Цель преподавания дисциплины. Цель дисциплины «Психология и педагогика» состоит в преподнесении будущим дипломированным специалистам знаний по психологии и педагогике.
Цель дисциплины «Психология и педагогика» состоит в преподнесении будущим дипломированным специалистам знаний по психологии и педагогике.
Задачи изучения дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен иметь знания:
- по истории становления и развития главных направлений психологии и педагогики;
- методов исследования в психологии и педагогике;
- о психических процессах, о темпераменте, о характере личности;
- о воспитании как целенаправленном процессе формирования личности.
Должен иметь навыки:
- элементарных приемов психологического исследования;
- анализа мотивов своего поведения и поведения других людей;
- анализа структуры личности.
Перечень дисциплин, необходимых для изучения психологии и педагогики
Курс «Психология и педагогика» может изучаться как самостоятельная дисциплина.
Нормы Государственного образовательного стандарта высшего
Профессионального образования психологии и педагогики
Психология. Предмет, объект и методы психологии; место психологии в системе наук; история развития психологического знания и основные направления в психологии; индивид, личность; индивидуальность; психика и организм; психика, поведение и деятельность; основные функции психики; развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза; мозг и психика; структура психики; соотношение сознания и бессознательного; основные психические процессы; структура сознания; познавательные процессы; ощущение; восприятие; представление; воображение; мышление и интеллект; творчество; внимание; мнемические процессы; эмоции и чувства; психическая регуляция поведения и деятельности; общение и речь; психология личности; межличностные отношения; психология малых групп; межгрупповые отношения и взаимодействия.
Педагогика. Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.
Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс;образовательная система России;цели, содержание, структура, непрерывного образования; единство образования и самообразования; педагогический процесс; образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения; воспитание в педагогическом процессе; общие формы организации учебной деятельности; урок, лекции, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация; методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом; семья как объект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности; управление образовательными системами.
Содержание дисциплины
Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий
Тема занятия | Краткое содержание занятия | Количество часов |
Тема 1. Психология как наука | Психологическая наука и ее значение для жизнедеятельности. Психология и педагогика и их роль в изучении других дисциплин. Содержание и структура дисциплины. Организация учебного процесса по данной дисциплине. Психология как наука. Предмет психологии. Психологический анализ человека как субъекта труда, познания и общения. Своеобразие психологического, социологического и философского подхода к человеку. Основные задачи психологии. Объект психологии. Методы психологии. Организационные методы психологического исследования. Общая характеристика лонгитюдного метода. Общая характеристика сравнительного метода в психологии. Эмпирические методы психологических исследований: наблюдение, эксперимент (лабораторный, естественный, психолого-педагогический), моделирование (графическое, кибернетическое), психометрические (тесты, опросники), биографический. Методы обработки данных в психологии. Интерпретационные методы. Место психологии в системе наук. Отрасли психологии и принцип развития. Общая психология и ее основная задача. Сущность педагогической психологии и ее основные разделы. | |
2. История развития психологического знания | Психология как наука в античные времена. Развитие науки психологии с XIX века. Вклад отечественных ученых в развитие психологической науки. Основные направления психологии. Психоанализ З. Фрейда как теория личности (структура, функции). Понятие бессознательного, основные свойства и функции бессознательного. Защитные механизмы личности: их виды и роль в неврологическом конфликте (взгляды З.Фрейда, К.Хорни). аналитическая психология К.Юнга: структура личности, понятие коллективного бессознательного, самость, архетипы. Неофрейдистские теории личности (А.Адлер, Э. Фромм). Общая характеристика когнитивной психологии. Общая характеристика гештальтпсихологии. Общая характеристика гуманистической психологии. | |
3. Возникновение и развитие психики в процессе эволюции. Психика и организм | Мозг и психика.Состав ЦНС. Структура и функции мозга как основного органа психической деятельности. Структура и функции нервной клетки. Сущность понятия психики человека. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Проявления психики и их взаимосвязь. Основные функции психики. Структура психики. Психическая регуляция поведения и деятельности. Индивид. Личность. Субъект. Индивидуальность. Психологическая характеристика индивидуальности. Индивидуально-психологические различия. Сущность понятия индивида. Сознание. Сознание как интегрирующая форма психики. Структура сознания. Соотношение сознания и бессознательного. Сущность категории «бессознательное» и ее рассмотрение в психологической науке. Основные компоненты формирования образа «Я». Психологическая сущность самооценки. Методы формирования сознания личности. Личный пример как метод формирования сознания. | |
4. Психические процессы и функции | Основные психические познавательные процессы и их значение в профессиональной деятельности специалиста. Ощущение.Место ощущенияв ряду других познавательных процессов.Основные свойства ощущений. Понятие о пороге сенсорных процессов. Специфика ощущений различных модальностей. Восприятие.Основные характеристики образов восприятия. Понятие гештальта. Роль движения глаз в зрительном восприятии. Понятие апперцепции. Представления.Представления памяти и воображения. Воображение. Сущность понятия «воображение». Два вида воображения по степени активности Мышление и интеллект.Сущность мышления. Мышление и речь. Мышление как процесс анализа, синтеза и обобщения. Теория поэтапного формирования умственных действий. Особенности предметно-действенного мышления. Характеристика наглядно-образного мышления. Характеристика словесно-логического мышления. Отличие абстрагирования от обобщения. Внимание.