Лингвистические причины возникновения барьеров
Лекция 2. Общение как обмен информацией.
1. Общение как обмен информацией.
2. Понятие обратной связи.
3. Коммуникативные барьеры.
4. Средства коммуникации.
4.1.Вербальная коммуникация. Речь
4.2.Невербальная коммуникация. Визуальные средства: кинесика, мимика,
пантомимика, проксемика, контакт глаз. Акустические (пара-и
экстралингвистические). Тактильные. Ольфакторные средства.
Общение как обмен информацией.
В ходе совместной деятельности люди обмениваются различными представлениями, идеями, чувствами.
%Если вы что-то сказали собеседнику, а вам ответили молчанием, это тоже обмен информацией.
Но человеческая коммуникация не сводится только к процессу передачи информации. Посредством коммуникации партнеры могут влиять друг на друга, так при обмене информацией происходит изменение типа отношений, который сложился между участниками общения. Коммуникативное влияние возможно, когда человек, направляющий информацию (Коммуникатор) и принимающий (Реципиент) говорят на одном языке.
Коммуникативный акт состоит из 2, как минимум, партеров, связанных общей информацией. Информация, пройдя от одного собеседника к другому, связывает их в единое информационное пространство.
Диалог.
-Ну и погода сегодня
-Да, ничего хорошего.
Что видно из диалога? Только ли обмен погодными данными? После такого обмена в информационном поле заметно и общее настроение, и наметившиеся отношения друг к другу.
Возникновение общей информации не ведет к взаимопониманию. Обмениваясь информацией , партнеры стремятся прийти к общему смыслу диалога. Однако, не всегда удается наладить взаимопонимание быстро и без потерь. В процессе обмена информацией начинают работать механизмы, как способствующие, так и препятствующие взаимопониманию:
· Обратная связь
· Коммуникативные барьеры
Обратная связь.
Диалог.
-Ну и погода сегодня
-Да, ничего хорошего.
Ответ содержит информацию о том, как собеседник настроен в отношении партнера, как к нему относится. Это отношение к личности коммуникатора, его словам присутствует в реплике и сопровождается соответствующей мимикой, жестами, интонации. Оно обязательно дойдет до коммуникатора, будет им воспринято и интерпретировано.
Эта информация вместе с основной была отправлена по каналу обратной связи.
Обратная связь-информация о том, как реципиент воспринимает коммуникатора, как оценивает его поведение и слова.
Варианты ОС:
1.«Культурный». Вежливость. Сдержанность в проявлении агрессии. Тактичность. ОС приобретает трудно уловимые формы. Неосознанно меняется поза, частота взгляда, тембр голоса. Коммуникатор чувствует негативный настрой и общение развивается плохо.
2.Открытый. Партнеры считают возможным открыто говорить о своем состоянии, не скрывая реакции. ОС передается в форме, которая отвергается партнером из-за резкости, недоброжелательности, она воспринимается как критика, давление, оскорбление.
3. Партнеры стремятся прийти к общему смыслу и взаимопониманию. ОС дается в формах, которые легче всего принять и осмыслить партнеру. Она предполагает прямое называние чувств, которые возникли в связи со словами и поступками партнера.
!Этому варианту мы будем учиться.
Как принимать обратную связь?
ОС надо выслушать до конца. Ее надо осмыслить и вернуть в виде парафраза: «Если я тебя правильно понял, ты имел ввиду…»
Этот прием улучшает взаимопонимание. ОС для этого и дается, а не для незамедлительного изменения отношения.
Разница между ОС (улучшение взаимопонимания) и манипуляцией (воздействие на партнера).
ОС—черта зрелых людей. Они получают более открытые, более жизнеспособные отношения. Окружающие грамотного в этом плане человека люди имеют возможность спонтанно присвоить умение давать ОС.
Коммуникативные барьеры
Любая коммуникация предполагает элемент воздействия партнеров друг на друга. Меняется образ мыслей участников, настроение. Если личность коммуникатора и смысл его слов приятны, партнер открывается воздействию, стремясь понять замысел сообщения.
Если личность коммуникатора и смысл его слов непривлекательны, партнер предпочтет закрыться от информации и ее носителя, возникнут барьеры общения.
Барьеры общения- механизм защиты от нежелательной информации и воздействия
1. Избегание. Можно убежать психологически и физически. % перейти на др. сторону улицы, сослаться на «убегающее молоко», забывание информации.
Авторитет.
3. Непонимание.Ты меня неправильно понял.
Лингвистические причины возникновения барьеров
· Фонетика. Разные языки.
· Семантика. Несовпадение значений слов. Сленг, жаргон. Необходимо общаться на понятном языке.
· Стилистика. Несоответствие стиля речи и ситуации общения. %интересный рассказ в сухой неэмоциональной форме.
· Стиль долженствования. «Ты должен», «Необходимо», «Мы обязаны». Этому стилю противостоит стиль возможного. «Желательно, чтобы…», «Вы можете»
· Логический барьер. Несоответствие логики рассуждений коммуникатора восприятию реципиента. Сложна, несерьезна.
Эффективные формы аргументации:
высокообразованные слушатели более восприимчивы к рациональным аргументам.
заинтересованная аудитория предпочитает рассудочные аргументы, а невнимательная реагирует на самого коммуникатора, его личность.
· Позиция коммуникатора. Открытая .Закрытая.
Психологические причины
осуждение. критика, обвинение, уныние, подавленность
оскорбление, обзывание, высмеивание
похвала с подвохом
решение за других.приказы, команды. (неуважение к самостоятельности
собеседника)
угрозы, предупреждения
нравоучения
настойчивое выспрашивание
избегание чужих проблемсоветы, готовые решения
смена темы, отшучивание, уход от разговора
убеждение логикой
утешение, сочувствие на словах, уговоры
Средства коммуникации.
Передача любой информации возможна посредством знаковых систем.Различают вербальную и невербальную коммуникацию.