Тема 5. Психология профессиональной деятельности
Человек и профессия. Структура профессиональной деятельности. Направления исследования человека в психологии профессиональной деятельности. Профессиографирование как метод изучения профессиональной деятельности. Виды профессиографирования. Задачи психологии профессиональной деятельности. Психологические признаки и регуляторы труда. Профессионально важные качества.Компетентностный подход в профессиональной подготовке специалистов.
Модуль 2. Человек как участник трудового процесса
Тема 6. Основные этапы развития субъекта труда
Человек как субъект труда: структура основных компонентов. Этапы развития субъекта труда (периодизация Е. А. Климова). Кризисы профессионального становления (Е. Ф. Зеер). Функциональные состояния человека в труде. Регуляторы функциональных состояний. Классификация функциональных состояний. Психологический стресс как функциональное состояние. Методы управления функциональными состояниями.
Тема 7. Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом
Потребности и мотивы личности. Классификация потребностей и виды мотивации. Иерархия потребностей (пирамида А. Маслоу). Трудовая мотивация. Мотивы трудового поведения (В. Г. Подмарков). Основные теории трудовой мотивации и удовлетворенность трудом (Д. Макклеланд, Ф. Герцберг, В. Врум и др.).
Тема 8. Целеполагание и планирование в профессиональной деятельности
Психологическая система трудовой деятельности. Мотивационный процесс как основа целеполагания. Этапы достижения цели. Структура мотивационного процесса. Критерии эффективности целеполагания. Классификация целей. Разработка программы реализации цели. Стратегическое планирование.
Тема 9. Профессиональная коммуникация
Психология общения. Составные элементы процесса общения. Функции и виды общения. Типы общения. Характеристики личности, способствующие успешности общения. Обмен информацией и коммуникативные барьеры. Авторитарная и диалогическая коммуникация.Общение как взаимодействие (интеракция). Межличностное восприятие и построение имиджа. Профессиональное общение. Культура делового общения.
Тема 10. Психология конфликта
Конфликт как особая форма взаимодействия. Структура, динамика, функции конфликтов. Основные стадии развития конфликтов. Классификация конфликтов. Основные этапы поиска выходов из конфликтной ситуации. Профессиональные конфликты. Источники конфликтов. Конфликтогенные личности. Условия конструктивного разрешения конфликтов.
Тема 11. Психология совместного труда
Психология совместной трудовой деятельности. Признаки группового субъекта труда. Классификация организаций. Способ организации совместной деятельности. Структура бригады. Психология группы. Социально-психологические особенности малой организованной группы. Социально-психологический климат группы. Особенности совместимости членов группы.
Тема 12. Психология управления
Управление как социальный феномен. Субъект и объект управления. Предмет науки управления. Этапы ее развития. Управленческая деятельность. Основные управленческие культуры: характерные черты и особенности. Основные функции управленческой деятельности.
Модуль 3. Психология безопасности профессиональной деятельности
Тема 13. Трудовая деятельность и проблема изучения несчастных случаев
Психология безопасности труда. Классификация опасных действий: несчастный случай, авария, катастрофа. Роль человеческого фактора в производственном травматизме. Опасные действия руководителя и работников в процессе труда. Ступенчатая модель возникновения несчастного случая (Д. Рамсей). Принятие решений по обеспечению безопасности труда.