Требования к навыкам и качествам.
Кафедра языковой и психолого-педагогической подготовки
РАбочаЯ УЧЕБНАЯ програМма
по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ»
для студентов специальности «Землеустройство и кадастр» очной формы обучения
Курс – 2 |
Семестр – 2 |
Число недель - 11 |
Число кредитов –2 |
Лекции – 16 часов |
Семинарские занятия – 20 часов |
Самостоятельная работа -36 часов |
Контроль – зачет. |
Симферополь, 2012
Рабочая учебная программа составлена Мезенцевой В.Д., старшим преподавателем кафедры языковой и психолого-педагогической подготовки, на основании Временной типовой программы по психологии, утвержденной на заседании кафедры (Протокол № 9 от 29 мая 2007 г.)
Составитель В.Д. Мезенцева
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры языковой и психолого-педагогической подготовки.
Протокол № ____ от________________2012 г.
И.о. зав. кафедрой к.ф.н., доцент М.В.Дмитрук
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании учебно-методической комиссии ЮФ НУБиП Украины «КАТУ»
Протокол № ___ от ____________2012 г.
Председатель д.в.н., профессор В.В.Лемещенко
Рабочая программа предмета «Психология» разработана для подготовки студентов очной формы обучения специальности «Землеустройство и кадастр».
В содержание рабочей программы входят: - введение c информацией об актуальности дисциплины, целях и задачах дисциплины, о требованиях к знаниям и умениям; перечне смежных дисциплин; содержании дисциплины;
- тематический план дисциплины;
- содержание дисциплины;
- критерии оценки и др.
Методика преподавания предмета строится на сочетании лекционных и практических занятий, а также на самостоятельной работе студентов. Приводится их объем в часах. В рабочую программу включены учебно-методические материалы по дисциплине.
Аннотация содержательного модуля
Введение
Актуальность дисциплины.
Курс «Психология» занимает одно из центральных мест в структуре гуманитарной подготовки студентов. Знание индивидуально-психологических особенностей личности является необходимым условием профессиональной подготовки студентов, более эффективной адаптации их к профессиональной деятельности.
Благодаря изучаемому курсу «Психология», формируются и развиваются умения оценивать явления и события, поведение и поступки людей с точки зрения психологических понятий и категорий, приобретаются умения реконструировать научно-практическую картину деятельности ученых-психологов, освоение способов профессиональной коммуникации. Освоение данного курса опирается на такие дисциплины, как философия, физиология ВНД, биология, педагогика, этика.
Цель преподавания дисциплины.
Курс «Психология» призван обеспечить студентов основополагающими знаниями и навыками в области психологии, сформировать у студентов систему представлений о развитии личности, развить способность критически осмысливать свою деятельность, проявлять творческую инициативу.
1.3. Задачи курса:
- создание общих теоретических основ психологического образования;
- формирование системы знаний об индивидуально-психологических особенностях личности;
- формирование психологической грамотности;
- формирование умения использовать научный понятийный аппарат для характеристики особенностей личности и их проявлений в деятельности и общении;
- формирование навыков научного анализа психологической реальности;
- развитие у студентов логического мышления, навыков сравнительного анализа;
- формирование «открытости» профессионального мышления, способности занять рефлексивную позицию в профессиональной деятельности.
Требования к знаниям.
Студент должен знать:
- сущность ключевых категорий психологии;
- основные закономерности развития психики и сознания;
- основные методологические принципы психологии;
- направления применения психологических знаний;
- смысл явлений, процессов, закономерностей общей, социальной и педагогической психологии.
Требования к умениям.
По окончанию курса студент должен уметь характеризовать:
- психологические познавательные процессы;
- индивидуально-психологические особенности личности;
- закономерности социального взаимодействия;
- психологические особенности процессов обучения и воспитания;
- сущность взаимодействия человека и техники в системе «человек-машина-среда»;
- взаимосвязь обучения и развития;
- особенности внутригрупповых процессов и явлений.
Уметь анализировать:
- отечественные и зарубежные психологические теории личности;
- причины внутриличностных и межличностных конфликтов;
- психологические особенности личности.
Требования к навыкам и качествам.
Студент должен приобрести навыки и качества:
- обобщения теоретического опыта;
- составления психологической характеристики личности и группы;
- анализа психологических фактов и закономерностей деятельности, общения, поведения;
- развития целеустремленности;
- развития рефлексии.
