О общение и социальное познание
Общение является необходимым условием всякой совместной деятельности и представляет собой процесс установления и развития контакта между людьми, обмена информацией, восприятия участниками общения друг друга и их взаимодействия.
Отечественные исследователи выделяют следующие основные стороны общения: коммуникация, перцепция, интеракция.
2. Коммуникация — это процесс передачи информации от одного лица другому или группе лиц и восприятие этой информации данными лицами.
Выделяют следующие основные элементы коммуникационной цепи:
1) источник информации (ее отправитель, коммуникатор);
2) передатчик;
3) приемник;
4) получатель информации (коммуникант, адресат коммуникации).
3. Невербальная коммуникация — это передача информации без использования языка слов.
Среди форм невербальной коммуникации особенно выделяются визуальный контакт, лицевые экспрессии, телодвижения человека, его позы и жесты.
4. Первая встреча с новым человеком уже приводит к формированию у нас некоторого впечатления о нем.
Это впечатление обусловлено признаками, которые наилучшим образом выражены во внешности воспринимаемого человека.
Первое впечатление о человеке подвержено также эффекту последовательности поступающей к нам информации, характеризующей данное лицо.
Кроме того, каждый человек в соответствии со своими личностными особенностями осуществляет определенную селекцию стимулов, влияющих на него.
Подобная избирательность восприятия обусловлена также социальными ролями, профессией и опытом индивида.
5. При восприятии других людей мы идентифицируем их в соответствии с определенными признаками, относим их к тем или иным социальным категориям.
При этом мы обычно приписываем им какие-либо личностные свойства, способности, мотивы, социальные ценности, т.е. осуществляется процесс стереотипизации.
Имеющиеся данные доказывают, что значительная часть людей приписывает какой-либо рассматриваемой группе одни и те же черты.
6. Гало-эффект — тенденциозность нашего восприятия, проявляющаяся в том, что при оценке каких-либо черт личности нам свойственна тенденция преобразования наших оценок в совместимые, непротиворечивые.
Этот эффект проявляется тогда, когда у нас мало информации о другом человеке, который является объектом оценки.
7. Объясняя себе поведение других людей, мы приписываем этому поведению внутренние или внешние причины.
В первом случае можно говорить об интернальной (внутренней, диспозиционной) атрибуции, во втором случае — об экстернальной (внешней, ситуационной) атрибуции.
8. Объясняя действия других людей, мы чаще всего ищем причину в их диспозициях, а не в каких-либо ситуационных обстоятельствах.
Эта тенденция называется фундаментальной ошибкой атрибуции.
Однако при оценке своего собственного поведения мы проявляем тенденцию объяснять его ситуационными причинами.
Это явление называется различием между действующим лицом и наблюдателем.
Тенденция предрасположения в пользу своего Я заключается в том, что при взаимодействии с другими людьми мы проявляем склонность относить на свой счет те их действия, которые согласуются с нашими собственными интересами.
При этом свои достижения мы приписываем внутренним причинам, а свои неудачи — внешним причинам.
9. Социальное взаимодействие — это межличностные контакты, при которых двое или больше людей осуществляют какие-либо совместные действия.
Выделяют два основных вида взаимодействия — кооперацию и конкуренцию.
Кооперация подразумевает координацию индивидуальных действий людей, она лежит в основе совместной деятельности.
Конкуренция подразумевает борьбу нескольких индивидов за достижение одной и той же цели.
В своих крайних проявлениях конкуренция приобретает форму конфликта.
10. Конфликт — это столкновение противоречивых сил, которое сопровождается состоянием эмоциональной напряженности.
С одной стороны, возникновение конфликта обусловлено определенной социально-психологической средой.
С другой стороны, необходимым обстоятельством для возникновения конфликта является субъективное восприятие какой-либо ситуации как конфликтной хотя бы одним из ее участников.
Конфликты бывают конструктивные (функциональные), приводящие к достижению групповых целей, и деструктивные (дисфункциональные), препятствующие достижению групповых целей.
Регулирование конфликтности в группах является одним из важных путей повышения уровня групповой продуктивности.
Ключевые понятия
Общение
Коммуникация
Перцепция
Интеракция
Невербальная коммуникация
Селективность восприятия
Социальная категория
Социальный стереотип
Гало-эффект
Каузальная атрибуция
Фундаментальная ошибка атрибуции
Кооперация
Конкуренция
Конфликт
Конструктивный (функциональный) конфликт
Деструктивный (дисфункциональный) конфликт