О уход . -Р^-^^^^.о.Н.рабо-"•""' ^„Я^Т ДО~-.ЬНО .ЫСОКО. 18 страница
Пятую цель танцевальной терапии можно назвать “магическим кругом” (Langer, 1953). Функции группы танцевальной терапии — совместная работа, игра и опыты в ритмических действиях, экспериментирование с жестами, позами и движениями, невербальное общение друг с другом — служат созданию глубокого группового опыта. Этот опыт, действующий на бессознательном уровне, и является “магическим кругом”.
Взаимоотношение между движением и разумом
Основные понятия танцевальной терапии отражают тесные взаимоотношения между телом или, если говорить более конкретно, движением и разумом. Танцевальная терапия базируется на допущении о том, что манера и характер движений отражают наши личностные особенности. Вид физического контакта, от которого мы получили удовольствие в младенчестве, свобода передвижения, испытанная нами, когда мы только начинали ходить, друзья, которых мы приобретали, работа, которую мы делали, роли, которые мы играли, стрессы, которым мы противостояли,— все это повлияло на нашу манеру двигаться (Schmais, 1974). Мы можем узнавать людей по тому, как они двигаются. Часто бывает, что мы можем узнать знакомого, не слыша голоса и не видя лица, а просто уловив знакомый жест или позу.
Танцевальный терапевт особенно интересуется тем, сколько и где мы двигаемся. Основной задачей групп танцевальной терапии является осуществление и понимание спонтанного движения. Согласно Шильдеру:
Между мышечной последовательностью напряжения и расслабления (включенной во все выразительные движения) и психической установкой столь тесные взаимоотношения, что не только психическая установка связана с мышечным состоянием, но также каждая последовательность напряжения и расслабления вызывает специфическую установку. Специфическая мышечная последовательность изменяет внутреннее состояние, установки и даже вызывает воображаемую ситуацию, которая соответствует мышечной последовательности (Schilder, 1950, р. 208).
Танцевальная терапия поощряет свободные, выразительные движения, способствующие развитию физической подвижности и силы на физическом и психическом уровнях. К телу и разуму танцевальные терапевты относятся как к единому целому. Ключевым является убеждение, что если с изменением эмоций меняются наши чувства по отношению к себе и собственному телу, то аналогичный процесс происходит и при изменении манеры и характера наших движений, которые отражают черты личности.
Основные процедуры
Роль терапевта
Танцевальный терапевт выступает партнером по танцу в групповом занятии, режиссером событий, катализатором, облегчающим развитие участников через движение (Schmais, 1974). Важной функцией танцевал'ь. ного терапевта является создание безопасной окружающей среды для того, чтобы участники могли свободно вступать в контакт, исследовать и понимать себя и свое взаимодействие с другими. Руководитель группы внимательно относится к невербальной коммуникации участников и старается эмпатически отвечать им с целью установления эффективных терапевтических взаимоотношений. Элементы принятия и эмпатии заимствованы из теории терапевтических изменений Карла Роджерса. но в отличие от других психокоррекционных групп в группах танцевальной терапии эмпатия выражается в основном на физическом уровне. Танцевальный терапевт демонстрирует эмпатию, зеркально отражая движения пациента в танце. Мэриан Чейс так описала этот терапевтический процесс:
Терапевт, танцуя с пациентом, говорит: “Я ощущаю каж дую твою эмоцию, мне знакомы ненависть, печаль, одиночест во; я понимаю все настроения, которые отделяют тебя oi людей. Я тоже могу все это чувствовать,и уменя это не вызывает отвращения. Танцуя с тобой, я принимаю тебя и мы на минуту понимаем друг друга” (Rosen, 1974, р. 60).
