Требования к содержанию и оформлению контрольной работы. 2.1. Эволюция концепций менеджмента: основные этапы

Вариант

2.1. Эволюция концепций менеджмента: основные этапы

При раскрытии данного вопроса следует отметить заслугу Ф.Тейлора в формировании научного подхода к управлению производством на основе научной организации труда, научно обоснованных норм, разработки стимулирующих систем оплаты труда; уделить внимание значительному вкладу Г.Эмерсона и Г.Форда в развитие системы Тейлора; отметить роль представителей административной и бюрократической теории; изложить основные положения доктрины «человеческих отношений»; рассмотреть суть процессного, системного и ситуационного подходов в менеджменте; отразить основные направления современного менеджмента.

Вариант

4.1. Характеристика американской модели менеджмента

Следует раскрыть основные исторические предпосылки фор­мирования современного американского менеджмента. Корпорация как основная организационно-правовая форма предпринимательства. Роль стратегического управления в корпорациях. Американская практика подбора руководящих кадров.

Вариант

5.1. Сущность японской модели менеджмента

При рассмотрении данного вопроса основное внимание следует уделить факторам, составляющим суть японской модели менеджмента: ориентир на человеческий фактор, групповая сплоченность, традиция подчинения старшему по возрасту; система оплаты труда, корпоративный дух, систе­ма пожизненного найма, продвижение по старшинству, управление каче­ством, система организации труда как особенности японского менеджмента.

Вариант

7.1. Виды организаций

Необходимо рассмотреть многообразие организаций, на основе таких признаков, как форма собственности, организационно-право­вая форма, цели организации, виды деятельности, объем деятельности и прочее.

Вариант

8.1.Формальные и неформальные группы в организации, их характеристика

Следует раскрыть значение групп в коллективе, их разновидности, причины возникновения неформальных групп. Влияние не­формальных групп на эффективность формальной организации. Роль руко­водителя организации в управлении неформальной группой.

Вариант

9.1. Функции менеджмента

Общие функции менедж­мента, независящие от объекта управления: планирование, организации, координация, мотивация и контроль. Специальные и вспомогательные функции менеджмента. Процессный подход к управлению как непрерыв­ная серия взаимосвязанных функций.

Вариант

10.1. Миссия и целеполагание в процессе менеджмента

Миссия организации. Процесс постановки и разработки целей как составляющая функции планирования. Функции целей и требования к ним. Организационные уровни целей: стратегические цели, тактические, опера­ционные. Управление по целям.

Вариант

11.1. Стратегическое и текущее планирование

Изложите задачи стратегического планирования в условиях рынка. Следует раскрыть содержание основных этапов стратегического планирования, анализ внутренней и внешней среды, выявление сильных и слабых сторон организации и выбор ее стратегии. Кроме этого следует рассмотреть текущее планирование как форму реализации стратегических планов; направления и ориентиры текущих планов; про­цесс и методы принятия плановых решений; организацию планирования и экономическую оценку планов.

Вариант

12.1. Контроль как функция менеджмента

Покажите значение функции контроля в системе управления, виды контроля: предварительный, текущий, заключи­тельный; а также характеристики эффективного контроля.

Вариант

13.1. Организационные структуры управления (ОСУ): понятие, основные элементы, требования к ОСУ

Следует раскрыть понятие «организационная структура управления»; отметить влия­ние ряда факторов на ОСУ организации; показать основные элементы лю­бой ОСУ; изложить основные требования к организационной структуре управления.

Вариант

14.1. Основные виды организационных структур управления

Уяснить общее понятие структуры управления, суть организационных полномочий, а также разновидности аппаратных полномочий; дать характеристику основным типам структур уп­равления: бюрократическим и адаптивным, уделить внимание таким ви­дам ОСУ как линейная, функциональная, линейно-функциональная, по проекту и т.д.

Вариант

15.1. Организационно-распорядительные методы управления

Необходимо определить роль организационно-распорядительных методов в системе управления, их мотивационную осно­ву, влияние и взаимосвязь с другими методами управления, а также рас­крыть суть и особенности этих методов.

Вариант

16.1. Экономические методы управления

Следует отразить роль экономических методов в условиях рыночных отношений, их мотивационную основу, применение этих методов на разных уровнях управления: государства, отдельных организаций и индивидуумов; раскрыть суть основных эко­номических методов управления.

Вариант

17.1. Социально-психологические методы управления

Способы воздействия социально-психологических методов на работников, их мотивационную основу. Покажите наиболее распространенные социально-психологические методы. Уделите внимание социально-психологическим службам организации и их роли в формировании социально-психологического климата в коллективе.

