II. Создание условий для становления базовых интеллектуальных качеств личности.
Среди интеллектуальных качеств,наличие которых может стимулировать развитие интеллектуальных возможностей ребенка можно выделить такие, как любознательность(способность активно реагировать на новую информацию), критичность(способность фиксировать и разрешать противоречия), креативность (способность создавать, формулировать и разрабатывать необычные, оригинальные идеи, а также использовать нестандартные способы деятельности), дисциплинированность ума (способность строить свою интеллектуальную деятельность по плану), самоконтроль(способность к самопроверке и самоинструктированию), диалогичность (способность участвовать в совместных обсуждениях и вести диалог с самим собой).
Формирование указанных выше интеллектуальных качеств предполагает существенную перестройку ментального опыта ребенка в направлении выстраивания продуктивного познавательного отношения к учебному материалу. Последнее предполагает, с одной стороны, готовность иметь дело с неожиданной, противоречивой информацией, отсутствие страха при столкновении с необычными идеями, доверие к своим собственным умонастроениям и т.д. и, с другой стороны, направленность на саморегуляцию и самокоррекцию собственной интеллектуальной деятельности с соответствии с объективными требованиями учебной ситуации.
Одним из методических приемов, позволяющих создать условия для формирования данных интеллектуальных качеств, является прием введения в учебный текст персонажей с четко определенными психологическими ролями.
В учебной книге "Десятичные дроби в Муми-доме" (б класс) действуют герои, чье поведение имеет разный психологический смысл. Взрослые (Мумми-папа, Мумми-мама, Ондатр) направляют, поощряют, оказывают помощь. Дети (Мумми-троль, Снорк и другие) увлеченно изучают природу числа, при этом каждый делает это по-своему. Наконец, самые маленькие герои (То-фела и Вифсла), как и положено малышам, не всегда сразу все понимают, часто ошибаются. Ребенок, читающий книгу, имеет возможность освоить разные варианты интеллектуального поведения.
В учебной книге "Положительные и отрицательные числа в театре Буратино" (6 класс) за каждым из героев также закреплена конкретная психологическая роль. Так, Буратино отличает неуемная фантазия, он склонен задавать каверзные вопросы, оспаривать, казалось бы, очевидное и выдвигать неожиданные, рискованные идеи. Его психологическая роль – роль "возмутителя интеллектуального спокойствия". Напротив, другой герой – Сверчок – оценивает, определяет направление дальнейшей работы, помогает подводить итоги и находить ошибки. Его психологическая роль – руководить, контролировать, и т.д.
В учебной книге "Знакомимся с алгеброй" (7 класс) в разделе "Для тех, кто хочет вести секретную переписку с друзьями" появляется новый герой –Фома, "...личность весьма примечательная. Ничему на слово не верит, все пытается делать по-своему. Любит, с одной стороны, находить новые решения старых проблем и, с другой стороны, использовать старые знания Для преодоления новых трудностей. Любит читать самые разные математические книги, разыскивать в них нестандартные ситуации и находить из них выход. А больше всего любит сам такие ситуации создавать". (Знакомимся с алгеброй, 1994, с. 115), В частности, дети, занимаясь вместе с Фомой расшифровкой телеграмм, осваивают алгебраическую операцию над новыми объектами – подстановками, хотя обычно изучение этого материала считается возможным только на уровне студентов вузов с математической специализацией.
Таким образом, при работе с данными учебными пособиями ребенок перенимает типичные для тех, либо других персонажей познавательные позиции, привыкая строить свое познавательное отношение к учебной информации по примеру интеллектуального поведения героев.
Формированию базовых интеллектуальных качеств личности содействует, как нам кажется, и необычность самой формы изложения учебного материала, прихотливость сюжетных линий, многослойность содержания учебных пособий. Такого рода прием организации учебного текста – "текст в контексте" – также способствует ломке умственных стереотипов, приучая ребенка работать в нестандартном интеллектуальном режиме.
Наконец, значительная часть информации в данных учебных текстах подается в форме диалога и через диалоговое взаимодействие, благодаря чему ребенок учится учитывать точку зрения собеседника (героя с "другим" взглядом на учебную проблему), подбирать точные и понятные формулировки для своих мыслей.
Предполагается, что к старшим классам диалог должен перерасти в гетеролог (способность думать над проблемой в условиях существования множества точек зрения),который в свою очередь, должен в своем развитии перейти в способность к конструктивному монологу (способности обсуждать проблему с самим собой в режиме диалога и гетеролога).