Понятие о внимании. Виды внимания (произвольное, непроизвольное). Основные свойства внимания (концентрированность и распределение. Объем и интенсивность. Устойчивость, направленность и переключаемость внимания). Значение внимания для практической деятельности. Память.Сущность памяти. Основные процессы памяти и их краткая характеристика. Основные виды памяти. Отличие произвольного запоминания от непроизвольного. Индивидуальные особенности функционирования памяти. Мнемотехника. Речь. Общее понятие о языке и речи. Речь и общение. Понятие о речевой деятельности. Устная речь. Характеристика монологической и диалогической речи. Письменная речь Эмоционально-волевые процессы. Эмоции и чувства.Высшие чувства и их краткая характеристика. Формы эмоционального состояния. Сущность эмоций и их краткая характеристика. Значение аффекта и фрустрации в профессиональной деятельности. Воля.Определение понятия «воля». Основные признаки волевого поведения личности. Характеристика первой ступени в развитии волевого действия. Структура исполнительного этапа волевого действия. | |
5. Понятие личности в психологии. Основные психические свойства личности | Проблема личности в психологической науке. Соотношение биологического и социального в структуре личности. Направленность личности.Психологическая сущность направленности личности. Убеждения и их психологическая характеристика. Потребности.Потребности человека и их значение. Классификация потребностей и их характеристика. Мотивы и мотивация.Мотив и его сущность. Темперамент.Сущность темперамента. Гиппократ как создатель учения о темпераменте. Основные свойства темперамента. Психологическая характеристика меланхолика. Психологическая характеристика холерика. Психологическая характеристика сангвиника. Психологическая характеристика флегматика Характер.Сущность характера. Формирование черт характера. Взаимосвязь темперамента и характера. Зависимость характера от физиологических особенностей человека Способности.Сущность понятия «способности». Отличие способностей от задатков. Специальные интересы как фактор развития способностей человека. Талант как высшая ступень развития способностей. Личность и деятельность.Деятельность и ее психологическая сущность. Сущность цели деятельности. Методы организации деятельности. | |
6. Психология человеческих взаимоотношений | Общение.Сущность и стороны общения. Общая характеристика психологического воздействия в процессе общения. Характеристика коммуникативной стороны общения. Интерактивная сторона общения и ее краткая характеристика. Сущность понятия «невербальная коммуникация». Сущность понятия «вербальная коммуникация». Малая группа и коллектив.Общая характеристика коллектива. Отличие группы от коллектива. Основные модели внутриколлективных отношений. Референтная группа и ее характеристика. Характеристика нонконформизма. Характеристика конформизма. Психологическая характеристика лидера группы. Нравственно-психологические качества современного руководителя | |
7. Педагогика как наука. Педагогика как единство воспитания и обучения | Объект педагогики. Предмет педагогики. Задачи педагогики. Функции педагогики. Методы педагогики (наблюдение, изучение опыта, педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование). Педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Управление образовательными системами.Главная цель образовательной школы. Классификация образования. Непрерывное образование (цели, содержание, структура, единство образования и самообразования). Основные категории педагогики(образование, воспитание, обучение, развитие, формирование). Образование. Сущность образования. Политехническое образование и его значение. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен. Образование как педагогический процесс. Воспитание.Сущность понятия «воспитание». Составные части воспитания. Характеристика умственного воспитания. Характеристика физического воспитания. Характеристика трудового воспитания. Сущность коллективной организации воспитания. Воспитание как целенаправленный процесс формирования личности. Обучение. Сущность педагогической категории «обучение». Основные формы организации обучения. Развитие. Формирование Функции обучения (образовательная, воспитательная, развивающая). Основные методы обучения и их практическое значение: рассказ, объяснение, беседа, лекция, иллюстрация, демонстрация, (иллюстрация и демонстрация как метод усвоения-воспроизведения), проблемная ситуация, игровая ситуация (как метод усвоения-воспроизведения), учебная дискуссия, упражнение, взаимообучение, опорный конспект (роль и место опорного конспекта в обучении), метод контрольных проверочных работ, самостоятельный поиск, метод художественного исполнительства. Общие принципы дидактики (сознательности и активности, наглядности, системности и последовательности обучения, прочности, доступности, научности, связи теории с практикой, гуманизации и гаманитаризации в современной школе, политехнизм как важнейший научный принцип средней школы). Общие формы организации учебной деятельности(урок, лекция как метод восприятия-усвоения, семинарские, практические, лабораторные занятия, диспут, конференция, факультативные занятия, консультации, зачет, экзамен | |
8. Основные направления развития педагогики в различные эпохи | Вклад ученых в педагогическую науку (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Роттердамский, Рабле, Монтень, Коменский, Джон Локк, Ж.Ж. Руссо, Пестолоцци). Образовательная система России: К.Д. Ушинскийи его вклад в педагогику. А.С. Макаренкои его система воспитания. В.А. Сухомлинский и его исследование проблем молодежи. | |
9. Воспитание как целенаправленный процесс формирования личности | Методы и приемы воспитания:методы формирования сознания (рассказ на этическую тему, рассказ как метод восприятия-усвоения, разъяснение, этическая беседа и условия ее эффективности для формирования сознания, диспуты, пример); методы организации деятельности (метод упражнений, условия эффективности метода упражнения, приучение как метод организации деятельности); методы стимулирования (метод поощрения и его характеристика, одобрение как метод стимулирования, соревнование, условия эффективности метода соревнования, наказание как метод воспитания, условия эффективности метода наказания). Роль семьи в воспитании.Семья как объект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Основные сферы семейной жизни. Специфика общения родителей и детей. Внутрисемейная любовь и ее роль в воспитании ребенка. Семейное самоуправление и его значение в процессе воспитания. Особенности деятельной любви родителей. |