Таким образом, спонтанные движения индивидуума отражаются, расширяются и развиваются терапевтом. В каждом случае пациенты выражают свои внутренние конфликты, а терапевт отвечает движениями, означающими принятие и понимание и дающими возможность пациентам изменить их стереотипы поведения Когда группа разминается, раскачивается или двигается. терапевт предпринимает усилия для установления кон такта с участниками, вызывая их на “разговор” с помощью отражения их движений. Танцевальный тера певт Элен Лефко рассказывала, как сложно было вступить в контакт со странным и замкнутым 30-летним мужчиной ее группы, чтобы поощрить его танцеват! с другими:
Труднее всего мне было “достать” Брайана. Высокий, темно волосый, напряженно наэлектризованный, он танцует под свок музыку, отбивая ритм по телу, как по барабану. Его танць.
не имеют ни начала, ни середины, ни конца. Это как бы ко роткие вспышки припадка. Он не позволяет спрашивать интео претировать и структурировать. Когда мы образуем кру? он бегает, прыгает и скачет вне его. Иногда я присоединяют к нему в его “одушевленных” прыжках, которые напомина-' ют прыжки какого-то лесного зверя, и зачарованно слежл за ним. В ту минуту, когда наши шаги выравниваются рТт мы совпадают, он смотрит на меня с признанием и удовольствием. Но этот момент проходит, и он снова погружается в свои внутренний мир (Lefco, 1974, р. 52).
Позже на занятии Брайан заявил руководителю что он “сердит на стены позади него” (р. 54), подразумевая, видимо, что любовь, сердечность и дружеское об щение существуют, по его мнению, по другую сторону невидимой стены позади руководителя. Танцуя ближе к “стене”, Брайан принимает позу эмбриона. Некото рые члены группы вслед за Брайаном по-своему от вечают движением на дилемму нормальной психики
надежды за “стеной комнаты” и сумасшествия отча-' яния в комнате. '
Очевидно, хороший танцевальный терапевт нуждает ся в богатом репертуаре собственных движений чтобы свободно следовать за участником. Вследствие тесной взаимосвязи между движением и чувствами руководителю должен быть доступен широкий диапазон личных эмоций, чтобы разделить чувства клиента и не быть остановленным страхом и тревогой. Большинству пациентов-невротиков спонтанные движения помогают включиться в игру, но для пациентов с сильными нарушениями, только начинающих устанавливать контакт с реальностью, спонтанные ответы могут казаться слишком угрожающими и больше подходят структурированные упражнения.
В некоторых структурированных упражнениях подчеркиваются раскачивающиеся движения; в других делается акцент на размещении и управлении; третьи фокусируются на расслаблении и концентрации с помощью дыхания; четвертые поощряют движения в пространстве (Espenak, 1968). Первые несколько минут занятия часто занимает период разминки, помогающий участникам приготовить свои тела к работе наподобие того, как оркестр настраивает инструменты перед выступлением. В одном случае методики предусматривают выполнение спонтанных движений во вступительной части в свободной форме под разные музыкальные отрывки. В другом случае, например в методике груп-
3i!
Д1
т:
:\ Ла^К^у. ii ^ liO^-iC^r^'i .\ .;ii.;i.i.\ >^../iL> •
дуется с помощью использования про ставленного группе, путем изменения ii^riq , ростей движения, ведения за собой руков! других членов группы или следования за ними.
Методы танцевального терапевта не ограничен ощрением структурированных или спонтанных ,,. ний. Терапевт может использовать игру и вообрь для стимуляции осознания собственного тела, к-часто ограничено у индивидуумов, лишенных в д возможности играть. Например, Лабан (Wethered. иногда просит членов группы вообразить себя рожденными и экспериментировать с начальным зическими движениями, другие руководители гру;
ощряют “второе рождение” участников. Специфи темы и символическое использование простраж предметов могут быть включены в танец. Человг торый хочет позвать мать, может, например, для жения этого желания стаскивать с себя одежду. И зуемые в группах телесной терапии движения, . рующие лягание и удары, также могут помочь никам разрешить душевное напряжение и высво. подавленные аффекты.
Анализ движения
Танцевальная терапия — вид психотерапии, в котором психотерапевт использует движение как основное вмешательство для достижения терапевтических целей. Частью задачи терапевта является обращение к спонтанному, или естественному, репертуару движений
членов группы с целью его усовершенствования и расширения.
