Иды акций и их характеристика

Акция - вид ценных бумаг, выпускаемых акционер­ными обществами, коммерческими банками, корпорациями, другими предприятиями разных форм собственности, удостоверяющую внесение средств на цели их развития или членство в АО и дающую право ее владельцу на получение части прибыли в виде дивиденда..

Акционерное общество, выпускающее ценные бума­ги, принято называть эмитентом, а покупателей цен­ных бумаг — инвесторами.

Акция удостоверяет право ее владельца на его долю в уставном фонде акционерного общества, на получение дохода от деятельности общества и в зависимости от ви­да акции - на его участие в управлении этим обще­ством. Акционерные общества выпускают акции раз­ной номинальной стоимости и различных категорий. По законодательству Республики Беларусь акции мо­гут быть только именными.

Различают следующие категории (виды) акций:

1) простые (обычные, обыкновенные, рядовые или голосующие ак­ции, так как обладание простой акцией дает право на управление акционерным обществом по принципу «од­на акция - один голос»). По обычным акциям дивиденды выплачиваются за счет прибыли , остающейся после уплаты налогов в бюджет и других платежей.

2) привилегированные(акции без права голоса, или неголосующие). Привилегированные акции дают акционерам преимущественное право на получение более высоких дивидендов, а также на распределение имущества в случае ликвидации АО. Однако они не дают права на участие в управлении. Дивиденды по привилегированным акциям выплачиваются независимо от полученной акционерным обществом суммы прибыли в соответствующем году. В случае недостаточности прибыли выплата процентов по этим акциям производится за счет резервного фонда.

2.1. Кумулятивные — позволяют востребовать дивиденды за все предыдущие годы либо, по желанию вкладчика, потребовать увеличения номинала на сумму этих дивидендов;

2.2. Конвертируемые — акции, по которым вкладчик может обменять их на обыкновенные акции, без всяких условий или при определенных условиях.

Доход, получаемый инвестором на акцию, называет­ся дивидендом. Размер дивиденда по простым акциям заранее не устанавливается и зависит от финансовых результатов хозяйственной деятельности акционерного общества. Простая акция участвует в распределении прибыли общества после направления ее на развитие общества, пополнение резервов, выплату дивидендов по привилегированным акциям. В отличие от простой привилегированная акция приносит инвестору фикси­рованный доход, размер которого заранее установлен и известен инвестору. Привилегированная акция имеет преимущество перед простой акцией при распределе­нии прибыли и ликвидации общества, что и определило ее название.

Доля уставного фонда акционерного общества, пред­ставленная привилегированными акциями, не должна превышать 25%.

Акционерные общества вместо акций могут выда­вать сертификаты, которые также являются ценными бумагами и свидетельствуют о количестве акций, при­надлежащих конкретному инвестору.

Различают несколько видов стоимости акций: номи­нальную, эмиссионную и рыночную.

Номинальная стоимость акции указывается на бланке акции и определяется путем деления суммы уставного фонда акционерного общества на количество выпускаемых акций. Номинальная стоимость является основой для опре­деления эмиссионной и рыночной стоимости, а также исчисления дивиденда. По номинальной стоимости ак­ции определяется доля акционера при выплате ему средств в случае ликвидации акционерного общества.

Эмиссионная стоимость акции — это цена, по кото­рой эмитент продает акцию инвестору. По этой стоимости происходит первичное размещение акций. Эмисси­онная стоимость может совпадать или отклоняться от номинальной стоимости в ту или другую сторону.

Рыночная стоимость акции представляет собой це­ну, по которой акция реализуется на фондовой бирже и на внебиржевом рынке. Рыночная стоимость зависит от соотношения спроса и предложения, что в свою очередь определяется многими факторами: рекламой, бирже­вой конъюнктурой, а прежде всего размером получае­мого по акции дивиденда (дохода)и уровнем банков­ского процента. Чем выше размер дивиденда, тем вы­ше стоимость акции, и, наоборот, чем выше уровень банковского процента, тем ниже рыночная стоимость акции.

Цена, по которой акция продается и покупается, называется также курсом акции.

