Задания для самостоятельной работы студентов. Объём дисциплины и виды учебной работы
Объём дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 103 часов.
Количество часов по учебному плану
(очная форма обучения)
Всего 103 часов
Аудиторные занятия 64 часов, в том числе интерактивных занятий 12 часов
Самостоятельная работа 12 часа
№ п/п | Раздел, тема | Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации | |||||||||||||||||||||
Всего | Самостоят. работа | Аудиторные занятия | ||||||||||||||||||||||
Всего | Лекционные | Групповые (семинары, практические) | Лабораторные | Конт. раб. | Рефераты / эссе | Курсов. раб/ проект | Расчетно-графическая работа | Зачет* | Экзамен | Контр. точки по модульно-рейтинг. системе | ||||||||||||||
4 семестр | ||||||||||||||||||||||||
Ощущения | ||||||||||||||||||||||||
Восприятие | ||||||||||||||||||||||||
Представление | ||||||||||||||||||||||||
Память | Х | |||||||||||||||||||||||
Мышление | ||||||||||||||||||||||||
Речь | ||||||||||||||||||||||||
Воображение | ||||||||||||||||||||||||
Внимание | Х | |||||||||||||||||||||||
Итого за семестр | ||||||||||||||||||||||||
Экзамен | ||||||||||||||||||||||||
Общая трудоемкость | часы | |||||||||||||||||||||||
з.е. | 2,9 | 0,3 | 1,8 | 0,9 | 0,9 | 0,8 | ||||||||||||||||||
Количество часов по учебному плану
(очно-заочная форма обучения)
Всего 103 часов
Аудиторные занятия 32 часа, в том числе интерактивных занятий 4 часа
Самостоятельная работа 44 часа
№ п/п | Раздел, тема | Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации | |||||||||||||||||||||
Всего | Самостоят. работа | Аудиторные занятия | ||||||||||||||||||||||
Всего | Лекционные | Групповые (семинары, практические) | Лабораторные | Конт. раб. | Рефераты / эссе | Курсов. раб/ проект | Расчетно-графическая работа | Зачет* | Экзамен | Контр. точки по модульно-рейтинг. системе | ||||||||||||||
4 семестр | ||||||||||||||||||||||||
Ощущения | ||||||||||||||||||||||||
Восприятие | ||||||||||||||||||||||||
Представление | ||||||||||||||||||||||||
Память | ||||||||||||||||||||||||
Мышление | ||||||||||||||||||||||||
Речь | ||||||||||||||||||||||||
Воображение | ||||||||||||||||||||||||
Внимание | ||||||||||||||||||||||||
Итого за семестр | ||||||||||||||||||||||||
Экзамен | ||||||||||||||||||||||||
Общая трудоемкость | часы | |||||||||||||||||||||||
з.е. | 2,9 | 1,5 | 0,9 | 0,4 | 0,4 | 0,8 | ||||||||||||||||||
Количество часов по учебному плану
(заочная форма обучения)
Всего 103 часов
Аудиторные занятия 14 часов
Самостоятельная работа 89 часов
№ п/п | Раздел, тема | Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации | |||||||||||||||||||||
Всего | Самостоят. работа | Аудиторные занятия | ||||||||||||||||||||||
Всего | Лекционные | Групповые (семинары, практические) | Лабораторные | Конт. раб. | Рефераты / эссе | Курсов. раб/ проект | Расчетно-графическая работа | Зачет* | Экзамен | Контр. точки по модульно-рейтинг. системе | ||||||||||||||
4 семестр | ||||||||||||||||||||||||
Ощущения | ||||||||||||||||||||||||
Восприятие | ||||||||||||||||||||||||
Представление | ||||||||||||||||||||||||
Память | ||||||||||||||||||||||||
Мышление | ||||||||||||||||||||||||
Речь | ||||||||||||||||||||||||
Воображение | ||||||||||||||||||||||||
Внимание | ||||||||||||||||||||||||
Итого за семестр | ||||||||||||||||||||||||
Экзамен | ||||||||||||||||||||||||
Общая трудоемкость | часы | |||||||||||||||||||||||
з.е. | 2,9 | 2,5 | 0,4 | 0,2 | 0,2 | |||||||||||||||||||
Содержание дисциплины
№ п/п | Наименование разделов и тем дисциплины | Содержание темы |
Тема 1 | Ощущения | Общее место и роль познавательных психических процессов в жизни человека. Понятие об ощущении. Ощущение как чувственное отображение отдельных свойств предметов. Ощущение как продукт исторического развития человека. Психофизика ощущений. Физиологические механизмы ощущения. Понятие об анализаторах. Классификация ощущений. Характеристики видов ощущений. Роль различных видов ощущений в жизнедеятельности человека. Свойства, характеристики и закономерности ощущений. ощущения и образы; основные свойства перцептивных образов. Взаимодействие, адаптация, развитие и нарушения ощущений. Развитие ощущений. Генетическая предрасположенность и возможность развития ощущений. |
Тема 2 | Восприятие | Общее представление о восприятии. Понятие восприятия. Полимодальный характер восприятия. Соотношение восприятия и ощущения. Феноменология восприятия. Теории восприятия. Научение в восприятии. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Восприятие и деятельность. Нейрофизиологические основы восприятия. Свойства восприятия. Константность, предметность, структурность, осмысленность и избирательность восприятия. Виды восприятия. Основания для классификации видов восприятия. Восприятие пространства и движения. Восприятие времени. Особенности восприятия речи. Особенности восприятия целого и части. Эктрасенсорное восприятие. Явление апперцепции. Понятие об иллюзии восприятия. Нарушения восприятия. Индивидуальные различия и этапы восприятия. |
