Раздел i. межличностная коммуникация
Семечкин Н.И. Социальная психология
Часть 2
ВЛАДИВОСТОК 2003 г.
Семечкин Н.И.______________________________________________________Социальная психология
ОГЛАВЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ.............................................................................6
Глава 1 Теория коммуникации...........................................................................................................................6
1.1 Немного истории...........................................................................................................................................6
1.2. Современные представления о значении, принципах и структуре коммуникации...............................7
1.3. Средства коммуникации..............................................................................................................................9
Глава 2. Вербальные средства коммуникации................................................................................................9
2.1. Лингвистический канал................................................................................................................................9
2.2. Выбор слов и выражений...........................................................................................................................10
2.3. Создание новых слов и выражений..........................................................................................................11
2.4. Выбор грамматических форм....................................................................................................................11
2.5. Выбор последовательности слов...............................................................................................................11
2.6. Расстановка ударений, интонация, тон голоса и т. д...............................................................................12
2.7. Паралингвистический канал......................................................................................................................12
2.8. Теория разговора........................................................................................................................................13
2.9. Разговор.......................................................................................................................................................13
2.10. Кодирование..............................................................................................................................................15
2.11. Речевое табу..............................................................................................................................................16
2.12. Разговор и тендерные различия...............................................................................................................17
Глава 3. Невербальные средства коммуникации..........................................................................................18
3.1. Взгляд..........................................................................................................................................................18
3.2. Взгляд и информация.................................................................................................................................19
3.3. Регуляция процесса коммуникации..........................................................................................................20
3.4. Показатель социальных отношений.........................................................................................................20
3.5. Индикатор социального статуса................................................................................................................20
3.6. Инструментальная функция взгляда.........................................................................................................21
3.7. Мимика (выражение лица).........................................................................................................................21
3.8. Пластика (позы и жесты)...........................................................................................................................25
3.9. Прикосновение (тактильный контакт)......................................................................................................28
3.10. Межличностная дистанция......................................................................................................................30
3.11. Одежда, раскраска и другие украшения.................................................................................................31
Глава4. Проблема сочетания каналовкоммуникации и ложь..................................................................33
4.1. Значимость средств общения в коммуникации.......................................................................................33
4.2. Комбинирование средств коммуникации.................................................................................................34
4.3. Тендерные различия...................................................................................................................................34
4.4. Коммуникация и ложь................................................................................................................................35
4.5. Признаки лжи..............................................................................................................................................36
4.6. Технические средства обнаружения лжи.................................................................................................37
РАЗДЕЛ II. СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА И ПОВЕДЕНИЕ...............................................................39
Глава 1. История исследования социальной установки..............................................................................40
1.1. Что же такое установка?............................................................................................................................40
1.2. Психическая установка..............................................................................................................................40
1.3. Социальная установка................................................................................................................................41
1.4. Компоненты установки..............................................................................................................................42
1.5. Другие теоретические подходы.................................................................................................................43
1.6. Основные этапы исследования установки...............................................................................................44
1.7. «Загадка» или «ошибка» Лапиера?...........................................................................................................45
Глава 2. Установка и поведение.......................................................................................................................47
2.1. Современные представления о связи установки и поведения................................................................47
Семечкин Н.И.
