IV. Создание психологического комфортного режима умственного труда
В данном случае имеется в виду достаточно тривиальное утверждение: учение должно сопровождаться чувством удовольствия, а не чувством страха, скуки и раздражения.Однако неверным было бы выводить из этого утверждения заключение о том, что учение следует превращать в развлекательный процесс. Нет, учение должно идти на высоком уровне сложности, выступать в качестве напряженного интеллектуального труда, но тем не менее оно должно быть психологически комфортным, то есть соответствовать реальному психологическому устройству детского ума.
Для этого учебные тексты,как нам представляется, должны отвечатькак минимум двум требованиям: во-первых, предоставлять ребенку возможность свободного выборалинии поведения в процессе учения и, во-вторых, создавать предпосылкидля появления у каждого ребенка чувства успешности своей учебной деятельности.
В первую очередь речь здесь должна идти об учете индивидуальных познавательных стилей.
При организации текстов учебных пособий принимались во внимание индивидуально-своеобразные способы кодирования и переработки информации: действий, визуальный, словесно-аналитический, ассициативно-эмоциональный.
Осознать существование разных стилей кодирования и переработки информации и отрефлексировать свой собственный познавательный стиль ребенку опять же помогают герои наших сюжетов, каждый из которых ведет особую линию в изучении соответствующих математических понятий. Так, в учебном пособии "Положительные и отрицательные числа в театре Буратино"Винтик и Шпунтик отличаются практическим складом ума. Поэтому они любую математическую идею пытаются смоделировать на практической ситуации, ибо для них понять – значит уметь сделать. Художник Тюбик отвечает за визуализацию математического знания. Для Мальвины характерны любовь к порядку, она настраивает всех на четкое выделение и словесное определение существенных признаков изучаемых понятий, систематизацию знаний в виде составления конспектов. Пьеро, будучи артистической натурой, прежде всего ищет в математике поэзию, гармонию, обращая внимание ребенка-читателя на эстетические аспекты математических понятий.
При построении курса алгебры мы также стараемся учесть, что нашими читателями являются дети с разными стилями кодирования и переработки информации.
Кроме того, мы стараемся предусмотреть и то, что учащиеся могут отличаться по способам постановки и решения проблем: исполнительский и исследовательский познавательные стили.
Пример 1. Во введении в книгу "Сказка о Спящей Красавице или Функция"мы обращаемся к читателям со следующими словами:
"С чего начать более глубокое знакомство с функцией? Какой план изучения составить? Это твое дело, читатель. В помощь тебе мы предлагаем: ситуации,в которых можно встретить функции; "Диалоги о функциях",в которых обсуждаются основные понятия, связанные с числовой функцией и ее свойствами; сведенияиз истории функции; практикум; подробное представлениенекоторых функций; тематический словарик; справочникпо решению некоторых задач.
Все ли разделы нужно изучать? В какой последовательности? Определите сами."
Существование разных познавательных стилей предусмотрено и в содержании контрольных работ. Так, в учебном пособии "Тождества сокращенного умножения" (7-й класс)в одной из контрольных детям предлагается выбрать любой вариант из трех: I вариантвключает задания типа "Разложите на множители", "Найдите значения числовых выражений", II – задание написать творческий отчет о знакомстве с тождеством, III – задания типа: "Докажите, что...", "Докажите или опровергните данное утверждение".
Далее, осваивая наши учебные пособия, ребенок может продвигаться по учебному материалу в удобном для себя темпе: либо проходя последовательно все задания, либо "перескакивая" сразу на финишные задания, получая при этом возможность дополнительно поработать с заданиями из прилагающихся к учебным пособиям Практикумов.
Кроме того, при усвоении нового понятия каждый ребенок может выбрать посильный для него уровень трудности заданий.
Пример 2. "Рассмотрим несколько заданий I ступени по теме из книги "Натуральные числа и десятичные дроби" (5 класс).
"Укажите, сколько десятичных знаков надо отделить запятой в произведении:
1) 5,2x1,3; 2) 1,6x0,25; 3) 1,01x2,41;
4) 15,2x0,003; 5) 14x0,3; 6) 7x0,036;
7) 17,007x4,08; 8) 1,236x5".
"Вычислив произведение 632x38, запишите результаты.
1) 63,2x38; 2) 6,32x3,8; 3) 62,2x038; 4) 6,32x38; В) 63,2x3,8; В) 632x0,38". "Зная, что 11,2x2,5–28,25, найдите произведение. 1) 113x25 (БР); 2) 11,3x0,25 (ЭЦ); 3) 1,13x0,25 (АО); 4) 1,13x25 (НЗ);
5) 0,113x2,5 (АЮ); 6) 0,113x0,25 (6Е)."
Здесь же на II ступени предлагаются такие задания: "Придумайте примеры на умножение с данными ответами: 1) =0,006; 2) =0,0035; 3) =0,42; 4) =8,1; 5) =72;
б) =8,9; 7) =793; а) =1; 9) =0,"
"Значения произведений запишите в порядке убывания и по соответствующим буквам прочтите зашифрованное выражение: 1,7x200; 27x0,03 Д; 0,12x17 Л; 0,5x800 Ы; 4,8x0,2 О; 1,1x0,17 Е; 0,12x4000 Т; 0,21x0,004 Ц; 7,9x15 М".
"Придумайте по два примера на умножение, чтобы в произведении надо было отделить запятой справа: а) 1 цифру; б) 3 цифры;
в) 5 цифр; г) 8 цифр; д) 6 цифр; е) 15 цифр."
Возможность выбора разных по трудности заданий имеется и в контрольных работах. Мы надеемся, что в результате обучения в психологически комфортном режиме, у ребенка должно появиться чувство собственной интеллектуальной состоятельности в форме самопринятия сильных и слабых сторон своего интеллекта.
В этом году началось тесное сотрудничество авторов проекта МПИ и педагогов г. Владимира и Владимирской области. Инициатива этого сотрудничества принадлежит директору ВИУУ Ю. А. Ковалеву, зав. кабинетом математики ВИУУ В. Н. Фуфыкинуи кафедре МИФ гимназии N 23. Учителя математики этой гимназии увлеченно работают по учебникам серии МПИ уже больше 4-х лет. В сентябре и в феврале во Владимире прошли первые МПИ-семинары, после которых больше 20 учителей Владимирской области и Владимира начала работать по МПИ-учебникам.
Приложение 2.