Тема 3 | Представление | Определение представления и его основные характеристики. Представление как психический процесс отражения предметов или явлений, не воспринимаемых в данный момент. Функции представлений. Механизмы возникновения представлений. Основные характеристики (свойства) представлений: наглядность, фрагментарность, неустойчивость, непостоянство. Представления как результат обобщения образа. Общие и частные представления. Виды представлений. Основания для классификации видов представлений. Характеристики отдельных видов представлений. Индивидуальные особенности представлений и их развитие. Индивидуальные особенности представлений: зрительный тип, слуховой тин, двигательный тип. Понятие ведущего вида представлений. Этапы формирования представлений у людей. Условия развития представлений. Первичные образы памяти и персеверирующие образы. Общее понятие о первичных образах памяти. Общее понятие о персеверирующих образах. Сходство и различие между образами памяти и персеверирующими образами. |
Тема 4 | Память | Общее представление о памяти. Память как высшая психическая функция. Определение памяти. История исследования процессов памяти. Физиологические основы памяти. Память и деятельность. Память и научение. Исследование памяти в когнитивной психологии. Основные факты и закономерности психологии памяти. Виды памяти. Основания для классификации видов памяти. Произвольная и непроизвольная память. Мгновенная (сенсорная), кратковременная, долговременная и оперативная память. Основные процессы и механизмы памяти. Запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание как процессы памяти. Логическое (смысловое) и механическое запоминание. Общие характеристики продуктивности памяти. Индивидуальные особенности памяти. Развитие и тренировка памяти. Принципы организации памяти Приемы управления памятью. Основные нарушения памяти. Аномалии памяти. |
Тема 5 | Мышление | Общее представление о мышлении. Определение мышления. Фило-, социо- и онтогенез мышления. Предмет и методы исследования в психологии мышления. Основные подходы к изучению мышления. Теории мышления. Изучение мышления как познавательного процесса. Индивидуально-личностная детерминация мышления. Исследования мышления с позиций деятельностного подхода. Сознание и мышление. Операции и формы мышления. Основные виды умственных операций. Суть операции сравнения. Анализ и синтез как основные операции мышления. Абстракция как процесс отвлечения Конкретизация как процесс представления единичного. Суть индуктивного умозаключения. Основные формы мышления. Понятие. Осознание, понимание и суждение. Умозаключения как высшая форма мышления. Дедукция и индукция. Виды мышления. Основания для классификации видов мышления. Теоретическое и практическое мышление. Продуктивное и репродуктивное мышление. Интуитивное, логическое, «аутистическое» и реалистическое мышление. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Особенности оперативного мышления и мышления в диалоге. Понятие о вероятностном и эвристическом мышлении. Индивидуальные стили мышления. Мышление и интеллект. Структура интеллекта. Интеллект и поведение человека. Врожденное и приобретенное в проблеме интеллекта. Развитие мышления. Развитие понятийного мышления. Основные этапы формирования мышления. Филогенетический и онтогенетический аспекты развития мышления. Активизация и нарушения процессов мышления. |
Тема 6 | Речь | Общая характеристика речи. Сущность речи и языка. Слово и его значение. Речь и речевая деятельность. Роль речи в жизнедеятельности человека. Речь как процесс словесного общения. Эмоционально-выразительная сторона речи. Смысловой подтекст. Физиологические основы речи. Физиологические системы речи: периферические и центральные. Основные функции речи: выражение, воздействие, сообщение, обозначение. Виды речи. Основные виды речи. Устная и письменная речь. Разговорная и диалоговая речь. Монолог. Пассивная и активная речь. Кинетическая речь. Механизмы порождения и понимания речи. Формирование речи. Основные этапы формирования речи. Развитие речи в онтогенезе. Роль взрослого в формировании речи ребенка. Развитие речи в процессе изучения языка. Психосемантика. Соотношение врожденных и сформированных структур речи. Вербальное и невербальное общение. Диагностический потенциал речи. Корреляция параметров речи с личностными характеристиками человека. |
