О уход . -Р^-^^^^.о.Н.рабо-"•""' ^„Я^Т ДО~-.ЬНО .ЫСОКО. 25 страница
Необходимое время: 1 час.
Материалы: Бумага, цветные ручки или карандаши.
Подготовка: Руководитель должен обладать опытом в терапии искусством и групповой динамике.
Процедура: Все члены группы садятся в круг в середине комнаты. Перед каждым лежит лист бумаги и цветные ручки или карандаши. Начинайте рисовать что-нибудь важное для себя. По сигналу руководителя группы передайте свой лист участнику, сидящему от вас слева, и получите начатый рисунок от участника, сидящего справа. Работайте над этим рисунком, изменяйте и добавляйте к нему, что хотите. По сигналу передайте этот рисунок налево и получите рисунок справа. Продолжайте так до тех пор, пока к вам не вернется тот рисунок, который вы начали. Осознайте чувства, возникающие у вас при виде того, что другие изобразили на вашем листе. Изменяйте в рисунке все, что хотите. В заключение обсудите свои впечатления с группой.
Вариант этого упражнения: члены группы по очереди рисуют на общей картине на стене, добавляя к компо-
зиции нечто, выражающее их настроение в данный момент и сообщающее это настроение группе.
Сотворение глиняного мира
Цель: Это упражнение, как и все упражнения в терапии искусством, стимулирует творчество. Оно также исследует ценностные ориентации, взаимоотношения сотрудничества и соперничества членов группы.
Необходимое время: 1—2 часа.
Материалы: Глина или пластилин.
Подготовка: Руководитель должен иметь опыт в групповой динамике.
Процедура: Каждый член группы получает большой ком глины (Rhyne, 1973). Группы делятся на подгруппы по 5—8 человек в каждой. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией на флейте или клавесине для создания мягкой, расслабленной атмосферы.
Вы — один из пяти или восьми человек, создающих мир. Закройте глаза и вообразите, что глина — сырье, из которого можно делать все, что вы захотите. С закрытыми глазами работайте с глиной и дайте пальцам выразить ваши мысли и чувства. Когда вылепите скульптуру, поместите ее на столе вместе с остальными вылепленными в вашей подгруппе скульптурами. Совместно с партнерами подгруппы с открытыми глазами поработайте над структурированием целостного мира из соответствующих частей. Если в ходе упражнения у вас возникли чувства относительно других членов группы, выскажите их или выразите их в глине. В заключение поделитесь своими впечатлениями с другими подгруппами.
Группы тренинга умений (тренинг уверенности в себе)
Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы
Цель: Прежде чем развивать навык уверенности в себе, необходимо получить концептуальное понимание проблемы уверенности. Упражнение помогает членам группы отличить уверенный ответ от неуверенного и агрессивного ответов.
Необходимое время: 1 час.
Материалы: Нет.
Подготовка: Специальной подготовки не требуется.
Процедура: Каждому члену группы предлагают про-
демонстрировать в данной гипотетической ситуации неуверенный, агрессивный и уверенный ответы. Например, представьте, что друг “забыл” вернуть деньги, которые он занял у вас. Агрессивное поведение может выражаться следующим высказыванием: “Черт возьми! Я знал, что тебе нельзя доверять, когда ты обещал, что вернешь деньги! Я хочу получить свои деньги!” Неуверенность в поведении может выражаться высказыванием типа: “Я знаю, что надоедаю тебе, но, как ты думаешь, не сможешь ли ты вернуть мне деньги в ближайшее время?” Уверенный ответ может быть таким: “Я считал, что мы договорились, когда ты обещал вернуть мне деньги сегодня. Буду признателен, если ты принесешь деньги самое позднее в пятницу”.
