ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. 1.1 Цели освоения дисциплины:
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Цели освоения дисциплины:
· дать необходимые сведения о содержании теории доказывания в уголовном процессе;
· сформировать устойчивую систему знаний о институтах доказывания в сфере производства по уголовным делам;
· показать место теории доказательств в общей системе уголовно-процессуального знаний в ряду юридических дисциплин и их роль в развитии уровня деятельности правоохранительных органов и государства в целом;
· соединение знаний, полученных в ходе изучения других общепрофессиональных и специальных дисциплин учебного плана, в единый комплекс;
· обеспечение понимания сути правовых норм и правил, вытекающих из теории доказывания, и развитие навыков их профессионального применения на практике;
· получение практических навыков эффективного применения нормативно-правового материала и приобретенных теоретических знаний к конкретным ситуациям, возникающим в сфере доказывания по уголовным делам.
1.2 Задачи:изучение правовых норм, регулирующих деятельность правоприменителей по реализации института доказывания в уголовном судопроизводстве;
· освоение понятий и принципов теории доказывания в общей системе уголовного процесса;
· изучение студентами терминологии, теории и практики процесса доказывания по уголовным делам;
· изучение нормативно-правовых актов, являющихся источниками доказательственного права и разработанных теорией доказывания;
· рассмотрение проблем, возникающих в практической деятельности при применении российского законодательства;
· закрепление знаний, полученных в рамках изучения общепрофессиональных специальных дисциплин, посвященных отдельным положениям теории доказательств.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (блок) ОП: М2.В.ДВ.4.
Связь с другими дисциплинами учебного плана
Перечень предшествующих дисциплин | Перечень последующих дисциплин, видов работ |
Философия права, актуальные проблемы теории государства и права, юридическая политология, история политических и правовых учений, сравнительное правоведение, теория и практика судебной экспертизы, актуальные проблемы уголовного судопроизводства | Научно-исследовательская и педагогическая практика, научно-исследовательская работа, выполнение выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). |
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Формируемые компетенции | Осваиваемые знания, умения, владения | |
Код | Наименование | |
Общекультурные компетенции (ОК) | ||
ОК-1 | осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания | Знать - современную трактовку изучаемых проблем государства и глобализации, основные позиции российских правоведов по дискуссионным вопросам, - доктринальные основы развития государственно-правовых явлений, - основные принципы государственно-правового регулирования, - терминологию необходимую для формирования профессиональной правовой культуры, - взаимосвязь государства и права и иных сфер жизни общества и человека; |
Уметь - уметь применять теоретические знания при анализе конкретных жизненных ситуаций, - проводить сравнительно-правовое сопоставление норм и институтов права, принадлежащих к различным правовым аспектам, - комментировать нормативно-правовые акты посредством юридической терминологии, - раскрывать особенности государственного развития различных правовых систем; | ||
Владеть - навыками государственно-правовой организации в различных правовых системах и принципах государственно-правового регулирования общественных отношений на каждой из них, - знаниями о действующих в мире источниках права, - методами государственного регулирования различных видов деятельности различными правовыми методами, - навыками использования различных видов юридической ответственности и механизмах их реализации. | ||
Профессиональные компетенции (ПК) по видам профессиональной деятельности | ||
в правоприменительной деятельности | ||
ПК-2 | способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | Знать - основные принципы и понятия уголовно-процессуального права, основные закономерности развития государственных и правовых институтов; |
Уметь - использовать знания для анализа современных социальных процессов и правовых явлений, особенностей законодательства; | ||
Владеть - представлениями о возникновении, развитии и функционировании судебно-правовой системы России, о новых взглядах на актуальные вопросы теории доказывания в уголовном процессе; | ||
в правоохранительной деятельности | ||
ПК-4 | способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления | Знать - развитие структурных элементов системы органов предварительного расследования и правосудия, правовое положение основных групп участников уголовного судопроизводства; |
Уметь - осмысливать правовые явления и идеи, анализировать источники права с точки зрения правоприменителя; | ||
Владеть - представлениями о методах использования правовых знаний в юридической практике; | ||