Вариант

18.1. Сущность и роль управленческих решений, их клас­сификация

Природа процесса принятия решений. Принятие решений - как ос­новной вид деятельности руководителя. Виды решений: запрограммирован­ные и незапрограммированные. Многообразие управленческих решений, их современная классификация.

Вариант

19.1. Технология принятия управленческих решений

Следует уделить внимание основным этапам принятия управленческого решения: постановка проблемы; подготовка информаци­онного материала; выработка вариантов решения; определение оптималь­ного варианта; формализация управленческого решения; организация выполнения принятого решения (определение сроков и специалистов, ответ­ственных за выполнение решения); контроль руководства за ходом выпол­нения решения; анализ результатов по принятому решению; введение изменений в систему управления на основе этих результатов.

Вариант

20.1. Общая характеристика персонала организации

Необходимо раскрыть понятие «персонал организации»; основные показатели, характеризующие персонал организа­ции; дать классификацию состава персонала; особое внимание уделить уп­равленческим работникам.

Вариант

21.1. Функции служб по работе с персоналом

Уделить внимание целям и задачам служб по работе с персоналом: организации подбора и расстановки персонала; изучению, оцен­ки и аттестации сотрудников; системе подготовки, обучения и повышения квалификации персонала; особенностям оценки профпригодности различ­ных специалистов.

Вариант

22.1. Мотивация как функция управления

Следует рассмотреть содержание понятия «мо­тивация», первоначальные концепции мотивации, основные направления эволюции современных теорий мотивации, а также подходы к мотивации в содержательных и процессуальных теориях.

Вариант

23.1. Особенности различных форм власти и влияния

Необходимо раскрыть содержание понятий «влияние» и «власть»; показать многообразие форм власти; уделить внима­ние власти, основанной на принуждении, и ее особенностям; дать характе­ристику власти, основанной на вознаграждении, и показать формы вознаг­раждения, используемые руководителем; отразить основные черты экспер­тной власти; показать особенности эталонной власти, раскрыть понятие о харизме, ее основных формах и остановиться на признаках харизматичес­кого лидера; дать общую характеристику законной власти.

Вариант

24.1. Основные теории лидерства

Различные подходы к проблеме лидерства. Природа лидерства. Общая характеристика теорий лидерства. Классификация моделей лидерства.
Раскрыть суть различных подходов к проблеме лидерства с позиций личных качеств, поведенческого и ситуационного подходов.

Вариант

25.1. Стили руководства

Следует отразить современные требования к менеджеру, подходы к определению и формированию стиля руководства. Дать харак­теристику авторитарному, демократическому и либеральному стилям; их преимущества и недостатки, условия использования того или иного стиля руководства. Адаптация стилей руководства к деловым ситуациям.

Вариант

26.1. Самоменеджмент руководителя: его основные составляющие

Следует раскрыть зависимость эффективности труда менеджера от самоменеджмента, технологии управления своим режимом труда, отдыха и человеческих отношений, рассмотреть основ­ные составляющие самоменеджмента: управление временем, тренировка памяти, быстрое чтение, тренировка интеллекта, управление стрессом и др.

Вариант

27.1. Конфликты в менеджменте

Следует отразить современный взгляд теории социальных систем на конфликт между человеком и организацией; виды конфликтов, причины их возникновения, рассмотреть основные стратегии разрешения конфликта, а также суть и возможность той или иной стратегии в различных конфликтных ситуациях.

Требования к содержанию и оформлению контрольной работы

Цель контрольной работы: усвоение теоретического материала по заданным вопросам; проверка умения студентов применять теоретические знания при решении практических заданий и умения систематизировать и анализировать теоретический материал.

Требования к содержанию контрольной работы:

· творческий, самостоятельный подход к изложению материала, умение выразить свое мнение по исследуемому вопросу;

· недопустимость механического переписывания материала учебника или лекций;

· подтверждение теоретических выводов практическим или статистическим материалом;

· цитирование первоисточников со ссылками на номер работы, указанный в списке используемой литературы, и страницу; наличие иллюстраций и таблиц.

Требования к оформлению контрольной работы:

· объем работы - 20 страницы рукописного текста или 10-15 страниц машинописного текста стандартного формата А4;

· страницы работы нумеруются, титульный лист является первой страницей контрольной работы (номер страницы на титульном листе не проставляется); на 2-ой странице дается план (содержание) работы; далее следуют наименования теоретических вопросов или практических заданий и ответы на них; все иллюстрации и таблицы должны быть пронумерованы, каждую иллюстрацию необходимо снабжать подрисуночной надписью, таблицы с заголовками должны быть помещены в тексте после абзацев, содержащих ссылки на них.

Наши рекомендации