Понятие и сущность субъектно – ориентированного подхода в современной психологии
Субъектно – ориентированный подход является органичным развитием субъектно-деятельностного подхода. Здесь происходит увеличение внимания к субъектам и их окружающей среде, и уменьшение внимания к деятельностной составляющей в связи с резким понижением влияния нормативных компонентов на действия субъектов в ситуациях современной реальности.
В контексте классической научной рациональности базовой парадигмой научных и прикладных исследований выступает парадигма «субъект - объект». В центре изучения субъектно – объектные отношения. В.А. Лекторским были рассмотрены классические видения субъектно – объектного взаимодействия Юмом, Декартом, Кантом и т.д [9, c. 20 - 22].
Деятельный подход выступает, как доминирующий подход, в котором свобода субъекта является ограниченной в рамках заданных целей и норм, которые регулируют деятельность. «Субъект» в данном случае понимается как носитель, прежде всего практической деятельности: сознания и познания.
В рамках научной рациональности и парадигмы базовыми объектами выступают и простые и большие системы. Суммарные свойства частей этих систем всесторонне определяют свойства целого, связи между элементами подчиняются лапласовской причинности. Эти системы гомеостатичны. В них обязательно наличие программы функционирования, формирующая управляющие команды и корректирующая поведение системы на основе обратных связей. Примером больших систем в технике могут послужить: заводы – автоматы, автоматические станки, системы управления космическими кораблями.
В контексте классической научной рациональности и в научной деятельности, и в практике лидирующую позицию занимает монодисциплинарный подход. В философии, психологии, кибернетики фактически фокусируются проблемы исследования субъектов по отдельным частям.
Для моделирования субъектов использовались разнообразные подходы в рамках научной рациональности:
1. Функциональный подход - базируется на декларирование общности процессов управления в технических и социальных системах, универсализма и достаточности моделей типа “черный ящик”, позволяющих успешно использовать традиционный арсенал математических методов 40-70-х годов прошлого столетия.
2. Аксиоматический подход – широко распространен в экономических системах в экономическом моделировании человека. Но многочисленные экспериментальны исследования показали, что поведение людей непросто является каким – то отклонением от оптимального, а имеет принципиально иной характер.
3. Информационный подход – в моделировании субъектов опирается на теории информации. Индивид в данном подходе рассматривается как пассивное звено переработки информации. К.Шеннон предупреждал об ограниченных возможностях применения теории информации за пределами технических каналов связи.
4. Исследование операций – состоит из многочисленных подходов использования математических методов в различных сферах управленческой деятельности.
5. Теоретико – игровой подход – применятся в различных сферах управленческой практики. Теория игр способствовала не только указанию, как следует играть, но и указывала на наиболее вероятное поведение игрока. Но в 70 – е годы произошел кризис в теории игр. Оказалось, что схема, которая была положена в её основу бедна, это проявлялось в частности, в слишком упрощенном взгляде на человеческие ценности.
6. Функционально – структурный подход – центр внимания переносится с аналитических на имитационные модели и системы. Интерес к имитационным моделям возник у управленцев в связи с тем, что их главной отличительно особенностью является обеспечение не только функциональной аналогии модели с объектом управления, но и структурно-функциональной, которая позволяет использовать имитационные модели в качестве понятных заместителей реальности.
7. Агентное моделирование – направление, использующееся для исследования децентрализованных систем, динамика функционирования, определяющаяся не глобальными правилами и законами (как в других парадигмах моделирования), а наоборот. Глобальные правила и законы являются результатами индивидуальной активности членов группы. Следует отметить, что в этих моделях появились зачатки «субъект - субъектных» отношений, но доминантой исследовательских и прикладных работ остается «объектно-ориентированный сетевой подход». В контексте имитационного моделирования в приложениях к управлению следует также рассматривать деловые и ролевые игры. В рамках становления неклассического типа научной рациональности моделирование субъектов получило существенное развитие [20, c. 4 - 5].
На сегодняшний день одной из актуальных проблем в психологии субъекта является вопрос о развитии субъектности. По мнению В.О. Татенко, личность приобретает свои субъектные качества в процессе внутриутробного развития. Е.А. Сергиенко полагает, что основа субъекта проявляется в раннем развитии. В.В. Селиванов, который выделяет стадии, показывает линию приобретения человеком все большей субъектности, достижения ее вершины и постепенного угасания:
1) предсубъектная (от 0 до 1 года);
2) стадия аморфной субъектности (от 1 года до 3-4 лет);
3) стадия парциальной субъектности (от 4 до 6 лет);
4) стадия познавательной субъектности (от 6 до 12 лет);
5) стадия противоречивой субъектности (от 12 до 17 лет);
6) стадия личностной субъектности (от 17-18 до 25 лет);
7) стадия полноценной субъектности (от 25 до 50 лет);
8) стадия воплощенной субъектности (от 50 до 60 лет);
9) стадия угасающей субъектности (от 60 до 75 лет и старше) [20, c. 6].
Выводы по первой главе
Глава 1 содержит теоретический анализ развития представлений о научной рациональности, стадии развития науки и психологические характеристики понятия и сущности субъектно – ориентированного подхода, разнообразные подходы научной рациональности.
Существует три крупные стадии развития науки. Каждую из этих стадий открывает глобальная научная революция. Данные стадии можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности, которые сменялись структурами.
1. Классическая наука
2. Неклассическая наука
3. Постнеклассическая наука
Субъектно – ориентированный подход является органичным развитием субъектно-деятельностного подхода. В рамках субъектно – ориентированного подхода происходит увеличение внимания к субъектам и их окружающей среде, и уменьшение внимания к деятельностной составляющей в связи с резким понижением влияния нормативных компонентов на действия субъектов в ситуациях современной реальности.
Для моделирования субъектов использовались разнообразные подходы в рамках научной рациональности:
1. Функциональный подход
2. Аксиоматический подход
3. Информационный подход
4. Исследование операций
5. Теоретико – игровой подход
6. Функционально – структурный подход
7. Агентное моделирование