Постарайтесь вовлечь всех членов группы, даже если при этом каждый участник предложит только один из трех ответов. Используйте одну ситуацию на каждого участника. Ролевое проигрывание ситуаций, которые в свое время создали или могут создать определенные сложности, может помочь вам идентифицироваться с наиболее агрессивным, уверенным в себе или неуверенным человеком, которого вы знаете. Помните, что невербальное поведение говорит столько же о вашем состоянии, сколько вербальное. Старайтесь, чтобы тон голоса, позы, выражение лица соответствовали словам.
Руководитель или группа могут создать дополнительные ситуации, подобные перечисленным ниже, или использовать эти ситуации.
• Друг продолжает занимать вас разговором, а вы хотите уйти. Вы говорите...
• В ресторане вам подается пережаренный бифштекс с кровью. Вы говорите официанту...
• Счет за ремонт вашего автомобиля на 25 долларов больше начальной расценки. Вы обращаетесь к заведующему службой...
• Вы ловите взгляд привлекательного мужчины (женщины). Знаете, что он (она), может быть, интересуется вами. Вы подходите и говорите...
• Собака вашего соседа помяла траву на вашем газоне. Вы подходите к соседу и говорите ему...
• Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас. Вы заявляете ему...
• Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним...
• Вы пришли в модный ресторан, однако вам не нравится предложенный стол. Вы говорите хозяину или хозяйке...
• Друг просит вас одолжить ему автомашину, а вы считаете его плохим водителем. Вы говорите ему...
• Друг приводит вас в смущение, рассказывая в
компании истории о вас. Вы заявляете ему... По очереди просите обратной связи у группы относительно уверенного, неуверенного или агрессивного ответа участника. Помните, что правильных ответов не существует и что хорошее обсуждение может быть очень информативным.
Тренинг умения вести разговор
Цель: Неуверенным в себе людям часто недостает базовых коммуникативных умений. Это упражнение, взятое у Келли (Kelley, 1978), может снизить тревожность, связанную с межличностным общением, и дает возможность попрактиковаться в коммуникативных умениях.
Необходимое время: 30 минут.
Материал: Нет.
Подготовка: Специальной подготовки не требуется.
Процедура: Группа делится на пары. На первом этапе одному участнику в паре разрешается задавать только открытые вопросы, дающие возможность партнеру ответить более полно. (Например, “Вы живете в студенческом городке?” — закрытый вопрос, “Где вы живете?” — открытый вопрос.) Другой участник пары отвечает на каждый вопрос с помощью раскрывающей его произвольной информации, то есть информации о себе, которая выходит за рамки строгого ответа на вопрос. (Например, “Я живу в студенческом городке” — не слишком информативный ответ; ответ: “Я живу в студенческом городке, в одном из новых студенческих общежитии, и делю комнату еще с двумя соседями” — дает много информации о человеке.) Оставайтесь в роли около пяти минут, затем поменяйтесь ролями, чтобы оба партнера могли поупражняться в постановке открытых вопросов и предоставлении произвольной информации.
На втором этапе упражнения один участник из каждой пары начинает добровольно давать свободную информацию или описывать личный опыт. Второй участник пытается продлить разговор, либо прося пояснить, либо перефразируя. Иначе говоря, вы своими словами повто-
ряете свободную информацию партнера, чтобы показать, что вы его слушаете. (Например, первый участник может сказать: “Вчера вечером, гуляя по студенческому городку, я посетил такие места, которые раньше не видел”. Второй участник может уточнить: “Ты имеешь в виду, что был удивлен тем, как велик студенческий городок?”) После пяти минут диалога поменяйтесь ролями.
Между двумя этапами упражнения дайте парам время поделиться своими переживаниями и трудностями. Когда вы сможете легко открывать другим свой внутренний мир, задавайте вопросы, допускающие широкий диапазон ответов. Используя методы активного слушания, вы овладеете искусством ведения разговора.
Релаксационный тренинг
Цель: Релаксационный тренинг может использоваться как часть программы тренинга уверенности в себе, для снижения торможения и для борьбы со специфическими страхами или тревожностью.
Необходимое время: 30 минут.
Материалы: Записи с текстом тренинга релаксации или опытный руководитель.
