Хочу понять: Кто? Где? Когда?
Департамент социальной защиты населения города Москвы
Государственное учреждение города Москвы
Институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения города Москвы
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
К тренингу
Коммуникативная компетентность специалиста социальной сферы.
Противостояние манипуляции»
Ведущая тренинга:канд.псх.н. Галасюк Ирина Николаевна,
доцент кафедры социальной психологии МГОУ
Москва 2012
Цель: Анализ проблемных ситуаций в деловом общении; развитие навыков уверенного поведения.
Задачи:
1.Освоение понятий концепции уверенного взаимодействия с партнером в деловом общении.
2.Исследование манипуляции как скрытой силовой борьбы, в которой делового партнера незаметно подводят к намерениям, решениям и действиям, отвечающим целям манипулятора.
4.Знакомство с техниками уверенной аргументации.
Цветок ассертивности (уверенного поведения)
ОБЩЕНИЕ
Текст
Контекст
Подтекст
ПРОЦЕСС МАНИПУЛЯЦИИ
МАНИПУЛЯЦИЯ:
Всякое действие, с помощью которого мы скрытно пытаемся подвести партнера к нужной нам цели, является манипулятивным.
Манипулятор: | Адресат: | |
Шаг 1 | ||
Шаг 2 | ||
Шаг 3 |
Критерии манипуляции
1. Осознанность манипулятором свих целей и средств.
2. Скрытость целей манипулятора.
3. Скрытость средств манипулятора.
4.Принятие адресатом на себя ответственности за происходящее.
Универсальные щипки:
ü Ты что, разбогател?
ü Ты что, обеднел?
ü Вы человек без комплексов…
ü Я знаю, что ты спокойно относишься к определенным нарушениям…
ü Ты всего добился упорным трудом, не то что некоторые, которым просто от природы повезло, и в этом никакой их заслуги…
Психологические средства влияния
Психологические средства = вербальные сигналы(слова, и прежде всего их смысл) + паралингвистические сигналы(особенности произнесения речи, отдельных слов, звуков)+ невербальные сигналы(взаимное расположение собеседников в пространстве, позы, жесты, мимика, контакт глаз, прикосновения, запахи).
Цели влияния:
Психологическое влияние осуществляется для достижения трех целей:
1. Для удовлетворения своих потребностей с помощью других людей;
2. Для подтверждения факта своего существования и значимости этого факта;
3.Для преодоления пространственно-временных ограничений собственного существования.
___________________________________________________________________Техника «Наведение тумана»
_________________________
______________________________________
Активные слова: Да, конечно, безусловно, согласна
Выбор стратегии: | Up | Уйти вверх по уровню |
Across | Переключить фокус внимания на другой аспект ситуации | |
Down | Переход к более конкретному уровню |
Критерий: С чем я готов согласиться!!!
Случаи:
_________________________
____________
Техника «Конкретизирующее расспрашивание»
______________________________________
______________________________________
Активные слова: Что ты имеешь ввиду, когда говоришь…
Хочу понять: Кто? Где? Когда?
ü Временные рамки;
ü Критерии;
ü 2 смысла;
ü Сроки;
ü Позиция по вопросу;
ü Нет субъекта.
Техника «Вопрос о целях манипулятора»
_________________________
___________________________________________________
Варианты:
ü Я вижу твои цели…
ü Зачем ты говоришь мне об этом именно сейчас?
ü И что…?
ü И что по - твоему следует?
ü Что на самом деле хочешь мне сказать?
ü Почему ты решил об этом поговорить?
ü Что побудило тебя поговорить об этом со мной?
ü Почему ты мне говоришь об этом именно сейчас?
ü И к чему это?
Случаи:
_________________________
_________________________
Техника «Приписывание положительных намерений»
_______________________________________________________________
Активные слова: Как здорово, мне приятно, как я рада.
Пример:___________________________________________
Позитивное мышление
Я имею власть над ситуацией!
Каждому человеку приятно думать, что он хороший!
Как я нарисую мир, такой он и будет!
ЭТО ВАЖНО:
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
«ИМЕЮ ПРАВО!»