ПК-5 | способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению | Знать - содержание норм уголовно-процессуального права и практику их применения, становление и развитие судебной системы, развитие процессуального законодательства; |
Уметь - применять полученные знания в практической деятельности юриста, в проведении правовой профилактической и воспитательной работы; | ||
Владеть - представлениями о характере и взаимодействие правовых явлений современности с точки зрения их обусловленности историей и современными политическими и социально-экономическими факторами. |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Аудиторные занятия − очная форма обучения
Кол.час | в том числе в интерактивной форме, час. | Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание | Формируемые компетенции |
Практические занятия | |||
4 | 4 | Модуль 1 « Основные положения теории доказывания в уголовном судопроизводстве» | |
2 | 2 | Тема 1.1 « Тактические проблемы доказывания» 1. Сущность и цель доказывания 2. Средства доказывания 3. Предмет и пределы доказывания 4. Субъекты доказывания | ОК-1 ПК-2 ПК-4 ПК-5 |
2 | 2 | Тема 1.2 «Процесс доказывания» 1. Общие закономерности процесса доказывания 2. Этапы процесса доказывания 3. Процессуальные и криминалистические средства доказывания 4. Логические основы доказывания 5. Психологические основы доказывания 6. Информационные процессы при доказывании | ОК-1 ПК-2 ПК-4 ПК-5 |
4 | 4 | Модуль 2 «Процесс доказывания, его тактика и методика» | |
2 | 2 | Тема 2.1 «Собирание доказательств как этап доказывания» 1. Понятие собирания доказательств и его содержание 2. Способы и средства собирания доказательств 3. Особенности собирания вещественных доказательств и письменных документов 4. Оперативная информация и ее роль в доказывании | ОК-1 ПК-2 ПК-4 ПК-5 |
2 | 2 | Тема 2.2 «Исследование и оценка доказательств» 1. Проверка доказательств и её содержание 2. Познание содержания доказательств 3. Проверка достоверности доказательств 4. Выяснение относимости и допустимости доказательств 5. Оценка доказательств 6. Установление связей между доказательствами 7. Определение значения доказательств 8. Определение достаточности доказательств 9. Определение путей использования доказательств | ОК-1 ПК-2 ПК-4 ПК-5 |
Аудиторные занятия – заочная форма обучения
Кол.час | в том числе в интерактивной форме, час. | Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание | Формируемые компетенции |
Практические занятия | |||
4 | Модуль 1 « Основные положения теории доказывания в уголовном судопроизводстве» | ||
2 | Тема 1.1 «Тактические проблемы доказывания» 1. Сущность и цель доказывания 2. Средства доказывания 3. Предмет и пределы доказывания 4. Субъекты доказывания | ОК-1 ПК-2 ПК-4 ПК-5 | |
2 | Тема 1.2 «Процесс доказывания» 1. Общие закономерности процесса доказывания 2. Фазы процесса доказывания 3. Процессуальные и криминалистические средства доказывания 4. Логические основы доказывания 5. Психологические основы доказывания 6. Информационные процессы при доказывании | ОК-1 ПК-2 ПК-4 ПК-5 | |
4 | 2 | Модуль 2 « Процесс доказывания, его тактика и методика» | |
2 | 2 | Тема 2.1 «Собирание доказательств как этап доказывания» 1. Понятие собирания доказательств и его содержание 2. Способы и средства собирания доказательств 3. Особенности собирания вещественных доказательств и письменных документов 4. Оперативная информация и ее роль в доказывании | ОК-1 ПК-2 ПК-4 ПК-5 |
2 | Тема 2.2 «Исследование и оценка доказательств» 1. Проверка доказательств и её содержание 2. Познание содержания доказательств 3. Проверка достоверности доказательств 4. Выяснение относимости и допустимости доказательств 5. Оценка доказательств 6. Установление связей между доказательствами 7. Определение значения доказательств 8. Определение достаточности доказательств 9. Определение путей использования доказательств | ОК-1 ПК-2 ПК-4 ПК-5 |
4.2. Самостоятельная работа студента – очная форма обучения
Кол.час | Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы, ЭВМ и др. | Формируемые компетенции |
Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку | ||
Тема: «Доказывание и его связь с оперативно-розыскной деятельностью и криминалистикой» Научные основы оперативно-розыскной деятельности. Оперативно-розыскные меры в содержании криминалистической теории. Проблема раскрытия преступления. Построение и анализ версий. Оперативно-розыскные мероприятия в системе криминалистических рекомендаций по тактике и методике доказывания. Организационные формы использования в доказывании возможностей оперативно-розыскной практики | ОК-1 ПК-2 ПК-4 ПК-5 | |
Тема: «Экспертное исследование доказательств» Проблемы судебной экспертизы и их законодательная регламентация. Назначение экспертизы в стадии возбуждения уголовного дела. Расширение перечня случаев обязательного назначения экспертизы. Законодательная регламентация экспертной инициативы Правовой статус руководителя экспертного учреждения. Регламентация производства комплексной экспертизы. Определение правового статуса участников экспертного исследования. Соотношение "обычных", "профессиональных" и "специальных" познаний. Эксперт и специалист в процессе исследования доказательств. Эксперт как субъект доказывания. Внутреннее убеждение судебного эксперта. Понятие и виды экспертных ошибок. Причины экспертных ошибок. Оценка заключения эксперта. | ОК-1 ПК-2 ПК-4 ПК-5 | |