Подготовка: Если записи не используются, руководитель должен обладать опытом в тренинге релаксации.
Процедура: Сядьте в кресло, расслабьтесь, руки положите на колени, ноги удобно расставьте. Глаза закройте. Два или три раза медленно и глубоко вдохните, выдохните, обращая внимание на прохождение воздуха в легкие, до диафрагмы и обратно. Теперь вытяните правую руку, крепко сожмите ее в кулак. Почувствуйте напряжение в кулаке, когда сжимаете его. После 5—10 секунд концентрации на напряжении расслабьте руку. Разожмите кулак и заметьте, как напряжение отступает, а его место занимает ощущение расслабленности и комфорта. Сосредоточьтесь на различиях между напряжением и релаксацией. Примерно через 15—20 секунд снова сожмите руку в кулак, 5—10 секунд изучайте напряжение, затем расслабьте руку. Почувствуйте расслабленность и тепло. Через 15—20 секунд повторите процедуру с левой рукой. Обязательно сосредоточивайтесь только на группах мышц, которые напрягаете и расслабляете, и старайтесь в это время не напрягать остальные мышцы.
Отведите время для проведения тех же циклов “напряжение — расслабление” для разных частей тела для того, чтобы расслабить соответствующие группы мышц:
руки, сгибая каждую для напряжения бицепсов;
руки, выпрямляя каждую для напряжения трицепсов;
плечи, сгорбив их;
шею, наклоняя голову вперед и упираясь подбородком в грудь;
рот, открывая его как можно шире;
язык, прижимая его к небу;
глаза, зажмуривая их;
лоб, как можно выше поднимая брови;
спину, прогибая ее и выпячивая грудь вперед (будьте осторожны, если у вас есть проблемы со спиной);
ягодицы, сокращая мышцы;
живот, втягивая его к позвоночнику;
бедра, вытягивая ноги и приподнимая их на несколько сантиметров над полом;
_ икры, прижимая пальцы ног к верху ботинок. Завершите упражнение, сделав два-три глубоких вдоха и почувствовав, как расслабленность “течет” по вашему телу от рук через плечи, грудь, живот к ногам. Когда почувствуете себя готовым открыть глаза, медленно сосчитайте в обратном порядке от 10 до 1. С каждой цифрой чувствуйте себя все более и более свежим, бодрым.
Цикл “напряжение — расслабление” можно отрабатывать дома. Достигнув совершенства, вы можете ускорить процедуру, расслабляя мышцы по желанию без предварительного напряжения.
Поведенческие договоры
Цель: Упражнение служит примером постановки поведенческой цели, характерной для группы тренинга умений. Оно поощряет описывать проблемы, используя специфичные позитивные суждения, и позволяет получать подкрепление.
Необходимое время: 1 час. Материалы: Нет.
Подготовка: Руководитель должен иметь опыт поведенческой терапии.
Процедура: Члены группы выбирают специфичное поведение, которое они хотят изменить в группе.
Выберите поведение, обычно составляющее часть естественного группового процесса. Обычными примерами являются высказывание, прерывание, осуществление контакта взглядами, критика, неадекватная улыбка, обку-сывание ногтей и так далее. Выберите поведение, легко
поддающееся наблюдению, конкретное и не слишком сложное. Постарайтесь сформулировать свою цель, используя позитивные суждения. Например, “больше слушать” — это позитивный способ “меньше говорить”. Четко скажите членам группы, как бы вы хотели, чтобы они предоставляли обратную связь. Возможно, вы хотите, чтобы обратную связь осуществляли: а) конкретные члены группы, б) в определенное время, в) определенным способом.
Вам может потребоваться не меньше часа группового времени, чтобы выбрать индивидуальные поведенческие цели. Обратная связь на поведение может спонтанно предоставляться в течение последующих групповых занятий, но может быть специально выделено время для обратной связи. Группе важно сознавать любое улучшение в поведении участника и подкреплять его поведение в направлении достижения цели.