Наиболее известную диагностику движений дает Рудольф Лабан, танцор и архитектор, придумавший систему анализа и описания двигательного поведения. В системе Лабана, известной как система усилий или форм усилий (Laban, 1960), используются символы для изображения динамических и пространственных аспектов движения, диагностики потребностей клиента и помощи терапевту в выборе последовательности движений для достижения лечебных целей. Система форм усилий Лабана описывает динамику движения с помощью четырех его факторов: пространства, силы, времени и течения. Каждый фактор имеет два измерения: пространство может быть прямым или многофокусным, сила (вес) может быть мощной или легкой, время может быть медленным или быстрым, а течение (энергия) может быть ограниченным или свободным. Любой тип движения поддается измерению по этим шкалам, а комбинации этих элементов составляют восемь основных усилий. Например, усилие надавливания является медленным, мощным и прямым, а усилие удара — быстрым, мощным и прямым. Показанная на рис. 8 система форм усилий, созданная Лабаном, облегчает анализ движений.
Р и с. 8. Система форм усилии Лабана.
Индивидуальный анализ движений, основанный на системе Лабана, помогает танцевальному терапевту в исследовании и расширении репертуара движений членов группы. Такие основные движения, как прыжки, поворо-
ты, перемещения, можно улучшить, выявить их возможные свойства, работая над весовыми, пространственными и временными факторами усилий. Престон (Preston, 1980) каталогизировал способы, с помощью которых терапевт может облегчить участникам группы переживание всех усилий и помочь создать их танцевальный словарь.
Танцевальная терапия, основанная на двигательных принципах, таких, как система форм усилий Лабана, находится еще в начальной стадии развития, хотя в последние несколько лет она завоевала популярность. Теория Лабана широко применяется и в исследованиях больных шизофренией (Davis, 1968), и аутичных детей (Kalish, 1971).
Психодинамические подходы
Большинство танцевальных терапевтов рассматривает действия участников групп в русле психоаналитической теории. Техника “тело-эго” Джерри Сэлкина (Salkin, 1973) является примером попытки соединения системы форм усилий с психоаналитической теорией. Элементы пространства, силы, времени и течения используются в специальных целенаправленных физических движениях для усиления самоидентичности путем повторного переживания последовательных этапов развития, через которые человек проходит в первые годы жизни. Движения, выражающие мысли и чувства, инстинкты и влечения поощряются и стимулируются. Когда участник группы экспериментирует с более рискованными физическими и эмоциональными проявлениями, появляются новые чувства и действия, способствующие развитию личности.
Терапевт, использующий технику “тело-эго”, знает, как двигательный паттерн может быть связан с эмоциями. Например, индивидуумы с эмоциональными нарушениями часто демонстрируют неестественные телесные позы. Тревожный человек может в волнении покачиваться, руки его подергиваются, выражение лица напряженное. Руководитель группы пытается установить связь с участником путем сензитивного зеркального отражения этих движений и поиска альтернативных. Для участников с тяжелыми нарушениями целью может быть достижение ясного образа тела и разграничение себя и других, фантазий и реальности.
Движения большинства людей не столь преувеличены или регрессивны. Тем не менее статические позы, манера
и характер движения могут отражать внутреннее состояние: психическую самоизоляцию, страхи или идиосинкразические личностные черты. Группа старается помочь каждому участнику пережить эмоциональные изменения посредством достижения изменения в физических позах и движениях.
Техника “тело-эго” Сэлкина используется при работе с детьми всех возрастов, с умственно отсталыми людьми, с людьми с эмоциональными нарушениями, а также с хорошо функционирующими взрослыми и с профессиональными танцорами. Вследствие того, что каждая группа имеет свой уровень функционирования, Сэлкин делит участников на классы по возрасту и умению танцевать.
