Просодическая сторона речи
Темп — нормальный, быстрый, медленный, тахилалия, брадилалия
______________________________________________________________
Ритм — нормальный, аритмия. Сохранность пауз в потоке
речи: норма, деление слов на слоги, скандирование.___________________
Интонация — наличие разных видов (повествовательной, вопросительной, побудительной), их оттенков.
Эмоциональная выразительность.__________________________________
Внятность речи — отчетливость, смазанность, невнятность.
____
СОСТОЯНИЕ ДЫХАНИЯ И ГОЛОСА
Дыхание
Тип— ключичное, грудное, брюшное, смешанное.
Объем — поверхностное, глубокое_________________________________
Частота — нормальное, быстрое. Равномерность, плавность — ровное, прерывистое______________________________________________________________
Носовое дыхание — норма, затруднено, отсутствует. Причина ____________
Ротовой выдох — сформирован, не сформирован. При фонации выдох: ротовой, смешанный____________________________________________________
Продолжительность речевого выдоха ___________(количествослов).
Голос
Сила, громкость — нормальный, слабый, тихий, громкий,
немодулированный______________________________________________
Высота — высокий, низкий_______________________________________
Тембр — нормальный, хриплый, сиплый, гнусавый___________________
Синхронность дыхания, голоса и артикуляции_______________________
СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Восприятие неречевых звуков
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Восприятие и воспроизведение ритмов
Восприятие (оценка) ритмов по слуху. «Скажи, по сколько раз я стучала?»
// // // //_____________ /// /// /// ///________________________
Воспроизведение ритмов по слуховому образцу: «Послушай и простучи так же»
// // //_______________ /// /// ///______________________________
// / // /_______________ /// // /// //_________________________
Воспроизведение ритмов по словесной инструкции:
Простучи по 2 раза_________ по 3 раза_________________________
По 2 раза сильно ипо 3 раза слабо______________________________
Фонематическое восприятие
с—с' | с—з с'—з' | с—ц | ш—ж | ч—щ | ч—т* | щ—т* | с—ш | з—ж | с*—ч | с*—щ | ц—ч |
Твердые и мягкие согласные:
П— Б, П'—Б' | т—д Г-Д' | Ф—В, Ф'—В' | К— X—Г, К*—Г' | Л—Л' | р—Р' | Л—Р, Л'—Р' | м—н, | Гласные |
Фонематические анализ, синтез, представления
(по какой группе или нескольким группам фонем есть нарушения).
Выделение первого звука в слове:
Алик | Март | Банка | |||
Оля | Город | Стакан | |||
Имей | Волк | Крыша | |||
Удочка | Сани | Цапля | |||
Эхо | Луна | Щука |
Выделение последнего звука в слове:
Мак | Пух | Руки | |||
Кот | Шар | Шары | |||
Нос | Мука | Муха | |||
Сок | Сарай | Пальто |
Последовательный анализ (определение последовательности звуков в слове):
Мак | Дом | Кот | |||
Сом | Шуба | Окно | |||
Сумка | Торт | Ткач | |||
Клещи | Щипцы | Дверь | |||
Бабушка | Карточка | Дружба | |||
Гнездо | Кастрюля | Чернильница |
Определение количества гласных и согласных в анализируемом слове
Подбор слов с заданным количеством звуков (3, 4, 5)
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Звуковой синтез:
Н—О—С_____ Л—У—Н—А_______ О—С—А_____________________
Л—А—П—А________ С—Ы—Р________ С—У—М—К—А ________
К—О—Т__________ Т—Р—О—П—А________ Л—У—Г _____________
С—Т—Р—Е—Л—К—А ___________________________________________
ЧТЕНИЕ
Наличие навыков чтения — имеются, недостаточные, отсутствуют______
_____________________________________________________________
Характер, техника чтения:
побуквенное, послоговое, целыми словами;
с переходом на слоговое при чтении трудных поавуко-слоговой структуре или незнакомых слов;
целыми словами с паузами (двойное чтение г использованием скрытого побуквенного чтения);
медленное, быстрое, среднего темпа;
плавное, выразительное, монотонное, угадывающее.
Темп (скорость) и объём чтение (вслух, про себя)____________________
Характер ошибок:
фонематические (артикуляторно-акустические)-
замены букв______________ пропуски букв________________________
пропуски слогов_____________ перестановки букв__________________
перестановки слогов____________________________________________
добавления, повторы слогов, слов_________________________________
грамматические (аграмматизм при чтении)________________________
оптические (замены букв, слов)___________________________________
мнестические__________________________________________________
семантические_________________________________________________
Осмысление содержания текста (на уровне знания отдельных слов или общий смысл прочитанного)_____________________________________
Пересказ прочитанного (полный или краткий,
последовательный, ________логичный, ____________ соответствующий тексту) _____________________________________________________
примеры: _____________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Ответы на вопросы по прочитанному и понимание отдельных слов в контексте, примеры:
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Умение обобщать и делать выводы:_______________________________
ПИСЬМО
Анализ письменных работ (диктантов, списывания, изложения, сочинения)
Наличие и характер специфических ошибок | ||
Замены букв | ||
Пропуски букв | ||
Пропуски слогов и частей слова | ||
Добавление букв, слогов | ||
Раздельное написание частей слова | ||
Слитное написание слов | ||
Аграмматизм на письме | ||
Графические замены букв | ||
Ошибки по начертанию | ||
Зеркальное письмо |
Неспецифические ошибки_____________________________________
Самостоятельное письмо (сочинение) — адекватность изложения
_______________________________________________________________
степень его развернутости_______________________________________
правильность построения фраз___________________________________
согласование слов в предложении и отражение логико-грамматических отношений _______________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Общее оформление письменных работ________________________________
теми__________________________________________________________
объём________________________________________________________
ПРОЯВЛЕНИЕ ЗАИКАНИЯ
Предполагаемая причина, время появления заикания
Течение заикания — постоянное, постепенное усиление, волнообразное, скачкообразное, рецидивирующее_______________________________________
Особенности проявления заикания, ситуации, усугубляющие его проявление ______________________________________
Особенности общего и речевого поведения – организованность, общительность, замкнутость, импульсивность_____________________________________________
Адаптация к условиям общения, отношение ребенкак речевому дефекту
_____________________________________________________________
Локализация и тип судорог (клонические, тонические, смешанные)
_________________________________________________________________
Судороги дыхательного аппарата _____________________________________
Голосового аппарата__________________________________________________
Артикуляторные судороги языка, губ _____________________________
В каких видах речи выражено заикание: шепотная, сопряженная, отраженная, спонтанная, ответы на вопросы, пересказ, стихотворная речь, чтение
______________________________________________________________
______________________________________________________________
«Трудные» звуки, слоги, слова___________________________________
Эмболофразия (речевые уловки)__________________________________
Сопутствующие движения (рук, ног, головы, туловища)
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
16. ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
17. РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ:
______________________________________________________________
Дата обследования _________________________________________________________