Репетиция поведения
Цель: Репетиция поведения является основной методикой, используемой в группах тренинга уверенности в себе. Это упражнение, частично взятое у Ланджа и Яку-бовски (Lange & Jakubowski, 1976), является хорошим введением в процедуру репетиции поведения. Оно подготавливает почву для позднейших, более сложных и реалистичных репетиций поведения в группе.
Необходимое время: 1,5—2 часа.
Материалы: Бумага и карандаши.
Подготовка: Руководитель должен иметь опыт в репетиции поведения и тренинге уверенности в себе.
Процедура: Представьте ситуацию, в которой вы хотели бы действовать с уверенностью в себе, и запишите ее. Вы можете потратить несколько минут на “мозговую атаку” (брейнсторминг) в группе для выдвижения идей, хотя ситуация, выбранная каждым человеком, должна быть значимой для него лично. Вероятнее всего, ситуации будут включать аспекты просьбы или отказа, управления критикой или реализации в общении положительных или отрицательных чувств. Затем поделите группу на подгруппы по пять-шесть человек. В каждой подгруппе участники по собственной инициативе начинают с короткого описания стрессовой ситуации, которую они определили для себя.
Структурируйте ситуацию, выбрав из своей подгруппы человека на роль партнера во взаимодействии. Если вы
доброволец, как можно увереннее переданте ему свое сообщение, выскажите претензии. Через одну-две минуты остановитесь и пусть другие члены подгруппы предоставят вам специфичную позитивную обратную связь на ваше поведение. Затем скажите, что вам самому понравилось в вашем поведении, и упомяните любые изменения или дополнения, которые вы хотели бы сделать. Если вы зашли в тупик, выслушайте предложения членов своей подгруппы. Затем другой участник подгруппы становится партнером, и отработка взаимодействия продолжается. После двух-трех минут репетиции с этим партнером остановитесь и снова дайте время для позитивной обратной связи. Продолжайте до тех пор, пока каждый член подгруппы не сыграет роль партнера во взаимодействии. Когда добьетесь улучшения и начнете овладевать ситуацией, партнер увеличит напряжение встречи, становясь более настойчивым и антагонистичным. Особенно важно дать высказывающему претензии возможность побеждать в каждой встрече и получать удовольствие от положительного опыта.
Литература
Bednar, R. L., & Melnick, J. Risk, responsibility and structure: A conceptual framework for initiating group counseling and psychotherapy. Journal of Counseling Psychology, 1974, 27, 31—37.
Kelley, С. Assertion training. La Jolla, Calif.: University Associates, 1978.
Lange, A. J., & Jakubowski, P. Responsible assertive behavior. Champaign, 111.: Research Press, 1976.
Morris, К. Т., & Cinnamon, К. М. (Eds.), Controversial issues in human relations training groups. Springfield, 111.:
Charles C.Thomas, 1976.
Pfeiffer, J. W., & Jones, J. E. (Eds.), The 1975 annua! handbook for group facilitators. San Diego, Calif.: Uni versity Associates, 1975.
Rhyne, J. The Gestalt art experience. Monterey, Calif.:
Brooks/Cole, 1973.
Satir, V. Peoplemaking. Palo Alto, Calif.: Science & Behavior Books, 1972.
Schutz, W. Here comes everybody: Bodymind and en counter culture. New York: Harper & Row, 1971.
