Что делать родителям, если они обнаружили опасность?
Каковы причины стремления к суициду у подростка?
• Он может испытывать сильные эмоции: обида, одиночество, непонимание, отчужденность
• В жизни произошла утрата любви (родителей, других людей)
• Боится позора, насмешек или унижения
• Испытывает презрение к себе или страх наказания
• Порой ребенок хочет умереть, что бы отомстить, из—за злобы, протеста по отношению к кому-то.
• Желание привлечь внимание
• «Эффект Вертера» (подражание самоубийству, которое широко освещено СМИ)
Поводом для суицида подростка может быть пустяк, но за этим всегда стоит более глубокие переживания и веская причина. Чувства подростка к собственной смерти противоречивы, у многих детей может отсутствовать страх смерти, так как нет понимания ее необратимости.
Скорость развития идеи о самоубийстве индивидуальна, иногда это несколько лет, а иногда несколько недель.
Ребенок, который хочет умереть, чаще всего не видит позитивного ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем.Поэтому очень важно, вовремя заметить признаки и оказать помощь, а иногда просто поговорить и понять ребенка.
Ситуации, которые усиливает риск самоубийства?
• Неблагоприятная семейная обстановка (конфликты, ссоры, непонимание развод родителей)
• Психологическая неадекватность в воспитании (жестокое обращение в семье и т.д.)
• Сложности в общении и обучении в школе, ситуация травли в классе
• Подростковое одиночество, отсутствие близких друзей, отвержение сверстников
• Личная импульсивность ребенка
• Наличие предыдущих попыток суицида у ребенка, законченный суицид в семье.
• Употребление подростком ПАВ
• Наличие психического заболевания у подростка
• Ситуация «потери» в ближайшем прошлом (потеря друзей, родителей, близкого, любимого человека)
• Самоповреждающее поведение подростка (порезы и т.д.)
Признаки опасности суицида
• Любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно отдаляющие от близких людей.
• Пониженный фон настроения, слезливость или чрезмерная агрессивность ребенка
• низко оценивает себя и свои возможности
• Изменения режима питания и сна (не может заснуть, очень мало ест)
• Пренебрегает своим внешним видом, стал неряшлив, невнимателен
• Подросток расстается с дорогими для него вещами, как будто оставляет на память.
• Ребенок говорит о желании смерти (прямо или косвенно), тема смерти становиться актуальной для него в музыке, фильмах, фото.
• Написание прощальных писем
Наличие нескольких признаков и ситуаций, усиливающих риск, является серьезным поводом для родителей, что бы обратиться за помощью к специалисту!
Что делать родителям, если они обнаружили опасность?
1.Не паниковать! Объективно оценивать ситуацию.
2.Поговорить с ребенком.
3.Обратиться к классному руководителю, школьному психологу или другим специалистам для прояснения ситуации.
4.Обратиться с подростком за помощью к специалистам (психологу, психотерапевту, психиатру)
5.Понаблюдать за поведением ребенка, его настроением.
6.Оказывать поддержку ребенку.
Как говорить с подростком, что бы помочь, а не навредить:
- Ни в коем случае не конфликтуйте с ребенком, не обвиняйте его ни в чем.
- Постарайтесь понять вашего ребенка, войти в его положение и помочь ему
- Не обесценивайте причину его переживаний
- Предложите помощь, сотрудничество в решении проблемы;
-Обсудите с ребенком вопрос о помощи различных служб в данной ситуации,
- Поощряйте открытое выражение мыслей и чувств (дайте ребенку высказаться, поплакать, выразить свои чувства, в т.ч. и агрессивные);
- Не обсуждайте с окружающими то, что произошло, при ребенке, это может обидеть и разозлить его.
- Иногда старайтесь «держать паузу» (для того чтобы дать ребенку собраться с мыслями);
- Вселите надежду (в т.ч. вспоминая, как ребенок справлялся со сложными ситуациями в его жизни).
Во время разговора с подростком постарайтесь избегать:
- осуждения, критики, обвинений, угроз, споров;
- допросов, расследования;
- указаний, приказов;
- морализирования, поучений;
- высмеивания;
- невыполнимых обещаний
- не пытайтесь сразу разуверить его или утешить.
Что могут сделать родители, чтобы не допустить мыслей о суициде у ребенка:
- Сохранять понимающие отношения с ребенком
- Говорить с подростком о его жизни, тревогах, радостях, успехах, рассказывать о своих переживаниях, некоторых сложностях и достижениях
- Знать, чем интересуется ребенок, его предпочитаемых исполнителей, произведения, что он любит и ценит
- Обучить подростка безопасному поведении в жизни и сети интернет