КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ. СТРУКТУРА КОММУНИКАТИВНОГО ПРОЦЕССА. В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры
В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.
Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).
Средства коммуникации.
Модель коммуникативного процесса Лассуэлла включает пять элементов:
КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор
ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)
КАК? (осуществляется передача) – Канал
КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория
С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.
Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения), отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).
В самом общем виде структуру коммуникативного процесса можно представить следующим образом: отправитель (источник), передающий определенное сообщение. Сообщение может быть закодировано с помощью нербальных (невербальных) знаков, символов, содержащих те или иные смыслы. Получателю информации для понимания смысла необходимо его раскодировать (декодировать). Коммуникация предполагает и обратную снизь, благодаря которой отправитель убеждается, что сообщение дошло до адресата и соответствующим образом проинтерпретировано.
Источником сообщения могут выступать отдельные индивиды, группы людей, общественные институты (государственные учреждения, политические партии, общественные организации, фирмы и т.д.). Источник всегда является инициатором коммуникативного процесса, который начинается, когда у отправителя возникает потребность в создании и передаче какого- либо сообщения.
Кодирование и декодирование. Главная цель кодирования - доведение смысла информации отправителя до получателя; обеспечение такой интерпретации сообщения получателем, которая адекватна замыслу отправителя.
Технические барьеры могут быть обусловлены человеческим фактором: неправильным использованием техники связи (например, ошибка в адресе электронной почты); неправильным выбором технического средства для передачи сообщения (например, попытка передать по телефону сообщение, адекватное восприятие которого требует использование аудиовизуальных средств).
«Человеческие» барьеры коммуникации можно разделить на психофизиологические и социокультурные. Барьеры могут возникать в следствие каких-либо физиологических нарушений: нарушений артикуляции (заикание, картавость), глухоты, полной или частичной потери зрения, потери чувствительности кожи и т.д.
На способность людей общаться, передавать и воспринимать информацию сильное влияние оказывают их психологические характеристики. К наиболее распространенным формам психологического барьера относится нервное напряжение, которое может привести к эмоциональному срыву, скованности мысли, неспособности решить даже самые простые задачи, к провалам в памяти, неадекватности восприятия и реагирования на действия других людей. В качестве психологических барьеров могут выступать такие психические состояния как безразличие, апатия или даже депрессия, а также психические свойства личности - замкнутость, застенчивость, повышенная впечатлительность, стыдливость.
Коммуникативные барьеры порождают социальные факторы, обусловленные принадлежностью людей к различным социальным группам. Если взаимодействующие лица имеют разные социальные характеристики (социальная группа, религиозная конфессия, профессиональное сообщество, демографическая группа и т.д.) и разный социальный опыт, то их взаимопонимание может быть осложнено.
Это несовпадение порождают и культурные барьеры коммуникации. Наиболее очевидные из них - лингвистические и семантические барьеры. Они возникают из-за языковых различий. Люди могут общаться на разных языках. Они могут говорить на одном языке, но при этом не понимать друг друга из-за различий в лексическом запасе. Можно различать не только языки разных народов, но и разных социальных групп.