Stevens, J. 0. Awareness: Exploring, experimenting experiencing. Lafayette, Calif.: Real People Press, 1971
Именной указатель
Абрамович С. И. 129 Адлер А. 18 Айзенк Г. 283 Алберти Р. Э. 291 Александер ф. М. 138, 209, 229-
231, 240—241 Арбакл Д. 130 Аргирис К. 91 Аристотель 183 Астон Дж. 256
Байон У. У. 22, 25, 83—84 Бак К. У. 125 Барроу Т. 18 Бах Дж. Р. 21, 45, 124 Бебоут Дж. А. 127 Бейлз Р. Ф. 34, 61 Беннис У. Г. 30, 52, 70, 73 Берн Э. 7
Бернстанн Л. 255 Бернстайн П. 255—256, 260 Бин О. 222 Биндрим П. 125 Бланк Л. 90 Богданофф М. 32 Брадфорд Л. П. 68 Брандо М. 179 Бункер Д. Р. 91
Валикет М. И. 91 Вассилиос Г. 272 Верни Т. 235—236 Вертгеймер М. 137 Вольп Дж. 292, 302 Вольф А. 18—19
Гибб Дж.Р. 46, 75, 78, 127, 129 Говард Дж. Ill Гольдштейн К. 137 Гравитц М. 13 Гринвальд Дж. А. 170 Гуерра Дж. Дж. 304 Густайтис Р. 111
Даннетт М. Д. 92 Дедерик Ч. 108 Дежерин Ж. Ж. 17 Денни Дж. М. 277 Джанис И. Л. 41 Джурард С. М. 92, 104 Драм Д. Дж. 287 Дункан А. 244—245
Дюркгейм Э. 21
Зимерберг С. М. 28 Зиммель Г. 21, 67 Зинкер Дж. К. 153
Инграм Г. 74
Каветт Д. 179 Кайзер X. 110 Камбелл Дж. П. 92 Каплан М. Л. 151 Карл У. 236
Келеман С. 216—217, 225—226 Келер В. 137
Келлерман X. 29—30, 34 Келли К. 295, 352 Келман X. К. 51 Кимиссис П. 272 Клингфельд М. 129 Коррайер Р. 236 Костанцо П. 46 Коттлер С. Б. 304 Коффка К. 137 Кох С. 130 Крамер Э. 265, 269
Лабан Р. 252—254,260
Лазарус А. А. 283
Ландж А. Дж. 292, 295, 304, 355
Лафт Дж. 74,105
Леветон Э. 189, 193
Леви Б. 270
Левин Б. 31
Левин К. 22, 25, 40, 44, 61,
67—68, 83, 95, 137—138 Левинсон Д. Дж. 285 Ленин В.И. 11 Леннон Дж. 233 Лефко Э. 250 Либерман М. А. 29, 46, 128—129,
Липпитт Р. 44, 61, 68 Лири Т. 34—35, 61 Лоуэн А. 103, 209—214,216,218—
222, 224, 227, 233, 239—240,
246, 256, 342 Лэкин М. 25, 46
Магрегор Д. 44
Мадди С. 106
Майлз М. 46, 128, 204
Макфолл Р. М. 309
Марстон А. Р. 309
Маслоу А. 113, 239
Мерфи М. 102
Месмер Ф. А. 16—17
Минц Э. 118, 220, 224, 316
Морено 3. 186
Морено Я. Л. 11—12, 19, 25, 61, 100, 176—182, 184—185, 190— 191, 202, 204—205, 297
Моурер О. X. 105
Наумбург М. 264—265, 270, 279 Наэм Дж. 10 Нот Дж. Э. 287
Олпорт Г. 32
Павлов И. П. 283, 291, 310
Перлз Л. 150
Перлз Ф.С. 136—138, 140,
143—144, 148—150, 156, 163—
165, 167, 169—170 Пессо А. 256—257, 260 Пирракос Дж. К. 224—225 Польстер М. 143 Польстер Э. 143 Прайс Р. 102 Пратт Дж. 17—19, 61 Престон В. А. 254 Принцхорн X. 263 Прохазка Дж. О. 171 Пэнто Р. 13
Райош М. Дж. 83
Райе А. К. 83
Райх В. 20, 25, 103, 137, 172, 209 —
214, 216, 218, 226—227, 232,
235, 238—240, 246 Ранд К. Х. 28 Рапп Э. 274 Расселл Э. У. 129 Рейзас С. А. 292—294, 310 Ризман Д. 23 Рин Дж. 273—274, 276 Роджерс К. 11, 20, 61, 86, 101—
102, 106, 112, 114, 127, 131,
239, 250, 282 Рольф И. 103, 231 Роршах Г. 265 Росс У. Д. 129 Роубак X. Б. 129
Сакс Дж. М. 188
Салливан Г. С. 34, 246—247
Сатир В. 323
Скиннер Б. Ф. 300, 310
