Самостоятельная работа студентов. Основные виды самостоятельной работы:
Основные виды самостоятельной работы:
- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;
- проработка учебного материала (по конспектам, учебной и научной литературе);
- изучение вопросов теоретического курса, запланированных для самостоятельного освоения;
- подготовка экзаменационных вопросов.
Вопросы к самостоятельной работе студентов
1. Раскройте основные понятия изучаемого курса.
2. В чем суть современной проблематики интеркультурных взаимоотношений в различных сферах жизнедеятельности.
3. Раскройте роль и значение культуры как психологического феномена в контексте интеркультурных взаимоотношений.
4. Дайте представление об исторических путях и перспективах развития межкультурных взаимодействий в туризме.
5. Что такое этнические конфликты и способы их урегулирования.
6. Определите и охарактеризуйте этические основы ведения бизнеса в различных типах культур.
7. Какие основные национальные манеры, традиции и обычаи вы можете представить.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Перечень рекомендуемой литературы
Основная литература:
1. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. – М.: ПЭРСЭ, 2002.
2. Льюис Г.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: пер. с англ. -М.: Дело, 1999.
3. Кипнис М. Тренинг межкультурных отношений. Части 1-2 – М.:Ось-89, 2006.
4. Косолапов А.Б. Туристское страноведение. Европа и Азия: учебно-практическое пособие. -М.: КНОРУС, 2005.
Рекомендуемая дополнительная литература:
5. Стефаненеко Т.Г. Этнописхология. –М.: Аспект –прогресс, 2008
6. Масковцев Н., Шевченко С. Бизнес по-русски, бизнес по-американски. –СПб.: Питер, 2003.
7. Фихтингер, Хайнц и др. Правила хорошего тона. Как вести себя во время пребывания за границей .-М.: Омега – Л, 2006.
8. Шубина Е.В. Ритуалы: зашифрованная сила тысячелетий. -СПб.: ИГ «Весь», 2005.
Методические рекомендации (материалы) преподавателю
При изучении данной дисциплины применяются различные формы, методы и средства обучения: лекции и семинары наглядный, эвристический, дидактический и другие методы обучения.
Лекция – основная форма обучения, так как с нее начинается каждая учебная дисциплина. Она призвана дать целостное, систематизированное, доказательное и отчетливое, самое современное представление об относительно самостоятельном, сложном вопросе дисциплины. В ней всегда должна соединяться теория с практикой. Студенты должны активно работать на лекции, осмысливая материал. Запись лекций следует вести свободным текстом, а не под диктовку, выделяя при этом главные мысли и фиксируя наиболее интересные примеры. Таким образом, студент уже во время лекции осваивает учебный материал и практически сразу же закрепляет знания. Для лучшего закрепления полезно в ближайшее время в течение нескольких минут просмотреть материал лекции.
Семинарские занятия. Характерная особенность семинаров – в групповом обсуждении обучающимися под руководством преподавателя определенного учебного вопроса (теоретического, прикладного, проблемного). Обычно семинар следует за лекцией по теме и рассчитан на углубление знаний обучающихся и обсуждение путей их реализации на практике. Неверно превращать семинар только в форму контроля знаний. Основная задача преподавателя: поддерживать дискуссию, тактично направляя ее ход, не допускать отклонений, ведущих к потере времени и темпа, давать возможность студентам находить правильные ответы, а не спешить сообщать их самому. Поводом для такой дискуссии может быть заранее подготовленное сообщение студента. На семинарских занятиях следует использовать продуктивные методические приемы с заданиями типа: «проанализируйте», «проведите классификацию», «сравните» и др.