В. 18. Концепции А.Д. Карнышева социально-психологические аспекты экономического, политического и экологического поведения.

Хотелось бы заострить внимание на некоторых практических вопросах развития экономической психологии в качестве учебной дисциплины, без чего, будет проблематична ее междисциплинарная релевантность (МР). А.Л. Журавлев определяет МР как возрастание востребованности экономико-психологических знаний специалистами смежных наук и в первую очередь экономической, социологической, менеджмента, поведенческой экономики, экономической социологии и т.п. Автор пишет, что экономическая психология находится в самом начале своего пути движения к высокой междисциплинарной релевантности. И эта святая правда по двум простым причинам. Во-первых, как уже неоднократно подчеркивалось, во многих отечественных смежных дисциплинах экономического и управленческого характера длительное время господствовало мнение о том, что включение психологического фактора в соответствующие теорию и практику является «ненаучным субъективизмом». Отсюда от психологических закономерностей стремились открещиваться, не брать их во внимание. Психологию в качестве научной и учебной дисциплины можно было не только не изучать, но и вообще игнорировать. Во- вторых, и в связи с первым студентов экономических и управленческих специальностей практически не знакомили с психологическими аспектами хозяйствования, торговли, сервиса и т.д. Положение начало меняться где- то с середины 90-х годов, но это мало коснулось знаний по экономической психологии. Если и сегодня посмотреть на, казалось бы, научно обоснованные стандарты по психологии для студентов экономических, управленческих, технических, естественных и близких к ним специализаций, то упоминания в них об экономической психологии мы не найдем. Это, может быть, в чем-то простительно по отношению к гуманитарным и естественным факультетам и вузам, и весьма печально в отношении управленческих и экономических. Таким образом, названные две причины в научном и образовательном плане стали существенными детерминантами того, что МР экономической психологии находится в зачаточном состоянии. Поэтому речь должна идти не только о повышении научного авторитета экономической психологии, но и об ознакомлении с ней через разные формы обучения все большего и большего числа лиц. Возможности практического решения проблемы мы и постараемся хотя бы схематически раскрыть, показывая наработки в данном направлении в Байкальском государственном университете экономики и права (БГУЭП). Осуществляя анализ содержания и особенностей подготовки в экономической психологии экономическом вузе необходимо рассмотреть направления и формы соответствующего обучения. Мы считаем, что, по меньшей мере, здесь можно говорить о пяти формах подготовки. Во-первых, это пролицензированные в Министерстве образования психологов-профессионалов, по специализации «Экономическая психология» предметы психологического и экономического содержания. Внимание данной форме мы уделим на большей части нашей статьи. Во-вторых, это изучение студентами, магистрантами и аспирантами разных экономических специальностей (в БГУЭП дополнительно юристами и журналистами) некоторых разделов экономической психологии, обретение ими соответствующих практических навыков, которые необходимы в будущей экономической деятельности. В Байкальском университете в последние годы такую учебу проходят практически все субъекты послевузовского обучения. В-третьих, это овладение знаниями и некоторыми умениями по экономической психологии слушателями, принятыми в БГУЭП на различные курсы подготовки, переподготовки и повышение квалификации. В частности, вопросы экономической психологии, хотя и фрагментарно, рассматриваются в учебных программах по антикризисному управлению, для руководителей различных уровней проводятся различные семинары и социально-психологические тренинги по деловому общению, ведению переговоров, психологическим аспектам имиджа делового человека, маркетинга, менеджмента, рекламы и т.