№ темы | Всего Часов | Задания, вопросы, для самостоятельного изучения (задания) | Учебно-методическое обеспечение |
| | | |
| | Теоретические основы психологии Психологические знания в античности идеалистические воззрения (Платон, Сократ, Аристотель), материалистические взгляды Фалеса, Анексимена, Гераклита, Эмпедокла, Демокрита. Метафизическая, рационалистическая психология средневековья: детерминизм - индетерминизм, реализм - номинализм (Авиценна, Аверроэс). Умозрительная психология XVII в (Рене Декарт, Спиноза). Зарождение эмпирической психологии ХVIII в (Джон Локк, ДейвидГартли, Джон Стюарт Милль, Герберт Спенсер). Выделение психологии в самостоятельную науку (Вильгельм Вундт, Эдвард Титченер). Развитие психологии в России. Развитие материалистических традиций (В.М. Бехтерев, И.М. Сеченов, И.П. Павлов); борьба с открыто идеалистическим направлением (Г.И. Челпанов, П.П. Блонский); реактология К.Н. Корнилова, рефлексология И.М. Сеченова. Психика в свете теории отражения. Психика и сознание. Мозг и психика. Структура сознания и его основные психологические характеристики. Сознание и бессознательное. | 2, 3, 4 |
| | Психология личности Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии: биогенетический, ставящий в основу развития личности биологические процессы созревания организма (С Холл, Э. Кречмер, З. Фрейд и др.); социогенетический, объясняющий особенности личности исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми, теория социализации, теория научения (Э. Торндайк, Б. Скинер и др.), теория ролей (У. Доллард, К. Левин); психогенетический подход, выдвигающий на первый план развитие собственно психических процессов. Подходы к изучению личности в отечественной психологии (Ананьев Б.Г., Абульханова-Славская К.А., Леонтьев А.Н. и Петровский А.В., Мясищев В.В., Платонов К.К., Узнадзе Д.Н., Фельдштейн Д.И.). Многовариативность понятия «деятельность». Трактовка в разных науках. Теории деятельности. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Психологические теории эмоций ( Джемс - Ланге, Ч. .Дарвин, Кенон-Бард). Когнитивные теории эмоций (Л. Фестингер, С. Шехтер). Свойства темперамента (по В.С. Мерлину). Понятие о задатках и способностях. Качественная и количественная характеристика способностей. Виды способностей. Структура способностей. Формирование способностей. Психологические теории эмоций (Джемс - Ланге, Ч. Дарвин, Кенон-Бард). Когнитивные теории эмоций (Л. Фестингер, С. Шехтер). Характеристики волевых действий (осознанность, целенаправленность, произвольность, преодоление). Связь воли и эмоций. | 1, 2, 4, 7 |
| | Психология познавательных процессов Внимание. Психологические теории внимания Т. Рибо, П.Я. Гальперина, Л.С. Выготского. Память. Теории памяти, ассоциативная, гештальттеория, теория З. Фрейда, деятельностная теория памяти, концепция Л.С. Выготского - А.Н. Леонтьева. Физиологические механизмы памяти. Нейронная и молекулярная теории. Мышление. Теории мышления, ассоциативная, логическая, в бихевиоризме, в гештальтпсихологии. Деятельностная теория мышления (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, О К. Тихомиров). | 2, 3, 4 |
| | Основы практической психологии Три уровня психологии: теоретическая, помогающая и прикладная практическая психология. Концепция Б. Ф. Поршнева о суггестии как механизме формирования социального влияния Рефлексивное мышление и поведение. Психодиагностика как способ получения объективированной психологической информации о клиенте. Психологическая и социальная коррекция. Поведенческий подход (бихевиоризм): концепция, основные методы практики, критический анализ. Когнитивный подход: концепция, основные методы практики, критический анализ. Социально-когнитивный подход в практической психологии: помощь и формирование навыков (А. Бандура). Рационально-эмоционально-поведенческая терапия А. Эллиса: концепция, основные методы практики, критический анализ. Гуманистический подход и личностно-ориентированное консультирование: концепция, основные методы практики, критический анализ. Консультирование по проблемам смысла жизни и основам мировоззрения. Проблема столкновения мировоззрения консультанта и клиента. (Логотерапия В. Франкла, консультирование жертв деструктивных культов, предложение новой философии в терапии А. Эллиса, столкновение клиента с разными теоретическими картинами мира в разных подходах в практической психологии). Практическая психология в бизнесе. Психологические аспекты организационного консультирования. | 3, 5,7,8 |
| | Психология управления Психология руководителя. Психологические основы успешного менеджмента. Ориентация на психологию потребителя, как фактор производственной стратегии. Как бороться с «эффектом выгорания». Работа как источник стресса. Психомоторика в производительном труде. Рационализация рабочих движений. Мотивация труда и профессиональная пригодность. Роль факторов конституции и социально-психологической среды в профессиональной ориентации. | 3, 5,6,7,9 |
| | Социальная психология Современное состояние зарубежной социальной психологии. Психология межгрупповых отношений. ЭтнопсихологияСтихийные группы и массовые движения.Динамические процессы в малой группеПсихология межгруппового взаимодействия Сотрудничество сторон в разрешении конфликтаПроблема развития школьного класса как малой социальной группы | 1, 2, 3, 5,7 |