Результаты диагностики и их анализ
Методика
Выполнение задания предполагает (а) просмотр видеофильма с ведением протокола наблюдения, предусмотренного инструкцией (см. ниже); (б) вынесение диагностических суждений (с занесением формализованных оценок в таблицу: см. ниже) и (в) сопоставительный анализ данных теста и результатов наблюдения (на этом этапе работы студенты выступают в качестве «экспертов»).
Аудиторная работа проводится в форме групповой дискуссии.
В Отчете о работе должны быть представлены (а) итоги группового обсуждения (заключение «экспертов»), а также (б) индивидуальные суждения автора отчета относительно роли метода наблюдения в установлении контакта с ребенком, а также сборе и интерпретации диагностических данных.
Объект анализа: видеозапись диагностики психологической готовности детей к школе по модифицированной методике А.Керна (см.: Шванцара Й. и др. 1978).
Психолог: Г.Ю.Любимова
Испытуемые: Полина (5 лет 11 мес.), Артем (6 лет 1 мес.)
Продолжительность обследования: 40-45 мин.
Съемка производилась в первой половине дня (11 – 12 час) в мае – июне 2007 г.
Материал
Для установления контакта с ребенком и его настройки на работу использовались кубики Кооса.
Диагностика готовности детей к школе осуществлялась с помощью модифицированной методики А.Керна. В нее входят несколько заданий (рисунок человечка; подражание письменным буквам; срисовывание группы точек; ответы на вопросы), для формализованной оценки качества выполнения которых предлагаются специальные шкалы (см. ниже).
Процедура
При просмотре видеозаписей студенты осуществляют наблюдение за ходом диагностического обследования и, руководствуясь Вопросами к наблюдателям (см. ниже), ведут Протокол наблюдения (в произвольной форме).
Протокол наблюдения
Данные наблюдения | Комментарии |
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ К НАБЛЮДАТЕЛЯМ
Следует помнить, что во время просмотра фильма студенты сами выступают в качестве наблюдателей. Поэтому в протоколе они одновременно фиксируют как данные, касающиеся особенностей поведения детей, так и свои впечатления о том, как психолог использует метод наблюдения в ситуации диагностики.
(1) Особенности поведения обоих детей при выполнении заданий:
Актуальные знания и умения (задания, или фрагменты заданий, выполняемые без помощи взрослого; умение планировать работу и т.д.).
Обучаемость, «зона ближайшего развития» (способен ли ребенок использовать подсказки, задает ли уточняющие вопросы и т.д.?).
Планирование и контроль (умение планировать деятельность, принимать решения, самостоятельно корректировать ошибки и т.п.).
Мотивация (что побуждает ребенка к работе: заинтересованность в задаче, выполнение просьбы исследователя, желание «показать себя» и т.д.? В чем это проявляется (критерии выбора новых заданий, устные комментарии и т.д.)?.
Реакции на успех и неудачу (готовность учитывать критические замечания, попытка «оправдаться»).
Работоспособность (динамика функционального состояния, признаки утомления).
(2) Каким образом психолог использует метод наблюдения при взаимодействии с каждым ребенком (установление и подержание контакта) и при сборе диагностических данных?
Процесс беседы: темп, паузы, речевые инициативы, на ком лежит ответственность за принимаемые решения и т.д.
Стиль беседы: в какой форме психолог руководит беседой (жесткая регламентация, «подстройка под ребенка» и т.д.); каким образом комментируются правильные и ошибочные действия ребенка?
ВОПРОСЫ В ОТНОШЕНИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
Кубики Кооса
Каковы основные особенности деятельности ребенка (как ребенок анализирует картинку, выбирает нужные кубики, складывает узор – целенаправленность, хаотичность, аккуратность расположения кубиков и т.д.; меняется ли темп работы по мере выполнения отдельных заданий?).
Какие поведенческие признаки свидетельствуют о желании психолога установить контакт и готовности ребенка в него вступить (пространственное расположение собеседников, позы, направление взглядов, темп беседы, паузы, интонации и т.д.)?
Какие речевые конструкции использует психолог (директивы, просьба о помощи в работе и т.д.)?