Славсон С. 18, 43 Смит М. Дж. 306 Смит П. Б. 92 Солтер Э. 291—292,. 310 Стивене Дж. О. 335 Столлер Ф. X. 124 Струпп X. X. 112, 130 Сэлкин Дж. 254—255, 260
Триплетт Н. 21
Уайнер X. Б. 188 Уайт Р. К. 44, 61 Уайтекер Д. С. 29 Уигман М. 245 Уитман Р. У. 129 Унамуно М. де 16 Уоркентин Дж. 111 Уэдеред А. 252 Уэндер Л. 18
ФедерБ. 152 фельденкрайс М. 103, 209, 227—
228, 240—241 Фиберт М. А. 48 Фоукс 3. X. 22 Франклин Б. 17 Фрейд 3. 18, 25, 61, 137, 184, 202,
208, 210, 264, 270, 272—273, 279
Хаксли О. 229
Хампден-Тернер К. М. 91 Харт Дж. 236 Хартл Дж. 129 Хилл А. 263 Хорни К. 136 Хоуган Д. Б. 130 Хоутс П. С. 28 Хэр А. П. 43
Чейс М. 246, 250, 260
Шейн Э. X. 70
Шепард X. 30, 52
Шериф К. У. 37, 42
Шериф М. 37, 42
Шильдер П. 18, 249
Шихи Г. 285
Шостром Э. 92
Шоу Дж. Б. 229
Шутц У. 52, 62,92, 100—103, 107,
109, 111—112, 116, 119, 131,
232, 256
Эзриель X. 22 Элбом Р. А. 32
Эллис А. 303 Эммонс М. Л. 291
Юнг К. 246—247, 264, 267—268, 270, 273, 279
Якобсон Э. 301
Якубовски П. 292, 295, 304 355
Ялом И. Д. 27—28, 30, 46, 54—55
128, 204 Янов А. 232—237, 241
Предметный указатель
Активное воображение 247, 264, 267—268 “Активные упражнения” 218, 343—344 Александера метод 138, 209, 229—231, 240—241 Анализ движения 252—254 “Арка Лоуэна”, упражнение 221, 240, 342 “Астон-копирование” метод 256
Биоэнергетика 102—103, 138, 209—227, 231—233, 238—240, 256,
341—346 Биоэнергия 211
Бихевиоризм 20, 282—283, 285—286, 290—291, 307 “Броня мышечная” 212—216, 220, 222, 226—227, 232, 240, 344 “Броня телесная” 137, 210, 240 “Броня характера” 210, 212—213, 220, 226 “Брыкание”, упражнение 223, 241, 344
Внимание к чувствам 104, 111—112, 132, 153, 161—163, 173, 266,
279, 325—326
“Волшебный магазин”, упражнение 189 “Воображаемая социограмма”, упражнение 339—340 “Впечатления”, упражнение 327 “Встреча”, упражнение 326 “Высвобождение гнева”, упражнение 343—344
Гештальт 140—142, 144—145, 151, 157, 159, 162, 165, 172
Гештальтгруппы 12, 14, 26, 83, 103, 111, 136—175, 178, 182, 202,
204, 208—209, 238, 273, 284, 331—337 Гештальториентированная терапия искусством 273—277 Гештальтпсихология 136—137, 172
“Горячее место” 138—139, 147, 151—152, 155, 158, 161, 163—164, 172 Граница “Я” 145—147, 166 Групповая динамика 20—22, 50, 61, 67—70, 92, 102, 115, 139, 203,
269, 284,308
“Групповая мысль”, явление 41 “Групповая психотерапия”, термин 19, 178 “Групповое рисование”, упражнение 349—350 “Групповой анализ”, термин 18 Группы
— гетерогенные, сравнение с гомогенными 29—31, 61
— лечебные факторы 54—55
— личностного роста, сравнение с терапевтическими 25, 29, 31, 50, 61, ся. также Группы встреч, сравнение с терапевтическими; Т-группы, сравнение с терапевтическими
— нормы 21, 32—42, 46, 51, 53, 59—61, 69, 305
— ограничения и психологический риск 60, 62, см. также Группы встреч, ограничения и психологический риск; Группы терапии искусством, противопоказания
— параметры 25—26, 61
— преимущества 22—24, 286
— процессы 25, 50—55
— размеры 28—29, 61
— рациональные, сравнение с аффективными 25, 61
