Самостоятельное изучение разделов дисциплины.
№ раздела | Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Кол-во часов |
Раздел 1. Социальная ситуация развития. | Межличностные отношения со сверстниками в подростковом возрасте (Реферат) | |
Раздел 2. Ведущая деятельность в подростковом возрасте | Общение как ведущий вид деятельности. Задание: составление доклада с презентацией по проблемам (на выбор): · Общение как важный информационный канал в подростковом возрасте. · Общение - специфический вид межличностных отношений в подростковом возрасте. · Общение - специфический вид эмоционального контакта в подростковом возрасте. | |
Раздел 3. Особенности психики и поведения подростков. | Психологические особенности подросткового возраста. Задание: составление доклада с презентацией по проблемам (на выбор): · Полярность психики. · Эмоции в подростковом возрасте. Трудновоспитуемость в подростковом возрасте. · Особенности конфликтного поведения подростков. | |
Раздел 4. Психологические новообразования подросткового возраста | Задание: составление доклада с презентацией по проблемам (на выбор): · «Я - концепции» подростка. · Подростковые «новообразования» в интеллектуальной сфере. · Самостоятельность, как новообразование вподростковом возрасте и её развитие. | |
Раздел 5. Развитие личности и кризис перехода к юности. | Особенности личности в подростковом возрасте.Презентация по проблемам (на выбор): · Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл. · Направленность личности в подростковом возрасте. · Понимание свободы подростком. · Самоактуализация подростка. · | |
Раздел 6. Психологическая технология коррекции девиантного поведения. | Задание: составление доклада с презентацией по проблемам (на выбор): · Табакокурение; · Подростковый алкоголизм; · Наркомания; · Проституция; · Бродяжничество; · Воровство · Одиночество · Суицид · Агрессия и насилие · Интернет зависимость |
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для оценки качества самостоятельной работы:
1. Трудный возраст.
2. Основные проблемы подросткового возраста.
3. Кризис 13 лет и посткризисный период.
4. Половое созревание и психосексуальная идентичность.
5. Социально-педагогические факторы и условия самореализации подростков:
· Внешние факторы самореализации подростков
· Педагогические условия самореализации подростков
· Системный подход в содействии самореализации подростков
6. Формы и методы социально-педагогического содействия самореализации подростков:
· Социально-педагогическое взаимодействие субъектов процесса самореализации подростков
· Роль и место педагога, социального педагога в содействии самореализации подростков
· Основы социально-педагогического взаимодействия с родителями
7. Проектирование социально-педагогической технологии содействия самореализации подростков:
§ Алгоритм социально-педагогического содействия подросткам в достижении целей самореализации
§ Методика социально-педагогического содействия самореализации подростков
8. С чем связано то, что дети в подростковом возрасте часто совершают поступки, находящиеся на грани дозволенного? Это специфика возраста? Как уберечь ребенка от таких поступков?
9. Каковы границы у подросткового возраста по современным данным?
10. C чем связано то, что одни дети спокойно "проходят" трудный подростковый период, а у других просто "крышу срывает"?
11. Как правильно подготовиться к "трудному периоду"? Можно ли в принципе к этому подготовиться?
12. Как правильно контролировать подростка, чтоб не допустить какого-то негативного влияния со стороны? Как наказывать подростка, чтоб это было действенным и не ущемляло его самолюбие?
13. Можно ли только за счет воспитания сгладить негативные моменты "подросткового возраста"?
14. Как научить ребенка говорить "нет" друзьям, когда они его "подначивают" на какие-то нехорошие поступки?
15. Как убедить умного, талантливого, но ленивого 14-летнего ребенка хорошо учиться, не врать и помогать по дому?!
16. Как правильно должен реагировать учитель, если в его присутствии "трудный" ребенок проявляет агрессию по отношению к однокласснику?
Вопросы к экзамену по дисциплине
1. Характеристики развития на подростковом этапе (11- 15 лет).
2. Социальная ситуации развития современного подростка.
3. Социально-психологические аспекты развития подростка.
4. Общение со сверстниками. Динамика мотивов общения.
5. Содержание общения. Причины конфликтов, затруднений в общении со сверстниками.
6. Подросток и взрослые. Особенности общения со взрослыми.
7. Психофизиологические особенности подросткового этапа развития.
8. Половое созревание и проблемы здоровья.
9. Половое созревание и психосексуальная идентичность. Понятие пубертат.
10. Ускорение физического развития в подростковом возрасте. Физический облик подростка и содержание его психики.
11. Психологические особенности подросткового этапа развития.
12. Психологические теории подросткового возраста, структура и динамика подросткового возраста.
13. Трудные подростки.
14. Становление личности подростка. Понятие «чувство взрослости».
15. Психологическая сущность самоутверждения на подростковом этапе.
16. Развитие самосознания и особенности «Я - концепции» подростка, возникновение рефлексии, осознание своей идентичности.
17. Характеристика основных новообразований подросткового возраста.
18. Развитие познавательной деятельности.
19. Особенности мотивационной и эмоционально-волевой сферы подростков. Самопознание, самореализация, самораскрытие.
20. Особенности и структура кризиса подросткового кризиса.
21. Возрастной кризис и проблема трудновоспитуемости.
22. Трудные подростки. Типология трудных подростков.
23. Особенности конфликтного поведения подростков.
24. Межличностные отношения со сверстниками в подростковом возрасте.