д. В-четвертых, включение элементов знаний по экономической психологии в программы психологической подготовки преподавателей экономических и других дисциплин вуза. Данная форма подготовки, как и выше названные, нуждается в дальнейшей разработке и систематизации. В-пятых, это организация олимпиад для школьников, собирающихся поступать в экономические вузы под общим названием «Психология в экономике и управлении». Олимпиады проводятся для учащихся образовательных учреждений Иркутской области с 2002 года, а последние три года они организуются департаментом образования области при научно- методическом обеспечении со стороны кафедры СЭП. Одновременно для педагогов и психологов образовательных учреждений, подготавливающих старшеклассников к олимпиадам, с 2006 года проводятся специальные 100-часовые курсы с соответствующим названием. Программа курсов позволяет работникам школ, лицеев, гимназий подготавливать учащихся к пониманию житейских аспектов экономической психологии и целенаправленно влиять на экономическую социализацию подрастающего поколения. Если говорить об экономико-психологической подготовке профессионалов-психологов в нашем вузе, то она в свое время прошла серьезную проверку. Совет учебно-методического объединения (УМО) по психологии при Московском государственном университете им. Ломоносова в 1999 году провел основательную экспертизу и дал положительное заключение на документы, представленные для открытия новой для вуза специальности «Психология». В заключении Совета УМО определено, что основными специализациями в рамках специальности будут «психология управления» и «экономическая психология», поскольку готовность внедрять такие взаимосвязанные специализации была подготовлена всем развитием вуза. Сразу стоит подчеркнуть, что БГУЭП стал первым экономическим вузом России, которому предоставлено право такой новации. Когда готовили документы в Москву, некоторые скептики высказывали сомнение о целесообразности открытия специальности «Психология» в экономическом вузе – ведь психологов в Иркутске выпускают госуниверситет и педуниверситет и некоторые другие учебные заведения. Но такая позиция не учитывала того, что для нужд практики требуется максимальная дифференциация специализаций психологов, как это осуществляется во многих других профессиях. Например, БГУЭП или любой другой экономический вуз готовит не экономистов «вообще», а высококвалифицированных специалистов в конкретных сферах: экономика труда, экономика торговли, экономика образования и т.д. и т.п. Точно так же психолог, работающий в конкретной области: народное образование (школы, лицеи, колледжи), здравоохранение (больницы, санатории), производство (отделения психологического сопровождения персонала, отдел рекламы или маркетинга, центры психодиагностики и профотбора), органы внутренних дел (милиция, пожарная охрана, исправительное учреждение), военные ведомства и т.д., должен иметь соответствующую специальную подготовку. Только в этом случае он может стать полностью компетентным специалистом, вникнуть во все нюансы не только внутреннего мира своих клиентов и пациентов, но и в специфику их профессиональной деятельности. При обучении студентов профессиональным компетенциям в сфере психологии мы ориентируемся на их подготовку к реализации семи важнейших функций, которые еще в 1992 году отразили в «цветке функций психолога». Покажем вновь содержание этих функций, обращая внимание, прежде всего, на взаимосвязь формируемых управленческо- и экономико-психологических компетенций. «Цветок» функций психолога Исследовательско-диагностическая функция. На схеме и в жизни, как своеобразное «цветоложе», она является основой, без которой все остальные «лепестки» не получат необходимой подпитки, рассыплются, в лучшем случае останутся эпизодическими или частными подражательными действиями. В области экономической психологии и психологии управления не только психологу-профессионалу, но и любому экономисту важно уметь хотя бы приблизительно диагностировать состояние отношений в корпорации, ее СПК, влияние экономических мотивов и стимулов на чело- века и т.д. Содержание организационной функции состоит в том, чтобы на основе знания внутренних потенциалов человека, его склонностей и способностей помочь ему найти среди бесчисленного количества дел и деятельностей те, которые позволяет ему реализовать свои ресурсы, найти свои персональные компетенции. В этой связи важно подчеркнуть и функцию профориентации психолога. В организационном плане для психолога важна компетентность в вопросах коррекции формальных и неформальных структур фирм и корпораций таким образом, чтобы обеспечивать благоприятный психологический климат коллектива и оптимальные деловые контакты между людьми, развивать эффективную корпоративную культуру. Функцию консультации психологу приходится выполнять во многих случаях, когда к нему обращаются люди, компетентные в своей профессиональной области, но затрудняющиеся в вопросах человекознания, межличностных отношений, влияния «человеческого фактора» на экономические, социальные и иные процессы. Рассматривая сущность хозяйственной деятельности, Г. Эмерсон среди первых принципов производительности труда назвал «компетентную консультацию», и здесь сегодня психолог также может сказать свое веское слово. Функции психотерапии и психокоррекции тесно взаимосвязаны между собой. В целом психотерапия и психокоррекция рассматривается как комплексное вербальное и