— состав (членство) 26—31, 42, 127, см. также
Группы гетерогенные, сравнение с гомогенными; Правило восьми
— — в гештальториентированной терапии искусством 274—276
— — в группах тренинга умений 308
— структурированные, сравнение с неструктурированными 25, 44—47, 49, 61—62
— цели 19, 31, 34, 36—40, 50, 53—54, 58—61
— центрированные на руководителе, сравнение с центрированными на участнике 25, 61—62 Группы “Анонимные алкоголики” 43
Группы встреч 5, 9, 14, 26, 43, 51, 73, 83, 100—135, 138, 140, 202—203, 208, 217, 287, 325—331
— ограничения и психологический риск 128—130
— определение 100
— ориентированные на задачу, сравнение с ориентированными на чувство общности 100—101, 131—132
— сравнение с терапевтическими 112—114, 132 Группы деятельные 18 Группы жизненных переходов 287 Группы жизненных тем 287
Группы жизненных умений, см. Группы тренинга умений Группы интегрирующие 105 Группы “марафона” 124—125, 132 Группы “обнажения” 125, 132
Группы подготовки руководителей и обучения межличностным умениям 25
Группы решения проблем, или организационного развития 25, 37, 41 Группы сензитивности 69, 73, 94—95, 287 Группы танцевальной терапии 5, 14, 26, 189, 244—262, 278, 346—348
— психодинамические подходы 254—258
— роль терапевта 250—252
— цели 247—248, 260 Группы телесной терапии 5, 14, 20, 26, 176, 191, 208—243, 256,
340—346 Группы терапии искусством 14, 26, 263—281, 348—350
— противопоказания 278
— цели 266—267, 277, 279 Группы тренинга базовых умений 68 Группы тренинга уверенности в себе 287, 291—311, 350—356
— типы 292 Группы тренинга умений 14, 20, 24, 203, 282—315, 350—356
— исследования 309
— цели 286—289
Группы тэвистокские, см. Тэвистокская малая учебная группа Группы центрованные на теме 20
Гуманистическая психология 12, 19—20, 61, 101, 109, 265, 282, 291 Гуманистическая терапия искусством 273—278, 280
“Два стула”, методика 158—159, 161—162, 168, 171 “Двигательные упражнения” 222—226, 240—241 “Двойник, или второе„Я"”, методика 193—195, 205 “Действенное исследование” 68, 90 Десенсибилизация 283—284, 301—302, 305, 310
“Деятельная социограмма”, упражнение 339—340 “Доверие”, упражнение 328—329 “Доверяющее падение”, упражнение 117, 327 “Домашняя работа”, методика 304—305, 310 Дыхание
— в танцевальной терапии 251, 260
— в телесной терапии 211, 218—220, 234, 240
— упражнения 325—326, 341, 353—354
“Животные”, упражнение 346—347 “Живые руки”, упражнение 330
“Здесь и теперь”, принцип 24, 47—48, 308
— в гештальтгруппах 143, 151—153, 155
— в группах встреч 100, 104, 111—113, 115, 132, 325—326
— в психодраме 182, 186, 202, 205
— в Т-группах 78, 95 Зоны осознания 142 143, 153 157, 172, 331—333, см также Осозна
ние, в гештальтгруппах “Зоны осознания”, упражнение 331—333 Зрелость 140, 149—151, 172
“Игра в самобичевание”, упражнение 144—145
Иерархия тревоги 301—302
Измерение и оценка результатов 289—291, 310
“Индивидуальное рисование”, упражнение 348
Инсайт 20, 185—187, 191, 201, 205
