Правила поведения в провокативной психотерапии

Первое – вперёд за эмоциями! Любые средства хороши, любые рожи и прерывание клиента «на самом интересном месте». Всё, что связано с сексом - идёт в оборот. Если клиент протестует, требует прекратить что-либо, продолжай, с удвоенной энергией! Ты должен добиться, чтобы тебе сказали – «Нет! Хватит!»

Если терапевт замечает значимые жесты и позы, он тут же ставит их клиенту на вид, и спрашивает, что произошло, например:

- Почему ты схватился за свою промежность? Что-то случилось?

Терапевт уточняет и побуждает, если клиент начинает смазывать и путаться:

- Ты говорила, что у тебя веские причины не разводиться. Назови хотя бы три!

Если клиент подаёт признаки транса: заморгал, задышал, остолбенел, посмотрел как бы вглубь себя, терапевт не пренебрегает внушением гипнотическим голосом, например: «Каждый человек в глубине себя точно знает….», и, далее, что именно знает каждый человек.

Если клиент сообщает о травмирующем опыте, терапевт серьёзно и по-роджерсовски вчувственно расспрашивает о деталях. Конгруэнтность. Пауза. Серьёзно так и с выражением. «Это ведь действительно, на всю жизнь! Ты до последних дней своих будешь чувствовать эту вину».

Если клиент сник, потух, но говорит о чём-то, чего хочет достичь, скажи ему: «Да, я не видел более увлечённого человека! Ты так возбуждён этим!»

Средства провокации

Перебивай речь клиента. Не будь вежливым. Сделай так, чтобы клиент и аудитория перестали понимать, о чём речь. Фарелли давал сказать клиенту не более двух предложений. И тут же театрально копировал мимику клиента, добиваясь реакции аудитории и показывая, чем именно вызвал эту реакцию.

Если клиент замешкался, следует неправильно интерпретировать это: «Он собирается вам ответить! Сейчас он обдумывает, как». Если клиент говорит, что он понял, что ему уже стало лучше – спокойно и с юмором скажи, что всё не так хорошо: «Не обманывайся. Ты вряд ли вообще сможешь стать здоровым». Или: «Тебе кажется. Это временное улучшение. Проблемы вернутся с новой силой». «Если ты мне не веришь, спроси моего брата», - это, кстати, гарантирует взрывную реакцию аудитории.

Если клиент получает поддержку аудитории, разрушайте, искажайте её. «Да, они по-настоящему сочувствуют тебе. Может быть. Они просто рады, что это произошло не с ними».

Клиент «созрел» и что-то важное понял – образовал новую ценность, нашёл единственно верное решение и высказал чётко и громко. Переспроси. Если возможно – пойми его неправильно.

Усиливайте свою фантазию, особенно в абсурдных решениях клиентской ситуации. Абсурд должен быть театрально сыгран до конца и подробен в мелочах, талантливее, чем смог бы сам Сальвадор Дали. Все ситуации значат гораздо больше, всё слишком замечательно, всё так ужасно! Но на самом деле всё не так, как клиент думает и значит совсем другое…

- Купи себе инвалидную электроколяску. Поставь динамики помощнее. Будешь кричать: «Эй, уступите дорогу. Едет победитель конкурса «Инвалид года»!

Как-то раз Фарелли позвонил пьяный человек, вышел только что из тюрьмы, и попросил приютить его холодной зимой. Фарелли посоветовал ему стать посреди проезжей дороги, спустить штаны, взять в руку член, и, наяривая, кричать в небеса: «Иисус грядёт, и я иду!» Помощь придёт в минуты! Ты быстро найдёшь приют.

Серьёзным голосом дай клиенту абсурдное объяснение его проблемы.

- Я не в контакте со своими чувствами.

- А откуда ты?

- Я из Семипалатинска.

- В этом-то всё и дело. Ядерные испытания привели к тому, что 84% населения там благодаря мутациям не проявляют никаких эмоций. Твой случай – чистая генетика. Мы ничем не можем помочь!

Проблема клиента – в его достоинствах. Усиливать достоинства следует так же до предела. Например, вот очень красивая девушка, жалуется на то, что её не любят мужчины.

- Ты так сексапильна! Да что там, все видят! Разве ты нуждаешься, чтобы тебя кто-то любил? Зачем тебе эти проблемы?

Наши рекомендации