Тема 7 | Воображение | Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности. Воображение как процесс преобразования представлений. Механизмы процесса воображения. Роль воображения в жизни человека. Физиологические основы воображения. Связь воображения с регуляцией органических процессов и движений. Воображение и творческое мышление. Виды воображения. Классификация воображения по степени преднамеренности" произвольное и непроизвольное воображение. Воссоздающее воображение. Творческое воображение. Мечта. Пространственное воображение. Активное и пассивное воображение. Индивидуальные особенности воображения и его развитие. Субъективная сторона воображения. Индивидуальные различия людей по силе, глубине, степени яркости образов воображения и ведущему типу воображения. Гипотеза о врожденности воображения. Общие закономерности развития воображения. |
Тема 8 | Внимание | Общее представление о внимании. Понятие о внимании. Роль внимания в процессах жизнедеятельности человека. Дискуссия о статусе самостоятельности внимания. Функции избирательности, целенаправленности и активности внимания. Внимание и сознание. Физиологические механизмы внимания. Теории внимания. Исследование внимания в когнитивной психологии. Экспериментальные исследования внимания. Внимание и деятельность. Виды внимания. Основания для классификации внимания. Краткая характеристика видов внимания. Характеристики и свойства внимания. Количественные и качественные характеристики внимания. Объем, колебания, устойчивость, концентрация, распределение, переключаемость, отвлекаемость, рассеянность внимания. Развитие внимания. Искусственный и естественный пути развития внимания. Характерные стадии развития внимания. Ориентировочный рефлекс. Комплекс оживления. |
;,
Планы групповых занятий и образовательные технологии
Цели проведения групповых занятий по курсу:
- углубление, расширение и детализация научных знаний по данной дисциплине;
- работа над ключевыми понятиями темы;
- развитие научного профессионального мышления и речи студентов;
- содействие выработке навыков профессиональной деятельности, навыков применения полученных знаний для решения практических задач в процессе совместной деятельности;
- оперативная обратная связь, проверка знаний студентов.
Для успешной подготовки к групповым занятиям студенту невозможно ограничиться слушанием лекций. Требуется предварительная самостоятельная работа студентов по теме планируемого занятия, проработка конспектов, учебников, учебных пособий, специальной литературы, чтобы основательно овладеть теорией вопроса.
Структура групповых занятий:
- вступление преподавателя
- вопросы студентов по материалу, который требует дополнительных разъяснений
- собственно тематическая часть (включающая рефераты, доклады, дискуссии и т.д.)
- заключительное слово преподавателя.
Семинар № 1. Ощущения
Цель: углубить, расширить и закрепить знания студентов об ощущениях как психическом познавательном процессе, способствовать пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10).
Вопросы для обсуждения:
1. Психологическая сущность ощущений.
2. Физиологические механизмы ощущения.
3. Классификация ощущений. Основания для классификации и характеристика вариантов классификации.
4. Зрительные ощущения.
5. Слуховые ощущения
6. Вкусовые, осязательные и обонятельные ощущения
7. Основные свойства и характеристики ощущений.
8. Закономерности ощущений.
9. Развитие ощущений.
10. Роль различных видов ощущений в жизнедеятельности человека.
Темы рефератов:
1. Общее место и роль познавательных психических процессов в жизни человека.
2. Основные нарушения процессов ощущения.
3. Учения об ощущении.
Образовательные технологии: традиционная семинарская технология с элементами проблемного обучения.
Информационные технологии: презентации.
Задания для самостоятельной работы студентов
1. Используя рекомендованную литературу, составьте логическую схему базы знаний по теме.
2. В чем суть законов Бугера - Вебера, Вебера - Фехнера, Стивенса?
3. В чем суть явлений синестезии, сенсибилизации и контраста?
4. Что такое пороги ощущения, какие они бывают?
5. Что такое «модальность ощущений»?
Семинар № 2. Восприятие
Цель: углубить, расширить и закрепить знания студентов о восприятии как психическом познавательном процессе, способствовать пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10).
Вопросы для обсуждения:
1. Общее представление о восприятии. Понятие восприятия. Полимодальный характер восприятия. Соотношение восприятия и ощущения.
2. Нейрофизиологические основы восприятия.
3. Основания для классификации и характеристика вариантов классификации видов восприятия.
4. Восприятие пространства и движения.
5. Восприятие времени.
6. Особенности восприятия речи.
7. Особенности восприятия целого и части.
8. Эктрасенсорное восприятие..
9. Свойства восприятия: константность и предметность.
10. Свойства восприятия: структурность, осмысленность и избирательность восприятия.
Темы рефератов:
1. Теории восприятия.
2. Индивидуальные различия в восприятии.
3. Основные нарушения восприятия.
Образовательные технологии: традиционная семинарская технология с элементами проблемного обучения.
Информационные технологии: презентации.