Скульптура на оригинальном фоне (a), на фоне кустарника (б), агавы (в) и на фоне ткани (г).
Далее переходят к сложному освещению с применением нескольких источников освещения. Это значит, что к эффекту основного рисующего света на гипсовый бюст направляют дополнительные потоки света с целью подсветить (подчеркнуть) отдельные линии или формы лица и фигуры. Иными словами, приступают к световой моделировке. Осуществляют ее по этапам.
Первый этюд светосочетания заключается в добавлении к рисующему свету верхнего света, моделирующего волосы. Осветительный прибор устанавливают над головой так, чтобы светлота промоделированного участка была меньшей, чем поверхностей, освещенных рисующим светом.
Второй этюд отличается от первого тем, что дополнительно включают прибор контрового света, уделяя при этом основное внимание соотношениям светлоты участков подсвеченных волос и световым контурам. Для пластичности тонального рисунка необходимо, чтобы световой контур был слабее участка промоделированных волос.
Третий этюд, в котором используются четыре источника света (не считая фоновых приборов), представляет собой усложнение против второго этюда, заключающееся в моделировании еще одного участка лица, – это известное "пражское (узкое) моделирование". Его эффект – легкий световой мазок по линии скулы, который должен быть еще слабее, чем световые контуры (см. рис. 45, б).
В четвертом этюде разница та, что вместо эффекта узкого моделирования создается эффект широкого моделирования. Тот же осветительный прибор переводится с заднедиагонального направления ближе к боковому, световой мазок по линии скулы расширяется, освещая значительную часть щеки в теневой стороне лица (см. рис. 45, в).
Последний, пятый, этюд освещения отличается от четвертого или третьего тем, что основной рисующий свет устанавливают несколько выше, т. е. на такой высоте, при которой притеняются глазные впадины. Пятый прибор направленного света малой интенсивности служит для подсветки глаз. При этом внимательно следят за тем, чтобы его основное действие в качестве осветителя глаз не превратилось одновременно в сильный заполняющий свет, резко меняющий соотношение света и тени. Именно по этой причине не задаются целью полностью высветлить притененные глаза, а лишь слегка подсветить их.
Затем переходят на съемку торсов и ростовых композиций. Эта часть обучения имеет очень важное значение, так как, кроме световых решений, здесь изучаются формы и пропорции фигуры человека, что в какой-то мере компенсирует отсутствие натурного класса в фотографических учебных заведениях.
По части освещения ставится задача создания общего рисующего света по всей вертикали фигуры (рис. 70). Это в равной мере относится как к отдельным торсам, так и к гипсовым фигурам, снимаемым поколенно и в полный рост. Эффект освещения выполняют в трех вариантах – диагональном, скользящем и боковом при трех вариантах высветления теней – слабом, среднем и сильном.