«Нарисуй человечка»». Шкала оценок[1]
1 балл
· четкий контурный рисунок
· фигура должна иметь голову, туловище и конечности
· наличие шеи; голова не больше туловища
· на голове – волосы (или закрывающий их головной убор) и уши; на лице глаза, нос и рот
· руки закончены кистями с пятью пальцами
· ноги внизу загнуты
· элементы мужской (женской) одежды.
2 балла
· рисунок аморфный (все остальные требования – см. выше)
· если рисунок четкий, какие-то три детали изображения могут отсутствовать (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица).
3 балла
· наличие головы, туловища и конечностей
· руки или ноги нарисованы двойной линией
· шея, уши, волосы, одежда, пальцы, ступни могут отсутствовать.
4 балла
· примитивный рисунок с туловищем
· конечности (достаточно одной пары) намечены простыми линиями
5 баллов
· «головоногое» изображение (нет ясного изображения туловища) или отсутствие какой-либо пары конечностей.
Вопросы:
Какие существенные детали отсутствуют в первоначальном рисунке?
Какие дополнения к рисунку делаются по просьбе исследователя?
Можно ли сказать, что ребенок «планирует» свою работу (расположение рисунка на листе, последовательность действий и т.д.)?
ИССЛЕДОВАНИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ
(А) Подражание письменным буквам.[2]Шкала оценок:
1 балл
· совершенно удовлетворительное воспроизведение всех деталей «домика»
· элементы рисунка не достигают двойной величины образца
· повторяющиеся элементы (колечки «дыма», доски «забора») в начале и конце ряда одинаковые
· отклонение горизонтальных линий от нижней части листа не превышает 300.
2 балла
· явное сходство рисунка с эталоном
· величина букв и соблюдение горизонтали не учитываются.
3 балла: формально присутствуют все детали «домика» (здание, крыша. забор и т.д.).
4 балла
· на образец похожи, по крайней мере, две детали рисунка
· целое все еще образует «домик».
5 баллов: черкание.
(Б) Срисовывание группы точек. Шкала оценок:
1 балл
· почти совершенное подражание образцу (допускается только очень незначительное отклонение одной точки из ряда или столбца)
· допустимо уменьшение рисунка; увеличение – не более, чем на половину
· рисунок должен быть параллелен образцу.
2 балла
· количество и расположение точек соответствуют образцу
· допустимо отклонение до трех точек на половину ширины промежутка между строками или столбцами.
3 балла
· по своему контуру рисунок похож на образец
· по высоте и ширине рисунок не превышает эталон более, чем в два раза
· количество точек может колебаться (не более 20 и не менее 7)
· допустим любой поворот изображения (даже на 1800).
4 балла
· контур рисунка не похож на образец; точки присутствуют
· величина рисунка и количество точек не имеют значения
· другие формы (линии) недопустимы.
5 баллов: черкание.
Вопросы:
Можно ли сказать, что ребенок «внимательно рассматривает» эталонный рисунок? В чем это проявляется?
Осуществляется ли срисовывание планомерно или хаотично? В чем это проявляется?
Меняется ли характер работы ребенка по мере выполнения задания (качество проработки деталей, соблюдение метрики изображения, темп рисования и т.д.)?
В чем состоит сходство и отличие в выполнении двух графических тестов?
Результаты выполнения какого теста («Нарисуй человечка» и «Графические пробы») было оценивать проще (труднее)? Каковы возможные причины затруднений?
