Понятие просоциального поведения, условия и механизмы развития просоциального поведения. Мотивация к просоциальному поведению.
Просоциальное поведение представляет собой очень широкое понятие, включающее в себя действия, позитивно оцениваемые обществом. Все действия, направленные на оказание помощи другим людям, являются формами просоциального поведения.
Рассматривается два важнейших для объяснения феномена просоциального поведения понятия: эмпатии и социальной ответственности.
В целом, просоциальное поведение может явиться как результатом стремления к получению собственной выгоды (эгоистически мотивированное поведение), а также быть выгодным для других людей (альтруистически мотивированное поведение).
Социобиологический подход. Данный подход объясняет просоциальное поведение в понятиях врожденных или генетических тенденций. Просоциальное поведение может считаться результатом естественного отбора, если оно скорее повышает, чем понижает шансы индивидуума (или его родственников) на оставление потомства. Развитию просоциального поведения могут способствовать два общих процесса: родственный отбор(один из сиблингов может способствовать распространению своих генов, повышая шансы на выживание своих братьев и сестер) и норма взаимности (просоциальное поведение благоприятствует естественному отбору, если оно строится на принципе взаимности и если затраты, вкладываемые помогающими, ниже, чем получаемая ими при этом польза). Социобиологи утверждают, просоциальное поведение сохраняется только в случае его способствования выживанию биологического вида. В противном случае оно было бы атавистичным.
Личностный подход.Подобно биологическому подходу, личностный подход рассматривает просоциальное поведение с точки зрения склонности индивида к оказанию помощи. Однако эта склонность не обязательно считается генетически обусловленной (хотя эта возможность не исключается), а приписывается социальному научению. Существует два основных типа личностных теорий альтруизма: одни объясняют альтруистическое поведение в терминах настроений, (эмоциональных) состояний (хорошее настроение способствует, а плохое – препятствует), а другие утверждают, что альтруизм определяется устойчивыми характеристиками личности.
Подход теории социального научения. В рамках данного подхода практически все разновидности и формы поведения объясняются в понятиях научения, обусловленного социальным окружением. В отношении просоциального поведения они подчеркивают ведущую роль двух процессов: поощрения / наказания и научения через наблюдение или моделирование
Социально-когнитивный подход. Подход фокусируется на мыслительной активности, которая, как предполагается лежит в основании просоциального поведения. В исследованиях был выявлен нормативных ожиданий, регулирующих просоциальное поведение: норма социальной ответственности – мы должны помогать людям, нуждающимся в помощи, норма взаимности – мы должны помогать тем, кто помогает нам, норма заслуженности – мы заслуживаем того, что заслужили. Еще одним аспектом просоциального поведения является его связанность с эмпатией. Она действительно может мотивировать просоциальные действия.
Межличностный подход. Сторонники межличностного подхода основное внимание уделяют взаимозависимости людей. Структура межличностного взаимодействия может быть описана на основе достижения желаемых результатов.
В качестве личностных детерминант просоциального поведения часто называются, уже отмечавшиеся, социальная ответственность и эмпатия, а также внутренний локус контроля. В то время как социальная ответственность и внутренний локус контроля способствуют возникновению у очевидцев происшествия чувства необходимости оказать помощь, высокая эмпатия помогает лучше понять нужды других. Еще одним свойством, присущим просоциальной личности, является вера в справедливость мироустройства, выражающая представление о том, что в целом люди получают то, чего они заслуживают.