Требования к содержанию и оформлению контрольной работы. 2.1. Эволюция концепций менеджмента: основные этапы
Вариант
2.1. Эволюция концепций менеджмента: основные этапы
При раскрытии данного вопроса следует отметить заслугу Ф.Тейлора в формировании научного подхода к управлению производством на основе научной организации труда, научно обоснованных норм, разработки стимулирующих систем оплаты труда; уделить внимание значительному вкладу Г.Эмерсона и Г.Форда в развитие системы Тейлора; отметить роль представителей административной и бюрократической теории; изложить основные положения доктрины «человеческих отношений»; рассмотреть суть процессного, системного и ситуационного подходов в менеджменте; отразить основные направления современного менеджмента.
Вариант
4.1. Характеристика американской модели менеджмента
Следует раскрыть основные исторические предпосылки формирования современного американского менеджмента. Корпорация как основная организационно-правовая форма предпринимательства. Роль стратегического управления в корпорациях. Американская практика подбора руководящих кадров.
Вариант
5.1. Сущность японской модели менеджмента
При рассмотрении данного вопроса основное внимание следует уделить факторам, составляющим суть японской модели менеджмента: ориентир на человеческий фактор, групповая сплоченность, традиция подчинения старшему по возрасту; система оплаты труда, корпоративный дух, система пожизненного найма, продвижение по старшинству, управление качеством, система организации труда как особенности японского менеджмента.
Вариант
7.1. Виды организаций
Необходимо рассмотреть многообразие организаций, на основе таких признаков, как форма собственности, организационно-правовая форма, цели организации, виды деятельности, объем деятельности и прочее.
Вариант
8.1.Формальные и неформальные группы в организации, их характеристика
Следует раскрыть значение групп в коллективе, их разновидности, причины возникновения неформальных групп. Влияние неформальных групп на эффективность формальной организации. Роль руководителя организации в управлении неформальной группой.
Вариант
9.1. Функции менеджмента
Общие функции менеджмента, независящие от объекта управления: планирование, организации, координация, мотивация и контроль. Специальные и вспомогательные функции менеджмента. Процессный подход к управлению как непрерывная серия взаимосвязанных функций.
Вариант
10.1. Миссия и целеполагание в процессе менеджмента
Миссия организации. Процесс постановки и разработки целей как составляющая функции планирования. Функции целей и требования к ним. Организационные уровни целей: стратегические цели, тактические, операционные. Управление по целям.
Вариант
11.1. Стратегическое и текущее планирование
Изложите задачи стратегического планирования в условиях рынка. Следует раскрыть содержание основных этапов стратегического планирования, анализ внутренней и внешней среды, выявление сильных и слабых сторон организации и выбор ее стратегии. Кроме этого следует рассмотреть текущее планирование как форму реализации стратегических планов; направления и ориентиры текущих планов; процесс и методы принятия плановых решений; организацию планирования и экономическую оценку планов.
Вариант
12.1. Контроль как функция менеджмента
Покажите значение функции контроля в системе управления, виды контроля: предварительный, текущий, заключительный; а также характеристики эффективного контроля.
Вариант
13.1. Организационные структуры управления (ОСУ): понятие, основные элементы, требования к ОСУ
Следует раскрыть понятие «организационная структура управления»; отметить влияние ряда факторов на ОСУ организации; показать основные элементы любой ОСУ; изложить основные требования к организационной структуре управления.
Вариант
14.1. Основные виды организационных структур управления
Уяснить общее понятие структуры управления, суть организационных полномочий, а также разновидности аппаратных полномочий; дать характеристику основным типам структур управления: бюрократическим и адаптивным, уделить внимание таким видам ОСУ как линейная, функциональная, линейно-функциональная, по проекту и т.д.
Вариант
15.1. Организационно-распорядительные методы управления
Необходимо определить роль организационно-распорядительных методов в системе управления, их мотивационную основу, влияние и взаимосвязь с другими методами управления, а также раскрыть суть и особенности этих методов.
Вариант
16.1. Экономические методы управления
Следует отразить роль экономических методов в условиях рыночных отношений, их мотивационную основу, применение этих методов на разных уровнях управления: государства, отдельных организаций и индивидуумов; раскрыть суть основных экономических методов управления.
Вариант
17.1. Социально-психологические методы управления
Способы воздействия социально-психологических методов на работников, их мотивационную основу. Покажите наиболее распространенные социально-психологические методы. Уделите внимание социально-психологическим службам организации и их роли в формировании социально-психологического климата в коллективе.