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕРБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ. Шкала оценок
№ | Правильный ответ (баллы) | Неправильный ответ (баллы) |
-5 | ||
-3 | ||
-4 | ||
-4 | ||
-1 | ||
«Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем», «чтобы никто не попал под поезд» и т.д.= 0 | -1 | |
«Города» = +1; «станции» = 0 | ||
+4 | 0 (не знает часов) | |
2 правильных ответа = +4; один = 0 | -1 (неправильные ответы) | |
Достаточно одного подобия (четыре ноги, шерсть и т.д.) = -1 | -3 («на курицу») | |
Две причины («тормозить с горы», «затормозить на повороте» и т.д.) = 1; одна причина = 0 | -1 (например, «он бы не ехал без тормоза») | |
Два общих признака («они из дерева и из железа», «сзади плоские» и т.д.) = 3; подобие = 2 | ||
«Млекопитающие» (или приведение двух общих признаков) = 3; подобие = 2 | ||
«У винта нарезка», «такая закрученная линия» и т.д. = 3; «винт завинчивается. а гвоздь вбивается» = 2 | ||
«Спорт», «физкультура» = 3; «игры», «упражнения» = 2 | ||
Три наземных транспортных средства (ТС), а также самолет или корабль = 4 Только три наземных ТС или полный перечень ТС после пояснения = 2 | ||
3 признака («седые волосы», «плохо слышит» и др.) = 4; 1-2 различия = 2 | «У него палка», «он курит» = 0 | |
2 причины («чтобы быть закаленными, сильными». «чтобы победить» и т.д. = 4; 1 причина = 2 | «Чтобы что-нибудь уметь», «выигрывать деньги» и др. = 0 | |
«Он ленивый», «не может ничего купить», «остальные должны на него работать» = 2 | ||
«Так платят за пересылку» = 5; «другой будет платить штраф» = 2 |
Итог (ранги):
1. 24 и более баллов
2. +14 – + 23
3. 0 – +13
4. -1 – -10
5. -11 и менее.
Вопросы:
Можно ли считать, что речевая деятельность ребенка сформирована «достаточно» (словарный запас, структура высказываний, способность вербально представлять свой опыт и т.д.)?
Можно ли считать, что у ребенка «достаточно» сформированы основные мыслительные операции (выделение значимых признаков; сравнение; установление аналогий, аргументация суждений и т.д.)?
Какие вопросы были для ребенка особенно простыми (трудными)?
Объясните причины затруднений (непонимание смысла вопроса, непонимание сути явления, неумение выразить мысль словами и т.д.).
Результаты диагностики и их анализ
В отчете должны содержаться (а) формализованные оценки степени готовности детей к школе в соответствии с критериями теста А.Керна (мнение «экспертов»), а также (б) суждения об особенностях их деятельности, выявленных с помощью метода наблюдения.
(а) РЕЗУЛЬТАТЫ выполнения заданий по модифицированной методике А.Керна (мнение «экспертов»)
Задание/Испытуемый | Полина (баллы; ранги) | Артем (баллы; ранги) |
Нарисуй человечка | ||
Подражание письменным буквам | ||
Срисовывание группы точек | ||
Вербальное мышление | ||
ИТОГ |
(б) ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оценка степени готовности обоих детей к школе по результатам выполнения диагностических проб и данным наблюдения (прогноз обучаемости, прогноз адаптации к школе, характер мотивации и т.д.)?
(в) ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ В ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ОБСЛЕДОВАНИИ
Деятельность детей:
· как на основании данных наблюдения можно оценить деятельность обоих испытуемых (актуальные знания и умения; планирование и контроль; обучаемость, «зона ближайшего развития»; мотивация; реакции на успех и неудачу; работоспособность)
· в чем состоит сходство и различие в работе детей при выполнении одних и тех же заданий?
Деятельность психолога: в чем состоит сходство и различие в тактике ведения обследования детей психологом?
Заключение и выводы
Подводя итоги работы, студенты должны ответить на следующие вопросы:
Как соотносятся данные наблюдения и формальные оценки, полученные в соответствии с критериями методики А.Керна?
Как можно оценить степень готовности обоих детей к школе, опираясь на данные наблюдения и результаты выполнения диагностических проб (прогноз обучаемости, прогноз адаптации к школе, характер мотивации и т.д.)?
Можно ли считать учебно-методические цели задания выполненными (ответы на вопросы 1 и 2 сформулировать в виде развернутых утверждений)?
Литература
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 4-изд., 2007., 208 с.
Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики и опыт их применения в клинике. М.: Медицина, 1970, с. 77-79.
Шванцара Й. и др. Диагностика психического развития. Прага: Авиценум, 1978., с.255-264.
Ильина М.Н. Подготовка к школе. Развивающие игры и упражнения. СПб.: Питер, 2007, 205 с.
Приложения
К отчету следует приложить (а) протоколы наблюдений за работой обоих детей и (б) итоги группового обсуждения видеоматериалов («экспертные оцеки»).
[1] комментарий по Й.Шванцара дается в сокращении.
[2] из соображений удобства анализа чешская фраза оригинального теста заменена дидактическим рисунком (Ильина, 2007).