Танцевально-двигательная терапия П. Бернстайна (Bernstein, 1979) — еще один психодинамически ориентированный подход, рассматривающий танцевальную терапию как средство коррекции неоконченного процесса развития. Групповая среда искусственно создается для выполнения той же функции, какую выполняют различные формы религиозного обряда в примитивной культуре. Л. Бернстайн и П. Бернстайн (Bernstein & Bernstein, 1973—1974) утверждают, что в нашем обществе мы не разрабатываем ритуалов, отмечающих переход человека на новую стадию развития. Например, племя американских индейцев отмечает переход мальчика-подростка к зрелости, показывая в ритуальном действии сцену самостоятельной охоты на первого оленя. Современные культуры как будто стремятся защитить свою молодежь от кризисов и конфронтации и тем самым избежать необходимого процесса психического развития. Танцевально-двигательная терапия ставит целью создание и разрешение контролируемых кризисов в безопасной среде для обучения людей, не способных адаптироваться к травмирующим жизненным обстоятельствам. Определенные периоды кризисов развития повторно проигрываются и преодолеваются до интеграции.
В этом подходе руководитель группы действует как тренер-хореограф, управляющий кризисом в терапевтических пределах. Руководитель должен сохранять конфронтацию, поощряющую развитие, и в то же время удерживать тревогу на уровне, с которым участники группы могут справиться. Во время группового процесса члены группы учатся действовать без поддержки и помощи группы, развивая собственную способность справ-
ляться с межличностными проблемами. Члены групп могут начинать занятие с импровизированных движенг. под музыку, сначала медленных и мягких, затем пер', растающих в быстрые движения, ударов, “прыжков “нажатий” и наконец приводящих к катарсическому осв;
бождению.
Когда участники начинают двигаться друг с друго они поощряются к выражению скрытых чувств и фант:' зии в сценах, основанных на движении. Использован!" символической ролевой игры в танцевально-двигательн< терапии для преодоления кризиса развития иллюстрирую следующий пример девочки-подростка, испытывающ^ эмоциональные трудности в обращении с иррационал ными авторитетами.
Занятия часто начинались с движении взаимодействия, пе ходивших затем в сильные, быстрые, направленные паттер движении. Доверие возникло, когда Бетси разрешили излить i давленные эмоции гнева в психомоторных ситуациях. Tepani играл роль терпящего поражение агрессивного всепобеждающ-объекта из ее прошлого, который подвергается “разрушению” i. ударами, пинками, шлепками. Движения одновременно соп;
вождались гневными выкриками. Голос и движения Бетси стаг вились сильнее и увереннее, выражая вместе с движение других участников гнев по поводу несостоятельных требован. матери. Изменения установок и внутреннего эмоциональн. состояния проявлялись в изменениях ее телесных поз и тан. вальных движениях (Bernstein, 1972, р. 66).
Символический ритуальный процесс, столь явный подходе Бернстайна, еще более очевиден в психомот< ном тренинге Альберта Пессо (Pesso, 1969, 1973), п< черкивающем связь между телесной и танцевальной рапией '. Целью психомоторного тренинга являем “обеспечение управляемой двигательной арены для яо го и приносящего удовлетворение выражения эмощ (Pesso, 1969, р. 70). Для достижения этой цели Пег соединяет в структурированном групповом подх< свой опыт в исполнении танцев и обучении им концепцией открытой встречи Уильяма Шутца и биоэнергетическим методом Александра Лоуэна.
В психомоторном тренинге акцент в меньшей стеш делается на дисциплине танца и в большей — на вые бождении через движение важных аффективных пере>
' Можно заметить, что двигательное обучение методом “Астог пирования” Джудит Астон объединяет танцевальную и теле! терапию столь же впечатляюще. “Астон-копирование” обучает ф ческому равновесию и снижению напряжения путем воздействи структурные и функциональные “удерживающие” паттерны те;
Прим. авт.