Вариант
18.1. Сущность и роль управленческих решений, их классификация
Природа процесса принятия решений. Принятие решений - как основной вид деятельности руководителя. Виды решений: запрограммированные и незапрограммированные. Многообразие управленческих решений, их современная классификация.
Вариант
19.1. Технология принятия управленческих решений
Следует уделить внимание основным этапам принятия управленческого решения: постановка проблемы; подготовка информационного материала; выработка вариантов решения; определение оптимального варианта; формализация управленческого решения; организация выполнения принятого решения (определение сроков и специалистов, ответственных за выполнение решения); контроль руководства за ходом выполнения решения; анализ результатов по принятому решению; введение изменений в систему управления на основе этих результатов.
Вариант
20.1. Общая характеристика персонала организации
Необходимо раскрыть понятие «персонал организации»; основные показатели, характеризующие персонал организации; дать классификацию состава персонала; особое внимание уделить управленческим работникам.
Вариант
21.1. Функции служб по работе с персоналом
Уделить внимание целям и задачам служб по работе с персоналом: организации подбора и расстановки персонала; изучению, оценки и аттестации сотрудников; системе подготовки, обучения и повышения квалификации персонала; особенностям оценки профпригодности различных специалистов.
Вариант
22.1. Мотивация как функция управления
Следует рассмотреть содержание понятия «мотивация», первоначальные концепции мотивации, основные направления эволюции современных теорий мотивации, а также подходы к мотивации в содержательных и процессуальных теориях.
Вариант
23.1. Особенности различных форм власти и влияния
Необходимо раскрыть содержание понятий «влияние» и «власть»; показать многообразие форм власти; уделить внимание власти, основанной на принуждении, и ее особенностям; дать характеристику власти, основанной на вознаграждении, и показать формы вознаграждения, используемые руководителем; отразить основные черты экспертной власти; показать особенности эталонной власти, раскрыть понятие о харизме, ее основных формах и остановиться на признаках харизматического лидера; дать общую характеристику законной власти.
Вариант
24.1. Основные теории лидерства
Различные подходы к проблеме лидерства. Природа лидерства. Общая характеристика теорий лидерства. Классификация моделей лидерства.
Раскрыть суть различных подходов к проблеме лидерства с позиций личных качеств, поведенческого и ситуационного подходов.
Вариант
25.1. Стили руководства
Следует отразить современные требования к менеджеру, подходы к определению и формированию стиля руководства. Дать характеристику авторитарному, демократическому и либеральному стилям; их преимущества и недостатки, условия использования того или иного стиля руководства. Адаптация стилей руководства к деловым ситуациям.
Вариант
26.1. Самоменеджмент руководителя: его основные составляющие
Следует раскрыть зависимость эффективности труда менеджера от самоменеджмента, технологии управления своим режимом труда, отдыха и человеческих отношений, рассмотреть основные составляющие самоменеджмента: управление временем, тренировка памяти, быстрое чтение, тренировка интеллекта, управление стрессом и др.
Вариант
27.1. Конфликты в менеджменте
Следует отразить современный взгляд теории социальных систем на конфликт между человеком и организацией; виды конфликтов, причины их возникновения, рассмотреть основные стратегии разрешения конфликта, а также суть и возможность той или иной стратегии в различных конфликтных ситуациях.
Требования к содержанию и оформлению контрольной работы
Цель контрольной работы: усвоение теоретического материала по заданным вопросам; проверка умения студентов применять теоретические знания при решении практических заданий и умения систематизировать и анализировать теоретический материал.
Требования к содержанию контрольной работы:
· творческий, самостоятельный подход к изложению материала, умение выразить свое мнение по исследуемому вопросу;
· недопустимость механического переписывания материала учебника или лекций;
· подтверждение теоретических выводов практическим или статистическим материалом;
· цитирование первоисточников со ссылками на номер работы, указанный в списке используемой литературы, и страницу; наличие иллюстраций и таблиц.
Требования к оформлению контрольной работы:
· объем работы - 20 страницы рукописного текста или 10-15 страниц машинописного текста стандартного формата А4;
· страницы работы нумеруются, титульный лист является первой страницей контрольной работы (номер страницы на титульном листе не проставляется); на 2-ой странице дается план (содержание) работы; далее следуют наименования теоретических вопросов или практических заданий и ответы на них; все иллюстрации и таблицы должны быть пронумерованы, каждую иллюстрацию необходимо снабжать подрисуночной надписью, таблицы с заголовками должны быть помещены в тексте после абзацев, содержащих ссылки на них.