Курс акции = иды акций и их характеристика - student2.ru

Об относительной высоте курса можно судить по от­ношению рыночной цены акции к сумме прибыли, при­ходящейся на одну акцию. Эту величину называют ко­эффициентом «курс/прибыль». Рост или падение этого коэффициента на фондовом рынке свидетельствует об удорожании или падении стоимости акций вследствие изменений в экономике, биржевой деятельности, учет­ных ставок банков и других факторов.

Сертификат акции - ценная бумага, свидетель­ствующая о владении указанным лицом определенным числом акций. Акции, как правило, не хранятся па ру­ках акционеров. Вместо них владельцы получают один или несколько сертификатов акций — документов, под­тверждающих их право собственности.

4.Кредиторские ценные бумаги.

Облигации (кредиторские ценные бумаги) - являются ЦБ с твердым процентом, держатели которых имеют право на их погашение, также облигации гарантируют право требования, таким образом держатели облигаций имеют право на погашение и на проценты.

Для выставителя кредиторские ЦБ являются средством привлечения заемного капитала. Для вкладчика капитала – облигация, наоборот, является средством помещения капитала под проценты.

С юридической точки зрения выставитель является дебитором, а вкладчик - кредитором займа.

Классификация займа:

1. По элементам:

а) займы государственных органов;

б) банковские долговые обязательства;

в) промышленные облигации.

2. По валюте займа:

а) займы в национальной валюте;

б) займы в иностранной валюте.

3. По месту нахождения капитала:

а) внутренние займы;

б) иностранные займы.

4. По сроку действия:

а) краткосрочные обязательства;

б) среднесрочные обязательства;

в) долгосрочные обязательства.

5. По погашению:

а) однократные платежи по истечении срока действия;

б) займы, погашение которых происходит в рассрочку;

в) вечные займы.

6. По исчислению процентов:

а) займы с твердыми процентами;

б) с переменными процентами;

в) беспроцентные займы.

Также различают:

• именные облигации;

• на предъявителя;

• свободнообращающиеся;

• с ограниченным кругом обращения;

• облигации международных, внутренних, государственных и местных займов.

На процентных облигациях указываются уровень и сроки выплачиваемого процента, находится по формуле:

Доход от облигаций = номинал облигаций * ставку процента / 100%

На беспроцентных или целевых облигациях указывается товар или услуга, под которые они выпущены. По облигациям целевых займов процент не выплачивается.

5. Эмиссия ценных бумаг.

Эмиссия- это первый выпуск ценных бумаг и их размещение на рынке капитала.

Ценные бумаги выпускаются как с целью привлечения собственного капитала (предъявительские ценные бумаги), так и для получения заемного капитала (кредиторские ценные бумаги). Операции по эмиссии ценных бумаг кредитных институтов включает в себя деятельность по их первому выпуску и реализации.

Формы эмиссии:

Самостоятельная эмиссия характеризуется тем , что эмитент размещает свои ценные бумаги среди инвесторов в значительной степени без помощи третьих лиц.

При опосредованной эмиссии промышленные предприятия и государственные учреждения привлекают кредитные институты , которые приобретают и берут на себя размещение их ценных бумаг среди инвесторов. Этот вид эмиссии особенно выгоден для сравнительно неизвестных частных предприятий, т.к. доверие инвестора к участвующим кредитным учреждениям переносится на эмиссию. В рамках опосредованной эмиссии кредитные учреждения, как правило, выполняют следующие функции:

1. Размещение - кредитные учреждения берут на себя реализацию ценных бумаг, причем через свою сеть филиалов оно может заинтересовать большее число инвесторов.

2. Принятие на себя - кредитные учреждения нередко берут на себя в результате заключения договора или на основании репутации те доли эмиссии, которые невозможно разместить среди широкой публики. Тем самым риск по реализации переносится на кредитные учреждения.

3. Консультации и исполнение - кредитные учреждения дают консультации Эмитентам при подготовке эмиссии и выработке ее условий. Затем они принимают на себя техническое осуществление эмиссии (реклама, разработка проспектов, продвижение на биржу).

За принятие и размещение ЦБ кредитные учреждения могут получать различные виды вознаграждений.

Наши рекомендации