ваний. Применение подхода включает три этапа. На первом участников обучают большей сензитивности к их моторным импульсам, которые могут быть разделены на импульсы рефлекторные, произвольные и эмоциональные. Рефлекторные импульсы связаны с реальностью тяготения, произвольные — с ощущениями и внешним миром, эмоциональные сосредоточены на внутреннем мире чувств. В психомоторной группе прежде всего обучают видовой позе.
Эта поза достигается путем расслабления всех скелетных мышц, вызывающего падение участника на пол. Чтобы сделать успешным ее выполнение, участники должны фактически “выключить” мысли и чувства из своего сознания. Хотя видовая поза рассматривается как исходная точка и начальная позиция других упражнений, это только умение, действующее на рефлекторном уровне. Работа с произвольными импульсами включает исследование сознательно контролируемых движений, которые могут быть и целенаправленными, например обход комнаты для удовлетворения любопытства. Для увеличения сензитивности к эмоциональным импульсам члены группы занимаются улучшением распознавания основных эмоций (страха, гнева, любви, удовольствия) и отработкой их в безопасных условиях группы. Например, участникам могут предложить принять видовую позу, вспомнить житейскую ситуацию, обычно вызывающую страх, и как можно быстрее ответить на “неотреагированное” мышечное напряжение, которое вызывается воспоминанием об этом инциденте. Воспоминание стимулирует эмоциональные импульсы, которые переводятся в действие. Один член группы может залезть под стол. Другой свернуться в клубок и дрожать, третий громко смеяться. Затем участники обсуждают опыт. Они делятся мыслями о том, как чувства ложатся в основу психомоторного проявления, чем можно облегчить это проявление, и предлагают друг другу поддержку.
На втором этапе действия становятся межличностными. Члены группы помогают друг другу развивать эмоциональные переживания. Согласно Пессо, для моторного развития эмоции ее вначале нужно пережить, для чего требуется припомнить инцидент, а затем тело должно по возможности спонтанно двигаться для выражения эмоции. Прямое действие, прорывающееся через слова,— самая ясная форма, которую может принимать эмоциональный импульс. Наконец, “окружающая среда” в
9-773 |
лице других членов группы должна поощрять участника реагировать так, как будто действие, порожденное эмоциями, бьыо эффективным. Эмоция не найдет разрешения и не будет интегрироваться в личности до тех пор, пока она не “аккомодирована” или не проявлена по отношению к другим. В обычном на этом этапе упражнении руководитель может назначить некоторых участников ведущими (“контролерами”), других ведомыми (“контролируемыми”). “Контролеры” с помощью жестов указывают, как они хотят, чтобы “контролируемые” двигались, и экспериментируют с изменениями скорости, направления и уровня движений. Другие межличностные упражнения могут включать физический контакт между участниками группы.
На третьем этапе развития психомотороной группы эмоциональное моторное выражение проходит через “структуры”, подобные психодраматическим сценам. Например, участник может вспоминать, как в определенной ситуации родители причинили ему боль, что в конечном счете вызвало чувство фрустрации. Далее руководитель отбирает “структуры”, которые помогут человеку повторно пережить боль и гнев и дадут возможность выразить эти чувства в действии. “Отрицательные акко-модаторы” раздражают участника, вызывая в нем чувство растущего гнева и фрустрации. Как только отрицательные переживания преодолены и участник достигает катарсиса, “положительные аккомодаторы” предлагают желаемый комфорт и заботу. Одно из решающих различий между психодраматическими сценами и психомоторными структурами состоит в том, что структурные действия в основном невербальны. Они сосредоточены на движении.
Оценка
Наиболее “изощренная” танцевальная терапия проводилась для индивидумов с тяжелыми нарушениями, когда особенно необходимы и уместны диагностика двигательных отклонений от нормы и создание систематической программы развития координации и плавности движений. В меньшей степени акцентировалась танцевальная терапия в психокоррекционных группах студентов колледжей и хорошо функционирующих взрослых. Возможно, интерес к ней был обусловлен совместным вы-
полнением каких-либо движений. Танец демократичен, танцевать может каждый. Некоторые люди могут казаться “лучшими” танцорами, но всякий раз, когда танец включается в работающую группу, уровни мастерства быстро стираются, и участие в групповом процессе обычно приносит каждому члену группы личное удовлетворение.
