Тема 6. Мотивация и деятельность (2 часа)

Понятие мотивации. Мотивационные факторы. Потребность как источник активности личности. Виды потребностей. Понятие мотива и цели. Критерии классификации мотивов (внешние и внутренние, осознанные и неосознанные, смыслообразующие и др.) Функции мотивов. Общая характеристика интересов, убеждений, влечений и установок. Иерархизированность мотивационной сферы личности. Концепция самоактуализирующейся личности А.Маслоу. Мотивационные конфликты.

Теория деятельностного происхождения мотивационной сферы (А.И.Леонтьев). Понятие о деятельности. Основные характеристики деятельности (предметность, субъектность). Деятельность, поведение и активность субъекта. Психическая регуляция поведения и деятельности. Строение деятельности. Умения, навыки и привычки. Игра, учение и труд как основные виды человеческой деятельности, их сравнительная характеристика. Понятие о ведущей деятельности, ее роль на разных этапах онтогенеза.

Представление о способностях в трудах С.Л.Рубинштейна, В.С.Мерлина, В.Д.Шадрикова, В.М.Теплова и др. Способности, задатки и индивидуальные различия людей. Развитие способностей. Способности и склонности. Понятие одаренности и таланта. Связь одаренности с психопатией (Ч.Ломброзо), психоаналитическое объяснение одаренности. Методы диагностики способностей.

Психологическая характеристика самосознания, его соотношения с сознанием. Функции самосознания. Стадии развития представлений о себе в процессе взросления индивида (И.И.Чеснокова, В.С.Мерлин). Факторы развития самосознания. Понятие Я-концепции; ее структура и функции. Профессиональная Я-концепция. Уровневый подход к самосознанию. Характеристика самооценки как компонента самосознания. Методы изучения самосознания в психологии. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении. Негативные последствия самораскрытия.

Тема 7. Психология групп (2 часа)

Понятие общения. Стороны процесса общения: коммуникативная, перцептивная, интерактивная. Этапы общения. Виды общения (деловое, игровое, манипулятивное, диалогическое и др.) Особенности вербальных средств коммуникации. Структура невербальной коммуникации: кинесика (жесты, мимика, пантомимика), просодика (интонация голоса, его темп, ритм), проксемика (пространственно-временная организация), визуальное общение (контакт глаз), такесика (прикосновения), ольфакторная система. Филогенетическое и онтогенетическое развитие общения. Значение общения для формирования личности.

Личность и межличностные отношения. Психологические трудности общения, барьеры взаимопонимания. Понятие конфликта. Типы взаимодействия в конфликтной ситуации. Психологические теории общения (Э.Берн, Д.Карнеги и др.) Проблема выделения психологических правил эффективного общения.

Понятие группы в психологии. Основные характеристики группы: композиция, структура, нормы и ценности, система санкций, групповые процессы. Статус и роль. Виды групп: условные и реальные, лабораторные и естественные, большие и малые, становящиеся и развитые, референтные и др. Уровень развития группы. Понятие коллектива.

Малые группы. Динамические процессы в малой группе. Лидерство и руководство, их виды. Социально-психологический климат, его параметры. Методы диагностики межличностных отношений: социометрия, аутосоциометрия, референтометрия.

Психология больших социальных групп. Нравы, обычаи и традиции как регуляторы социального поведения. Психология социальных классов и этнических групп. Стихийные группы и массовые движения.

История исследований межгрупповых отношений. Методологическое и практическое значение проблематики межгрупповых отношений.

Содержание практических занятий

Занятие № 1. Естественнонаучные основы психологии. Развитие психики человека и животных (2 часа, коллоквиум)

1. Различные представления о сущности психики.

2. Центральная и периферическая нервные системы. Принципы функционирования мозга. Межполушарная ассиметрия.

3. Уровни развития психики. Основные формы поведения животных.

4. Общая характеристика сознания человека.

5. Сравнительный анализ психики и поведения человека и животных.

Занятие № 2. Общая характеристика познавательной сферы человека (4 часа, коллоквиум)

1. Классификация, свойства и взаимодействие ощущений.

2. Основные феномены и свойства восприятия.

3. Виды и свойства внимания.

4. Виды и процессы памяти. Факторы, влияющие на запоминание.

5. Физиологические основы ощущений, восприятия, внимания и памяти.

6. Основные процессы и виды мышления.

7. Функции и виды речи. Соотношение мышления и речи.

8. Понятие о воображении. Его функции и виды.

Занятие № 3. Эмоции и воля (2 часа, коллоквиум)

1. Определение эмоций и чувств. Связь эмоций с познавательными процессами.

2. Теории эмоций (Ч.Дарвин, У.Джемс, К.Ланге, У.Кеннон, П.Бард, С.Шехтер, П.В.Симонов и др.).

3. Общая характеристика эмоциональных процессов и состояний (настроения, аффекты, фрустрация, стресс).

4. Определение и функции воли. Структура волевого действия.

5. Волевые качества личности. Свобода воли и личностная ответственность.

Занятие № 4. Темперамент и характер (2 часа, коллоквиум)

1. Общая характеристика темперамента.

2. Гуморальные и типологические теории темперамента. Связь темперамента и типа высшей нервной деятельности.

3. Понятие о характере. Отношения как основа черт характера.

4. Соотношение между темпераментом и характером.

Занятие № 5. Мотивация и деятельность. Способности (2 часа, коллоквиум)

1. Классификации потребностей и мотивов (А.Маслоу, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский).

2. Основные характеристики и психологическое строение деятельности.

3. Виды деятельности. Понятие ведущей деятельности.

4. Личностно-деятельностный (Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн) и функционально-генетический (В.Д.Шадриков) подходы к исследованию способностей.

5. Классификация способностей по К.К.Платонову.

6. Соотношение между способностями, задатками и склонностями. Понятия одаренности, таланта, гениальности.

Занятие № 6. Общая характеристика самосознания (2 часа, коллоквиум)

1. Понятие о самосознании. Соотношение между сознанием и са­мосознанием.

2. Развитие самосознания в течение жизни человека.

3. Структура Я-концепции. Классификация Я-образов.

4. Представления об уровневом строении самосознания (И.И.Чеснокова, И.С.Кон, В.В.Столин).

5. Самоотношение и самооценка как составляющие самосознания.

Занятие № 7. Общение. Психология групп (2 часа, коллоквиум)

1. Понятие об общении. Перцептивная, коммуникативная и интерак­тивная стороны общения.

2. Особенности вербальных и невербальных средств коммуникации.

3. Классификация групп в социальной психологии.

4. Динамические процессы в малых группах.

5. Проблема лидерства и руководства в социальной психологии.

6. Общественно-психологические явления: традиции, общественное мнение, стереотипы, предубеждения и т.д.

Наши рекомендации