Разновидности организационных структур управления
Основные методы менеджмента
Это способы воздействия на объект управления для достижения цели. Главная цель деятельности организации, получение прибыли. Работа должна быть разбита по структурам и не должна регулироваться принципами ведение управленческой деятельности.
Методы управления делятся на:
1. Административные ( метод основывается на том, что вся деятельность организации проводится на жёстком подчинении работников, и на их беспрекословном выполнении приказаний, применится если велик вес традиций) Ещё одна черта является поощрением исполнительности, а не инициативности.
2. Организационно-правовой (определяет организационно- правовую форму фирмы, условия функционирования, структуру организации, регламентирует права и ответственность персонала.)
3. Экономический (основан на материальной заинтересованности работников и позволяет активизировать их деятельность. Фирма получает дополнительную прибыль за счёт снижения издержек из которых выплачивается премия сотрудникам. Для большей заинтересованности работников, денежные выплаты привязываются к прибыли)
4. Социально-психологические ( подразделяются на воздействии: 1. создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и доверительных отношений между руководителями и подчинёнными.
2. Предоставление возможности развития и реализации личных способностей работника)
ВЫВОД: Все перечисленные методы не противопоставляются, наилучший результата фирма добьется в том случае, если все методы взаимодействуют.
Школа менеджмента
Только в начале 20 века управление было признано самостоятельной областью знаний.
Научная школа управления 1885-1920 гг.
Создатель: Федерик Тейлор обосновал необходимость подбора конкретных работников для выполнения определённой работы. Обучение работников, подготовка и переподготовка как внутри организации, так и на стороне, а так же рационализации труда и его мотивации. Благодаря этой школе были разработаны принципы управления, которое действует и в наши дни.
- Чётко поставленные цели (исходный пункт управления)
- Здравый смысл, предполагающий признания ошибок и поиск их причин
- Компетентная Консультация профессионалов и совершенствуемое процессов управления на основе их рекомендации
- Дисциплина на предприятии
- Письменные, стандартные инструкции
- Нормы расписания
- Нормализация условий труда
- Нормирование операции
- Вознаграждение за производительность
Классическая или административная школа 1920-1950
Создатель Анри Файоё. Специалисты этой школы, эффективность работы всей организации и итоги этих работ, является создание принципов управления всей организации.
Принципы:
- Разделение труда
- Право отдавать приказы и исполнять
- Дисциплина, как взаимное уважение
- Единственный руководитель организации
- Единство направления
- Подчинённость личных интересов общим
- Скалярная цепь- ряд лиц состоящих в управленческой пирамиде предприятия
- Стабильность рабочего места
Школа человеческих отношений 1950-до наших дней
Основная цель школы- повышение работы организации за счёт лучшего использования человеческих ресурсов. Представители этой школы постоянно проводят исследования по вопросам мотивации людей, характера власти, лидерства в коллективе и т.д.
Результатом является вывод системы человеческих отношений влияет на результат.
Разновидности организационных структур управления
ОСУ- упорядоченная совокупность устройство взаимосвязанных элементов, обеспечивающая функционирования и развитие организации, как единого целого
Виды отношений внутри организации делятся:
1.Линейные отношения (руководитель-подчинённые)
2. Функциональные отношения- специалиста и рабочего
3. Отношения управленческого аппарата имеющий место в случае представления чьих либо прав и полномочий( защита профсоюза своего работника)
Связи между элементами структуры управления бывают:
1.Вертикальная- руководитель и подчинённый
2.Горизонтальная- взаимодействие равноправных членов коллектива
Основные системы управления организации:
1.Линейная система- это непосредственное подчинение по всем вопросам ниже стоящих к выше стоящих.
2.Функциональная- представляет собой схему подчинения ниже стоящего подразделения к ряду функциональных
3.Линейно-функциональная- решения подготовленные функциональными подразделениями рассматриваются и утверждаются линейным руководителем
4.Матричная система управления- сеть горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых с вертикальными образуются в результате действия руководителя проектов