Социальная психология
2.2. Ситуационные факторы.............................................................................................................................48
2.3. Диспозиционные факторы.........................................................................................................................49
2.4. Теория планируемого поведения..............................................................................................................50
2.5. Теории непланируемого поведения..........................................................................................................53
2.6. Психоанализ................................................................................................................................................53
2.7. Аналитическая психология........................................................................................................................54
2.8. Теория самопонимания..............................................................................................................................55
2.9. МОДЕ - модель, как синтетическая теория поведения..........................................................................57
2.10. Влияние установок на поведение............................................................................................................58
Глава 3. Формирование установок: теории и исследования.......................................................................60
3.1. Источники и принципы формирования установок..................................................................................60
3.2. Средства массой информации...................................................................................................................62
3.3. Процесс формирования установок............................................................................................................63
3.4. Модель последовательных стадий............................................................................................................64
3.5. Модель параллельного процесса: убеждение и внушение.....................................................................65
3.6. Центральный процесс.................................................................................................................................66
РАЗДЕЛ III. ПСИХОЛОГИЯ И ПОВЕДЕНИЕ ГРУПП.........................................................................67
Глава 1. Группа и групповая структура.........................................................................................................68
1.1. История исследования групп в социальной психологии........................................................................68
1.2. Определение группы..................................................................................................................................69
1.3. Состав, размер и структура группы..........................................................................................................70
1.4. Размер группы.............................................................................................................................................70
1.5. Структура группы.......................................................................................................................................72
1.6. Роль, ролевые ожидания и статус.............................................................................................................73
1.7. Роль лидера.................................................................................................................................................74
1.8. Модели ситуационного лидерства............................................................................................................75
1.9. Групповые нормы.......................................................................................................................................77
1.10. Коммуникация в группе...........................................................................................................................78
Глава 2. Психология групповой деятельности..............................................................................................80
2.1. Влияние других людей...............................................................................................................................80
2.2. Влияние зрителей.......................................................................................................................................81
2.3. Теория конфликта внимания.....................................................................................................................83
2.4. Ситуация со-деятельности.........................................................................................................................84
2.5. Ситуация групповой деятельности...........................................................................................................84
2.6. Метод действия- «мозговойштурм».......................................................................................................86
Глава 3. Групповые процессы..........................................................................................................................88
3.1. Эффект поляризации в группе...................................................................................................................89
3.2. Нормативное и информационное влияние...............................................................................................90
3.3. Группомыслие.............................................................................................................................................91
3.4. Влияние группового меньшинства...........................................................................................................96
РАЗДЕЛ IV. МЕЖГРУППОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ..................................................................................98
Глава 1. «Мы» и «Они»......................................................................................................................................98
1.1. Этноцентризм..............................................................................................................................................99
1.2. Группоцентризм........................................................................................................................................100
1.3. Категориальная асимметрия....................................................................................................................100
1.4. Асимметрия могущества и статусов.......................................................................................................101
1.5. Внутригрупповой фаворитизм и межгрупповая дискриминация........................................................102
1.6. Теория социальной идентичности.........................................................................................................103
1.7. Неудовлетворительное социальное сравнение......................................................................................104
1.8. Способы коллективной компенсации.....................................................................................................105
Семечкин Н.И.______________________________________________________Социальная психология
Глава 2. Социальные стереотипы, предубеждения и дискриминация...................................................108
2.1. Социальные предубеждения....................................................................................................................109
2.2. Теории предубеждений............................................................................................................................110
2.3. Социальная дискриминация....................................................................................................................113
2.4. Расизм и национализм..............................................................................................................................114
2.5. Сексизм......................................................................................................................................................115
2.6. Относительная депривация......................................................................................................................118
Глава 3. Разрядка межгрупповых конфликтов...........................................................................................119
3.1. Ситуация конфликта.................................................................................................................................120
3.2. Примирение через сотрудничество.........................................................................................................120
3.3. Знакомство и контакты............................................................................................................................122
3.4. Переговоры и соглашения.......................................................................................................................123
3.5. Итог процесса: соглашение.....................................................................................................................125
3.6. Нелишний «третий».................................................................................................................................125
ГЛОССАРИЙ.......................................................................................................................................126
ЛИТЕРАТУРА.....................................................................................................................................129
Литература к разделу 1.....................................................................................................................................129
Литература к разделу II....................................................................................................................................130
Литература к разделу III..................................................................................................................................132
Литература к разделу IV..................................................................................................................................133
Семечкин Н.И.
Социальная психология
РАЗДЕЛ I. МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Как вместо серебра и золота ходят бумажные деньги, так вместо истинного уважения и настоящей дружбы в свете обращаются наружные их доказательства и как можно естественнее подделанные мимические гримасы и телодвижения... Во всяком случае я больше полагаюсь на виляние хвостом честной собаки, чем на сотню таких проявлений уважения и дружбы.
Артур Шопенгауэр