Учение как вид деятельности
Развернутый анализ учебной деятельности дан в трудах Д. Б. Эльконина (1904–1984) и В. В. Давыдова (1930–1998).
Учение – процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями необходимыми для выполнения трудовой деятельности.
Учение может быть организованными
Может быть:
-Организованным (осуществляться в специальных учебных учреждениях).
-Неорганизованным (происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат).
У взрослых учение может приобретать характер самообразования.
Учебная деятельность школьника осуществляется под руководством учителя.
В учебной деятельности участвуют непременно два лица: 1) учитель; 2) учащийся.
Содержание учебной деятельности определяется учебными планами и программами.
Учение школьника носит развивающий характер.
В результате ученик не только приобретает знания и умения, но у него развивается активное, самостоятельное, творческое мышление, расширяется кругозор, формируется наблюдательность, совершенствуется память и внимание.
Учение носит воспитывающий характер: в процессе учения формируется личность, складываются такие ценные черты, как целеустремленность, настойчивость, формируются нравственные качества.
Учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоитьопределенные знания, умения, навыки, формы поведения и деятельности.
Учение - специфически человеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Учение предъявляет требования к познавательным процессам (памяти, сообразительности, воображению, гибкости ума) и волевым качествам (управлению вниманием, регуляции чувств и т. д.).
В учебной деятельности объединяются не только познавательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, воля.
Работы многих психологов (Выготского, Леонтьева, Гальперина, Пиаже и др.) показали, что внутренняя деятельность возникает из внешней в процессе интериоризации, благодаря которой предметное действие отражается в сознании и мышлении человека.
В ходе учебной деятельности происходят изменения:
- в уровне знаний, умений и навыков;
- в уровне сформированности отдельных сторон учебной деятельности;
- в умственных операциях, особенностях личности, т.е. в уровне общего и умственного развития.
Учебная деятельность - ведущая деятельность в школьном возрасте. Под ведущей деятельностью понимается такая деятельность, в процессе которой происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются новообразования, соответствующие возрасту (произвольность, рефлексия, самоконтроль, внутренний план действий). Учебная деятельность осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Особенно интенсивно формируется учебная деятельность в период младшего школьного возраста.
Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из следующих элементов (по Б.А. Сосновскому):
1) учебные ситуации и задачи - как наличие мотива, проблемы, её принятия учащимися;
2) учебные действия, направленные на решение соответствующих задач;
3) контроль - как соотношение действия и его результата с заданными образцами;
4) оценка - как фиксация качества (но не количества) результата обучения, как мотивация последующей учебной деятельности, работы.
Структура учения:
- уяснение информации (ощущение и восприятие). Его можно проверить через перессказ материала.
- осмысление (мышление).
- запоминание (память).
- применение (решение задач).
- контроль (промежуточный и итоговый, фронтальный и индивидуальный, письменный и устный, выборочный и сплошной). е) Оценка (промежуточная и итоговая).
В учебной деятельности присутствуют многие психологические компоненты:
- мотив (внешний или внутренний), соответствующее желание, интерес, положительное отношение к учению;
- осмысленность деятельности, внимание, сознательность, эмоциональность, проявление волевых качеств;
- направленность и активность деятельности, разнообразие видов и форм деятельности: восприятие и наблюдение как работа с чувственно представленным материалом; мышление как активная переработка материала,
- практическое использование приобретенных знаний и умений в последующей деятельности, их уточнение и корректировка.
Развивающий потенциал учения:
- Учебная деятельность по овладению знаний и умений опосредованно осуществляет другие цели, т.е. учебная деятельность способствует другой деятельности
- Личностный рост
- Приобретения новых знаний
Труд как вид деятельности
Труд – деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющая материальные и духовные потребности людей.
Труд занимает особое место в системе человеческой деятельности. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры. С трудом, прежде всего, связано создание и совершенствование орудий труда.
При психологическом анализе труда можно выделить следующие его признаки:
1) предвосхищение общественно-ценного результата;
2) сознание обязательности достижения заданного результата;
3) владение внешними и внутренними средствами деятельности;
4) ориентировка в межлюдских производственных отношениях.
Сознание обязательности достижения заданного результата. Деятельность становится трудом тогда, когда имеется не только сама идея обязательности, но и внешние по отношению к человеку формы фиксации целей его деятельности и общественного одобрения этих целей.
Например, это задания, сформулированные, утвержденные ответственными представителями общества, производственного коллектива – программы, планы, производственные, трудовые задания, документированные или устные.
Трудовая деятельность имеет следующую структуру:
1. субъект труда – носитель и инициатор трудовой деятельности;
2. содержание труда – процессы и способы выполнения трудовых задач;
3. условия труда – физико-химическая и социальная среда;
4. средства труда – материальные (инструменты, машины) и функциональные (речь, поведение, жесты) орудия труда;
5. организация труда – порядок, продолжительность и объем трудовых задач.
Профессия – это «совокупность форм деятельности, объединенных родственными особенностями объекта, содержания, средств, организации, результата труда и требованиями к подготовке субъекта труда»
Каждый конкретный вид трудовой деятельности реализуется определенным нормативно одобренным (наиболее эффективным) способом. В процессе освоения профессии человек превращает этот предписанный способ в индивидуальный, присущий только ему, способ деятельности, отражая в нем свои личные особенности, в том числе и психологические.
Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми.
Помимо этого целью общения является установление взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказание взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга.
Это первый вид деятельности, возникший в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд.
Общение может быть непосредственным и
опосредствованным,вербальныминевербальным.
При непосредственномобщении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной и невербальной информацией, не пользуются никакими вспомогательными средствами.
При опосредствованномобщении прямых контактов между людьми нет. Они осуществляют обмен информацией или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации (книги, радио, телевидение, телефон, телефакс и т.п.).
Исследования отечественных психологов (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперина, Л.И. Божович и др.) открыли роль деятельности человека в его психическом развитии. Они показали, что деятельность не остается одной и той же на протяжении человеческого развития. А.Н. Леонтьев углубил разработку идей Л.С. Выготского о ведущем виде деятельности. Благодаря его работам ведущая деятельность рассматривается, как критерий периодизации психического развития, как показатель психологического возраста ребенка.
Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития.
В современных общественно-исторических условиях, когда во многих странах дети охвачены единой системой воспитания, ведущими в развитии ребенка становятся следующие виды деятельности