Внимание — это сосредоточенность сознания на определенном объекте при одновременном отключении от всего остального.

В соответствии со степенью участия воли при сосредоточении внимания принято различать 3 вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности, когда мы не ставим перед собой цели быть внимательным, оно возникает непреднамеренно, без каких-либо специальных усилий.

которые возникают при каждом новом, неожиданном раздражении и вызывает такие приспособительные движения, которые обеспечивают наиболее полное и отчетливое отражение раздражителя. Причинами непроизвольного внимания являются: сила, величина, внезапность раздражителя. Их движение, изменение вообще. Особенное значение имеет контрастность раздражителей, их отношение друг от друга.

Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности.

Произвольное внимание – обязательное условие труда, учебных занятий, работы вообще. Причиной, вызывающей и поддерживающей произвольное внимание, является осознание значения объекта внимания для выполнения данной деятельности, удовлетворения потребностей, тогда как при непроизвольном внимании значение объекта может и не осознаваться.

Психологическое содержание произвольного внимания связано с постановкой цели деятельности и волевым усилием. Включаясь в трудовую деятельность, человек независимо от его отношения к работе имеет цель, которую необходимо осуществить (например: шофер ведет машину, бухгалтер считает; если они не сосредоточатся, то не получат положительных результатов).

Волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной цели. Оно помогает удерживать внимание на объекте, не отвлекаться, не ошибаться в действиях.

Послепроизвольное внимание возникает после того, как было вызвано произвольное внимание. Происходит переход от произвольного внимания к послепроизвольному. Последний вид внимания связан с сознательными задачами и целями, т.е. вызываются преднамеренно, поэтому его нельзя отождествлять с непроизвольным вниманием. С другой стороны, это внимание не сходно и с произвольным, т.к. здесь уже не требуется волевых усилий для поддержания внимания. С этим видом внимания связывают наиболее интенсивную и плодотворную умственную деятельность.

Вниманию присущ ряд свойств, среди которых важнейшими являются: объем, устойчивость, переключение, распределение и концентрация.

Объем внимания — это то количество объектов, которое может воспринять человек одномоментно за 1/ 10 секунды.

Устойчивость внимания — это степень и длительность сосредоточенности сознания на объекте.

Переключение внимания - это преднамеренный переход от одного объекта внимания, к другому, который в данный момент теснее связан с потребностями, привычками человека, с требованиями, предъявляемыми ему условиями общественной жизни.

Распределение внимания – это такая организация внимания, когда возможно выполнение двух или нескольких деятельностей одновременно.

Концентрация внимания – это степень (интенсивность) сосредоточения на объекте.

10-Дайте определение мышлению как высшему познавательному процессу.

Мышление- это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.

Главными особенностями протекания процесса мышления являются:

1. Обобщенное и опосредованное отражение действительности.

2. Связь с практической деятельностью.

3. Неразрывная связь с речью.

4. Наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа.

Обобщенное отражение действительности означает, что в процессе мышления мы обращаемся к тому общему, что объединяет сходный ряд предметов и явлений. Например, когда мы говорим о мебели, то подразумеваем под этим словом столы, стулья, диваны, кресла, шкафы и т. д. Опосредованное отражение действительности можно увидеть на примере арифметической задачи сложения нескольких яблок или на определение скорости двух поездов, движущихся навстречу друг другу. «Яблоки», «поезда» - это лишь символы, условные образы, за которыми вовсе не должны стоять конкретные фрукты или составы.Мышление возникает на основе практической деятельности, из чувственного познания, но выходит далеко за его пределы. В свою очередь, правильность мышления проверяется в ходе практики.Мышление неразрывно связано с речью. Мышление оперирует понятиями, которые по своей форме являются словами, а, по сути – результатом мыслительных операций. В свою очередь, в результате мышления может происходить уточнение словесных понятий. Мышление имеет место только тогда, когда имеется проблемная ситуация. Если же можно обойтись старыми способами действия, то мышление не требуется. В психологии различают в основном три вида мышления: наглядно-действенное (конкретно-наглядное), образное и абстрактно-логическое (теоретическое). Два первых вида объединяют названием практического мышления. пример наглядно-действенного мышления, взятый из опытов с обезьянами. Эксперимент состоит из двух этапов. Сначала на некотором расстоянии от обезьяны кладут фрукты и между животным и фруктами разводят огонь. Взять лакомство, не потушив огня, невозможно. Рядом с обезьяной ставят пустое ведро, сбоку находится сосуд с водой, причем обезьяна из прошлого опыта знает, что, отвернув кран, она сможет получить воду. Неоднократно воспроизведенная обстановка опыта приучает обезьяну пользоваться ведром и водой для гашения огня. Затем появляется возможность достать, наконец, приманку. Обстановка второго этапа эксперимента: между животным и фруктами разводят огонь, ведро стоит на прежнем месте, воды в банке нет, но опыт проводят на небольшой площадке, со всех сторон окруженной водой. Обезьянка неоднократно выполняет серию описанных выше действий, бегает по острову с пустым ведром, приходит в состояние возбуждения и т.п., но по причине невозможности мыслить отвлеченно не "догадывается" зачерпнуть воду из бассейна. Образное мышление - это "мышление через представление". При этой форме у человека (обычно это дети младшего школьного возраста) в уме выстроен ряд образов - последовательных этапов предстоящей деятельности Абстрактно-логическое мышление является наиболее глубоким и эффективным, но предполагает наличие достаточных знаний и навыков. Работа хирурга стала бы, вероятно, невозможной, не обладай он способностью наглядно-действенного, а в равной степени и образного мышления. Только совместная работа всех видов мышления приведет к действительному познанию целей и задач оперативного вмешательства. Четко представляя себе взаиморасположение органов и возможные патологические изменения в определенном месте, хирург намечает план предстоящей работы, руководствуясь при этом своими знаниями и опытом прошлой оперативной деятельност

12-Раскройте психологическую характеристику речи и особенности ее онтогенетического развития.

В логопедии термином «онтогенез речи» принято обозначать весь период формирования речи человека, от первых его речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием общения и мышления.

Рассмотрим термин «онтогенез» значительно уже, а именно:

– для обозначения того периода динамического развития детской речи, который начинается с появления у ребенка первых слов и продолжается до становления развернутой фразовой речи;

– для изучения тех данных о нарушенном и нормальном процессе усвоения детьми родного языка, которые необходимы для построения коррекционного обучения: первоначального словарного запаса, нарушения слоговой структуры слов, аграмматизм, нарушения звукопроизношения и некоторых других.

Знание закономерностей речевого развития необходимо для своевременной и правильной диагностики отклонений в этом процессе, для грамотного построения коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевой патологии.

Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называя и указывая различные возрасты границы каждого. Например, А.Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд этапов.

А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

1-й — подготовительный — до одного года;

2-й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;

3-й — дошкольный — до 7 лет;

4-й — школьный.

Наши рекомендации