в ситуациях, связанных с предметной деятельностью. Именно в результате этого динамические характеристики активности и эмоциональности, касающиеся ситуаций общения, начинают отражать не столько свойства темперамента как таковые, сколько особенности личности, сформированные на базе этих свойств темперамента. В результате этого динамические характеристики общительности утрачивают к 13—14 годам связь с генотипом, которая была в более младшем возрасте – в 6-7 лет.
Что касается эмоциональности, то ее подробное исследование на взрослой близнецовой выборке (18—25 лет) демонстрирует большее сходство МЗ близнецов, по сравнению с ДЗ, почти по всем показателям, хотя данные, полученные разными методами, сильно расходятся в оценке внутрипарного сходства и МЗ, и ДЗ близнецов. В целом, можно сказать, что есть некоторое влияние генотипа на особенности проявления базальных эмоций (радости, гнева или страха), хотя дать количественную оценку этому влиянию по имеющимся данным невозможно.
Таким образом, по результатам генетических исследований, проведенных в русле концепции темперамента, предложенной В.Д.Небылицыным, можно сказать, что генотип влияет на индивидуальные различия по активности и эмоциональности, однако динамические показатели активности, прежде всего показатели активности, которые проявляются в ситуации общения, к подростковому возрасту оказываются связаны исключительно со средовыми влияниями.