невербальное воздействие (индивидуальное или групповое) на эмоции, суждения, самосознание человека при различных состояниях психологической нестабильности, психической дискомфортности личности. В современной нестабильной социально-экономической обстановке необходимость психотерапии в корпорациях повышается, особенно если говорить о таких известных сегодня феноменах, как профессиональное выгорание или стрессы на работе. Функция обучения – одна из самых естественных органичных для психолога. В ее содержании можно выделить несколько сторон, среди которых наиболее значимыми мы считаем следующие. В большей мере важна преподавательская деятельность самого психолога в случаях, когда он дает профессиональные знания своим коллегам или (и) ликвидирует психологическую безграмотность по конкретным вопросам у специалистов из разных сфер экономики, труда и управления, или, наконец, передает свои знания вновь поступающим на работу людям. В современных условиях все более значимой становится функция презентации, которую в ее предметных, социальных и индивидуальных разновидностях реализует психолог. Из-за ограниченных возможностей любой статьи лишь напомним читателю два-три принципиальных момента. Во-первых, модные сегодня понятия «имидж», «брэнд» и производные от них слова (имиджмейкер, брэндинг) связаны как с материальными, так и социальными объектами: имидж и брэнд товара, личности, руководителя, политика, организации, фирмы, корпорации и т.д. и т.п. И создание всех без исключения имиджей и брэндов через СМИ, рекламу и другие средства – это прежде всего психологическая проблема. Во-вторых, слово презентация предполагает конкретный аналог: самопрезентация, и вполне понятно, насколько она значима для любого человека, стремящегося «подать» себя группе или обществу. Кстати самопрезентация и для самого психолога является нелегкой и важной задачей, и в этом надо быть особо компетентным. Рассмотренные функции не только раскрывают содержание и методические основы подготовки профессионалов-психологов в экономическом вузе, но и позволяют выделять те учебные и практические аспекты, которые могут поднять уровень междисциплинарной релевантности экономической психологии. Одномоментно стоит кратко охарактеризовать особенности психологической подготовки студентов экономического вузаи специалистов по экономике и управлении, повышающих свою квалификацию. По-видимому, важно, чтобы к определению содержания данной подготовки мы подходили, основываясь на двух позициях: во-первых, определяя тот целесообразный минимум психологического знания, который необходим в будущей практической деятельности; во-вторых, перенимая опыт аналогичной подготовки специалистов в известных и авторитетных зарубежных и отечественных учебных заведениях и центрах повышения квалификации. Говоря о минимуме психологического знания для специалиста по экономике и управлению мы считаем, что необходимо учитывать следующие 5 слагаемых: - обобщение житейских знания и опыта студентов, систематизированная подача новых знаний о психологии другого человека (партнера, сотрудника, подчиненного, клиента) с тем, чтобы привить специалисту способность понимать другую личность, использовать для дела ее способности и творческий потенциал; - систематизация собственных умений, навыков самопознания и само понимания, овладение приемами саморегуляции с тем, чтобы раскрыть свои дарования и таланты понять свою предуготовленность к определенной деятельности, адекватно оценить свои возможности, а также для того чтобы уметь "подать" все самое лучшее в себе другим людям, заинтересовать их в своей уникальности и неповторимости; - понимание групповых процессов и механизмов воздействия группы на личность (поскольку мы трудимся и просто общаемся в группах, коллективах). Речь идет прежде всего о таких процессах и свойствах групповой психологии как заражение, внушение, подражание, конформизме (подверженность личности групповому давлению), лидерство (спонтанное выдвижение лидера и "авторитетов" в группе и их влияние на психологию "ведомых" членов) и т.д.; - получение знания и навыков психологии делового общения, тренировка умений межкультурной компетентности, контактирования с другими индивидами, навыков учета особенностей аудитории, выступлении перед группами людей, овладение способами и приемами предупреждения и преодоления межличностных, внутри – и межгрупповых конфликтов, которые вполне естественны и неизбежны в повседневной практической деятельности; - освоение и понимание психологических составляющих конкретных видов экономической деятельности, которыми специалисту приходится заниматься (например: маркетинг, менеджмент, реклама, сервис и т.