Очевидная польза группового танца состоит в расширении самосознания, улучшении физического здоровья и приспособляемости, возможности взаимодействия и сопереживания в группе. Танцевальная терапия способствует переживанию необычных впечатлений и, таким образом, предоставляет участникам возможность опробовать новые способы поведения. Танцевальная терапия может быть средством исследования отчуждения, образа тела, самоутверждения и сексуальности. В лучшем варианте исследование движения помогает участникам “перевести” чувства в действия, а действия — в понимание.
Танцевальная терапия — относительно новая область, связанная со старой художественной формой. Так как многие танцевальные терапевты получили начальную подготовку в психоаналитических традициях, то именно это теоретическое наследие доминирует, проявляясь в таком понятии, как катарсис. Проведение танцевальной терапии без психотерапевтической подготовки связано с риском вызвать слишком сильные чувства, которым нелегко найти разрешение. Движение одновременно с физическим контактом и интенсивным межличностным взаимодействием может порождать чрезвычайно сильные эмоции.
Новые подходы к танцевальной терапии выходят за пределы психоаналитического наследия. Сегодня в этой области наблюдается значительное разнообразие форм, о чем свидетельствуют описанные в этой главе методы. Современные терапевты и руководители психокоррекционных групп также используют групповой танец и движения.
Резюме
Танцевальная терапия ведет начало от творческого танца. Танец в терапии — в отличие от танца-представления — использует относительно неструктури-
рованные двигательные формы и спонтанно освобождающиеся чувства. Танцевальная терапия стала популярна после второй мировой войны, чему способствовали такие ее первые практики, как Мэриан Чейс.
Целями танцевальной терапии являются: расширение сферы осознания собственного тела; развитие положительного образа тела, социальных умений; исследование чувств и создание глубокого группового опыта. Фундаментальными для танцевальной терапии являются взаимоотношения между телом и разумом, спонтанными движениями и сознанием, а также убежденность в том, что движение отражает личность.
Руководитель группы танцевальной терапии выступает как партнер по танцу, режиссер событии, катализатор, облегчающий развитие через движение. Терапевт создает безопасную окружающую среду для исследования себя и других и работает над отражением спонтанных движений членов группы и расширением репертуара движений. Танцевальный терапевт применяет структурированные упражнения на расслабление, дыхание, размещение, управление и движение в пространстве. Система форм усилий Лабана часто применяется для диагностики движений и помощи участникам в расширении репертуара движений.
На большинство подходов танцевальной терапии повлияла психоаналитическая теория. Техника “те:. эго” Сэлкина использует целенаправленное физическ движение для усиления самоидентичности. Танцевальн двигательная терапия П. Бернстайна использует риту (символическую ролевую игру) и воображение для исс^ дования скрытых чувств и преодоления кризиса развита Психомоторный тренинг Пессо не придает значен дисциплине танца, а делает акцент на выражен эмоций через движение.
Тогда как прежде танцевальная терапия приме! почти исключительно к людям с тяжелыми нарушен i сегодня танец все больше ориентируется на р со здоровыми людьми, имеющими психологически труднения, с целью развития у них приспособляем чувства удовольствия и группового взаимодей а также для выражения и направления сильны> ций.
Литература
Bernstein, P. Theory and methods in dance-movement therapy: A manual for therapists, students, and educators. Dubuque, Iowa: Kendall/Hunt, 1972.
Bernstein, P. Eight theoretical approaches in dancemo-vement therapy. Dubuque, Iowa: Kendall/Hunt, 1979.
Bernstein,P., & Bernstein, L. A conceptualization of group dance-movement therapy as a ritual process. American Dance Therapy Association Proceedings Monograph No. 3, 1973—74, 120—132.