Инструктаж 299—300, 310
“Интенсификация”, упражнение 344—346
Интроекция 146—148, 158, 160, 165—166, см также Функции защиты
“Испорченная пластинка”, методика 306—307, 310
“Исследование лица”, упражнение 329—330
Катарсис 55, 109, 115, 170, 183—185, 191, 201, 205, 238—239, 241,
247—248,256, 258—259, 297
“Когнитивное переструктурирование”, методика 303—305, 310 “Кольцо Лоуэна”, упражнение 342 Коммуникативные умения
— в группах тренинга умении 287—288, 307, 350 352
— в Т-группах 70, 84—89, 90, 92, 95, 322—324 “Кто я?”, упражнение 318
Лабана система, см Система форм усилий Лабана Лабораторный тренинг 19, 69—70, 72 73, 90. 94—95 Лидерство (руководство) 14, 42—50, 52—53
— в гештальтгруппах 150—153
— в гештальториентированных группах терапии искусством 273— 274
— в группах встреч 126—127
— в психодраме 185—187, 204
— в танцевальной терапии 250—252,260, 273—274
— в Т-группах 72—74, 78—84
— личностные черты 47
— обучение и подготовка 55—57
Стили 44—47, 57,61, 73
Магнетизм животный 17 Массаж 227, 231—232, 241, 346 Медитация 154
Мечты, см Работа с мечтами “Микролаборатория”, упражнение 325—328 Моделирование 297—300, 305, 310 Молитва гештальтиста 169—170 “Монолог”, ме годика 192—193, 205 “Монолог с двойником”, упражнение 338 “Мудрец”, упражнение 327—328
“Наведение тумана”, методика 306—307, 310
“Напряженные позы”, упражнение 341—343
Национальная лаборатория тренинга (НЛТ) 68—69, 91, 100,102—
103, 131
Невротические уровни 149—150, см также Зрелость “Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы”, упражнение 350—
“Обмен ролями”, методика 192, 195—201, 205
Обратная связь 23, 28, 38—39, 47—48, 55—57, 60, 68, 74, 76—77,
84—85, 88—91, 93—95, 107, 119, 121, 152—153, 192, 201, 203,
226, 274, 288, 299, 301, 305, 307, 309, 323—325, 327, 352, 356
Обучающая лаборатория 71—73, 95
Обучение тому, как учиться 73—74, 95
“Общение в паре”, упражнение 329—330
“Одиночество”, упражнение 327
Окно Джогари” 74—75,95
Оперантное обусловливание 300, 310
Организационное развитие (ОР) 90, 92
Основная встреча 101, 131
Осознание
— в гештальтгруппах 140, 142—143, 151, 153—157, 161, 168, 170—173, 331—333
— самого себя 100, 104, 107—109, 119, 132, 259, 325, 328
— своего физического “Я” 100, 104, 109, 132, 209, 228, 230,
247—248, 252, 260, 325, 346 Ответственность 53, 84, 104, 109—111, 132, 140, 153, 165—167, 172—
173, 325
Открытая встреча 103, 112, 131, 256, 325 “Отображение”, методика 192, 201, 205 “Отображение”, упражнение 346
Первичная терапия 103, 209, 232—238, 240—241
Перенос 50, 182
Поведенческая терапия 12, 178, 210, 282—285, 289—291, 297, 299,
302—303
“Поведенческие договоры”, упражнение 354—355 Подкрепление 299—300, 310 “Поднятие тела”, упражнение 328 Поза тела, см также “Напряженные позы”, упражнение
— видовая 257
— напряженная 218, 220—222, 227, 240 “Последняя встреча”, упражнение 328 “Потерпевшие кораблекрушение”, упражнение 318—322 Почва под ногами 216—217, 240, 342