Тема: «Тактические проблемы доказывания» Соотношение и связь процессуального и тактического аспектов доказывания. Тактика следственного (судебного) действия. Концептуальные основы тактики следственных действий. Тактические приемы работы с доказательствами. Фактор внезапности, его учет и использование в доказывании. | ОК-1 ПК-2 ПК-4 ПК-5 | |
Темы и вопросы, определяемые преподавателем с учетом интересов студента Темы рефератов, эссе. 1. Когнитивные и поведенческие особенности человека-эксперта и их учет при оценке доказательственного значения экспертизы. 2. "Идеальный" эксперт - желаемое и действительное. "Неидеальные" эксперты в реальных условиях 3. Понятие, сущность и формы использования доказательств. 4. Моделирование как цель использования доказательств. 5. Использование доказательств для преодоления противодействия расследованию. 6. Использование доказательств в оперативно-розыскной деятельности органов дознания и сыска. 7. Презумпции и преюдиции при доказывании. 8. Комиссионная экспертиза: "за" и "против". 9. Реализация в доказывании положений криминалистической теории причинности. 10. Реализация в доказывании положений криминалистической теории временных отношений. 11. Реализация в доказывании положений теории криминалистического прогнозирования. 12. Реализация в доказывании положений учения о криминалистической регистрации. 13. Реализация в доказывании положений криминалистического учения о розыске. 14. Реализация в доказывании положений теории криминалистической идентификации. | ОК-1 ПК-2 ПК-4 ПК-5 | |
Общая трудоемкость самостоятельной работы (час) |
Самостоятельная работа студента – заочная форма обучения
Кол. час | Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы, ЭВМ и др. | Формируе- мые компетенции |
Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку | ||
Тема: «Доказывание и его связь с оперативно-розыскной деятельностью и криминалистикой» Научные основы оперативно-розыскной деятельности. Оперативно-розыскные меры в содержании криминалистической теории. Проблема раскрытия преступления. Построение и анализ версий. Оперативно-розыскные мероприятия в системе криминалистических рекомендаций по тактике и методике доказывания. Организационные формы использования в доказывании возможностей оперативно-розыскной практики | ОК-1 ПК-2 ПК-4 ПК-5 | |
Тема: «Экспертное исследование доказательств» Проблемы судебной экспертизы и их законодательная регламентация. Назначение экспертизы в стадии возбуждения уголовного дела. Расширение перечня случаев обязательного назначения экспертизы. Законодательная регламентация экспертной инициативы Правовой статус руководителя экспертного учреждения. Регламентация производства комплексной экспертизы. Определение правового статуса участников экспертного исследования. Соотношение "обычных", "профессиональных" и "специальных" познаний. Эксперт и специалист в процессе исследования доказательств. Эксперт как субъект доказывания. Внутреннее убеждение судебного эксперта. Понятие и виды экспертных ошибок. Причины экспертных ошибок. Оценка заключения эксперта. | ОК-1 ПК-2 ПК-4 ПК-5 | |
Тема: «Тактические проблемы доказывания» Соотношение и связь процессуального и тактического аспектов доказывания. Тактика следственного (судебного) действия. Концептуальные основы тактики следственных действий. Тактические приемы работы с доказательствами. Фактор внезапности, его учет и использование в доказывании. | ОК-1 ПК-2 ПК-4 ПК-5 | |
Темы и вопросы, определяемые преподавателем с учетом интересов студента Темы рефератов, эссе. 1. Когнитивные и поведенческие особенности человека-эксперта и их учет при оценке доказательственного значения экспертизы. 2. "Идеальный" эксперт - желаемое и действительное. "Неидеальные" эксперты в реальных условиях 3. Понятие, сущность и формы использования доказательств. 4. Моделирование как цель использования доказательств. 5. Использование доказательств для преодоления противодействия расследованию. 6. Использование доказательств в оперативно-розыскной деятельности органов дознания и сыска. 7. Презумпции и преюдиции при доказывании. 8. Комиссионная экспертиза: "за" и "против". 9. Реализация в доказывании положений криминалистической теории причинности. 10. Реализация в доказывании положений криминалистической теории временных отношений. 11. Реализация в доказывании положений теории криминалистического прогнозирования. 12. Реализация в доказывании положений учения о криминалистической регистрации. 13. Реализация в доказывании положений криминалистического учения о розыске. 14. Реализация в доказывании положений теории криминалистической идентификации. | ОК-1 ПК-2 ПК-4 ПК-5 | |
Общая трудоемкость самостоятельной работы (час) | ||
Подготовка к зачету | ОК-1 ПК-2 ПК-4 ПК-5 |
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