Birdwhistell, R. L. Kinesics and context. Philadelphia:
Universityof Pennsylvania Press, 1970.
Bogen, J. E. Some educational implications of hemispheric specialization. In M. C. Wittrock (Ed.), The human brain. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall, 1977.
Chace, M. Dance as an adjunctive therapy with hospitalized children. Bulletin of the Menninger Clinic, 1953, 17, 219—255.
Davis, M. Movement characteristics of hospitalized psychiatric patients. American Dance Therapy Association Proceedings, Third Annual Conference, 3, 1968.
Espenak, L. Diagnosis and treatment in psychomotor therapy. Lecture demonstration presented to the American Dance Therapy Association, Hunter College, New York, May 26, 1968.
Jung, G. C. [Archetypes and the collective unconscious.} In The Collected Works (2nd ed.). Princeton, N. J.: Prince-ton University Press, 1961.
Kalish, B. „Eric", ADTA writings on body movement and communication, ADTA Monograph No. 1, 1971.
Laban, R. The mastery of movement (2nd ed.). (L. Ull-man, Ed.). London: MacDonald & Evans, 1960.
Langer, S. K. Feeling and form: A theory of art. New York: Scribner, 1953.
Lefco, H. Dance therapy. Chicago: Nelson Hall, 1974. Pesso, A. Movement in psychotherapy. New York: New York University Press, 1969.
Pesso, A. Experience in action. New York: New York University Press, 1973.
Preston, V. A handbook for modern educational dance. (Revised ed.) Boston: Plays, 1980.
Reich, W. Character analysis. New York: Farrar, Straus & Giroux, 1942.
Rosen, E. Dance in psychotherapy. New York: Columbia University Press, 1974.
Salkin, J. Body ego techique. Springfield, 111.: Charles C. Thomas, 1973.
Schilder, P. The image and appearance of the human body. New York: International Universities Press, 1950.
Schmais, C. Dance therapy in perspective. In K. C. Mason (Ed.), Dance therapy: Focus on dance VII. Washington, D. C.: American Association for Health, Physical Education” and Recreation, 1974.
Sullivan, H. S. The interpersonal theory of psychiatry. New York: W. W. Norton & Co., 1953.
Wethered, A. Movement and drama in therapy. Boston:
Plays, 1973.
White, E. Q. Effort-shape: Its importance to dance therapy and movement research. In K. C. Mason (Ed.), Dance therapy: Focus on dance VII. Washington, D. C.:
American Association for Health, Physical Education, and Recreation, 1974.
Wigman, M. Language of the dance. Middletown, Conn.:. Wesleyan Univeristy Press, 1963.
Группы терапии искусством
История и развитие
Терапия искусством является относительно новым методом психотерапии. Впервые этот термин был использован Адрианом Хиллом в 1938 г. при описании своей работы с больными туберкулезом и вскоре получил широкое распространение. В настоящее время им обозначают все виды занятий искусством, которые проводятся в больницах и центрах психического здоровья, хотя многие специалисты в этой области считают такое определение слишком широким и неточным. Эффективность применения искусства в контексте лечения основывается на том, что этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне. Символическое искусство восходит к пещерным рисункам первобытных людей. Древние использовали символику для идентификации своего места в мировом космосе и поисков смысла человеческого существования. Искусство отражает культуру и социальные характеристики того общества, в рамках которого оно существует. Это особенно подтверждается в наше время быстрой сменой стилей в искусстве в ответ на изменения в культурных течениях и ценностях.
На начальных этапах терапия искусством отражала представления психоанализа, согласно которому конечный продукт творчества пациента, будь то что-то нарисованное карандашом, написанное красками, вылепленное или сконструированное, расценивается как выражение неосознаваемых процессов, происходящих в его психике. В 20-е гг. Принцхорн (Prinzhorn, 1922/1972) провел классическое исследование творчества пациентов с психическими отклонениями и пришел к выводу, что их художественное творчество отражает наиболее интенсивные конфликты. В Соединенных Штатах одной из первых