д.). Названные слагаемые так или иначе отражены в различных психологических дисциплинах, но более объемно и детально они рассматриваются в курсах социальной психологии, психологии управления, экономической психологии. Именно поэтому в учебных планах и программах различных центрах по подготовки и переподготовки специалистов по экономике и менеджменту большое внимание уделяется управленческо- и экономико- психологической проблематике. Слоуновская школа бизнеса. Основы психологии личности и психологии социальных групп; применение статистики в науках о человеческом поведении; мотивация; руководство; осуществление перемен; структура малых групп; проблемы взаимоотношения руководства с профсоюзными организациями; поведение человека в организации; стиль руководства и влияние его на производительность труда; решение проблем и т.п.; способы разрешения конфликтов; борьба с прогулами; психологические тесты и оценка отдельных работников; регулирование конфликтов с подчиненными. Манчестерская школа бизнеса. Понятия "роль", "личность" и "социальная структура"; социальное равновесие и социальная ответственность; социальная система и контроль со стороны общества; теория малых групп; проблема социально-психологических обследований; личные качества; исполнительская и творческая деятельность; суть процессов восприятия; развитие интеллектуальных способностей и приобретение навыков; личность и влияние со стороны общества; эффективная работа в группах; модели руководства; мотивация и стимулирование индивидуума; принятие управленческих решений; индивидуальный и групповой конфликты; специфика обучения взрослых. Таким образом, и целевые ориентации в подготовке специалистов по психологии и имеющийся в стране и за рубежом опыт более-менее четко очерчивают основные знания, необходимые тем, кто работает с людьми. Эти знания даются студентам и специалистам при изучении курсов «Социальная психология», «Психология управления», «Психология общения», «Экономическая психология», «Экономическая этнопсихология» и так далее. Должен знать: · Закономерности формирования экономического сознания и экономических стереотипов; · Основы экономической социализации, экологического самоопределения, и экономического поведения; · Основные виды собственности (деньги, интеллектуальная собственность, земельная собственность), их историческое развитие и влияние на формирование психологии общества, групп и личностей; · Типологию собственников и денежные типы личности; · Инструментарий для анализа и коррекции отношения к различным видам собственности; · Социально – психологические критерии маркетинга; · Этнические и религиозные аспекты экономического поведения; · Психологические концепции брэнда и брэндинга; · Особенности управления и самоуправления экономическими системами; · Психологические аспекты экологичной экономики; · Мотивы и стимулы выплаты налогов и уклонения от них; · Стимулы эффективного налогообложения; · Психологические аспекты практики налогообложения в России и других странах; · Возрастные и гендерные особенности экономической социализации. Должен уметь: · Анализировать и корректировать отношение к различным видам собственности (деньги, интеллектуальная собственность, земельная собственность); · Анализировать психологические детерминанты различных форм хозяйствования (индивидуальной, коллективной); · Анализировать и корректировать влияние различных видов собственности на формирование личности; · Анализировать особенности поведения налогоплательщиков; · Раскрывать и учитывать психологические последствия экономических реформ в обществе; · Выявлять потребности и запросы разных групп потребителей; · Использовать методы брейнсторминга и фокус-группы в решении экономических вопросов; · Оказывать влияние на формирование брэнда товара, услуг, корпорации. Владеть навыками: · Психографики в маркетинге; · Развития креативности и творчества в экономическом сотрудничестве; · Экономико-психологического консультирования руководителей; · Организации корпоративного обучения и управления знаниями; · Составлять простейший инструментарий (анкеты, опросники) для психолого-экономического исследования, обрабатывать и интерпретировать его результаты. Ориентация всех преподаваемых психологам дисциплин на соответствующие компетенции поможет улучшить их подготовку для работы в экономических и управленческих структурах. Одновременно формулировка компетенций позволит совершенствовать учебный процесс для всех других категорий, с которыми психологи взаимодействуют в вузе: студентами и преподавателями иных специальностей, магистрантами и аспирантами, слушателями курсов переподготовки и повышения квалификации и т.д. Эта системная работа в целом будет обеспечивать становление междисциплинарной релевантности экономической психологии.

Наши рекомендации