1.7. Структурно-логическое место в программе дисциплин:
№ п/п | Название дисциплины | Тема |
1. | Физика | Понятия: материя, энергия, отражение, время, пространство, движение |
2. | Биология | Возникновение и развитие живой материи. Филогенез. Онтогенез. Эволюционная теория. Условные, безусловные рефлексы |
3. | Анатомия и физиология человека | Строение мозга человека. Физиология ВНД. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга. Строение анализаторов. |
4. | История | Исторические формации, этапы развития общества в процессе эволюции |
5. | Этика | Понятия: духовность, этическая рефлексия, нормы, свобода, ответственность. |
6. | Философия | Понятия: материя и сознание. Принципы развития. Исторические этапы развития философской мысли и персоналии. Экзистенциализм. |
1.8. Дисциплины и их разделы, которые используют материал данной дисциплины:
1. «Психология управления» (психология общения: механизмы межличностного восприятия; темперамент, характер, воля, личность; понимание человека через его общение и поступки, отношение к работе). Личностные черты характера; психология жизненного успеха.
2. «Психолого-педагогические основы преподавательской деятельности в вузе» (понятия по общей психологии; психологические явления (процессы, свойства, состояния); основные закономерности развития личности.
Тематический план дисциплины
№ зачет-ного креди-та | № и название содержательного модуля | Общее количество часов | Количество кредитов | Распределение времени | ||
Аудиторные занятия | Самостоя- тельная работа | |||||
Лек-ции | Лабораторно-практические занятия | |||||
СМ-1: Психология |
Содержание дисциплины по модулям и темам.
Лекционные занятия, их содержание, объем в часах.
СМ 1:
Раздел №1: ПСИХОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Лекции – 10 часов.
№ п/п | Название раздела, темы | Содержание | Объем в часах |
Предмет психологии, ее задачи и методы. | Методологические основы изучения человека. Психология как наука. Основные методы психологических исследований. Взаимосвязь психологии и современных наук. Основные отрасли психологии. | ||
2. | Психологическая теория деятельности. | Общая психологическая характеристика деятельности. Основные понятия психологической теории деятельности. Теория деятельности и предмет психологии. Физиология движений и физиология активности. | |
3. | Память. | Определение и общая характеристика памяти. Основные виды памяти. Основные процессы и механизмы памяти. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие. | 2. |
4. | Ощущение, восприятие, мышление | Понятие об ощущении, Физиологические основы ощущений. Классификация ощущений. Понятие о восприятии. Восприятие и ощущение. Свойства восприятия. Понятие о мышлении. Чувственное познание и мышление. Мышление и речь. Мышление как обобщенное и опосредованное отражение действительности в ее существенных признаках. Виды мышления. Логические операции. Процессы мышления. | 2. |
СМ 2:
Раздел №2: ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Лекции: 10 часов.
5. | Психология личности. | Понятие о личности. Индивид, личность, индивидуальность. Структура личности (по К.К. Платонову). Свойства личности. Активность личности (мотив, потребность, интерес, убеждение, мировоззрение, психологическая обстановка). Образ «Я», или «Я – концепция». Уровень притязаний. | 2. |
6. | Темперамент. Характер. | Понятие о темпераменте. Учения о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Психологические характеристики темперамента и особенности деятельности личности. Понятие о характере. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера. Формирование характера. Волевые качества человека и их развитие. | 2. |
7. | Эмоции. Эмоциональный стресс. | Эмоции как особая форма отражения реальности. Значение эмоций. Функции эмоций. Отличие эмоций от чувств. Виды эмоциональных состояний. Теории эмоций. Чувства и личность. Социальный характер чувств. Высшие чувства. Динамика чувств личности. Понятие об эмоциональном стрессе. Регуляция эмоциональных состояний. | 2. |
8. | Психология общения. | Общение как многоплановый процесс развития контактов между людьми. Сущность коммуникативной компетенции человека. Аспекты (содержание, цель, средства) и стороны (коммуникативная, интерактивная и перцептивная) общения. Зоны общения. Механизмы межличностного восприятия. Стили общения. Манипуляция. Тактичность и бестактность в общении. Конфликты: структура, стадии, стратегия. Развитие общения. | 2. |
Содержание практических и семинарских занятий
Практические занятия – 20 часов.
СМ №1: ПСИХОЛОГИЯ
Раздел №1: ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
№ п/п | Наименование модулей, тем лабораторных (практических) занятий и их краткое содержание | Количество часов | Форма контроля | Место проведения | |
1. | Тема: ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ. Методологические основы изучения человека. Психология как наука. Основные методы психологических исследований. Взаимосвязь психологии и современных наук. Основные отрасли психологии. | 2 | Тк. Тесты | Ауд.. | |
2. | Тема: ПСИХОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ. - Определение внимания. Развитое и воспитанное внимание. - Виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Тест по определению непроизвольного внимания. - Свойства внимания: устойчивость, концентрация (сосредоточенность), распределение, переключение, объем. Рассеянность внимания. Тесты по выявлению уровней сосредоточенности, устойчивости, переключения внимания. - Развитие внимания (упражнения, приемы). Значение внимания на учебных занятиях. | Тк. Тесты | Ауд.. | ||
3. | Тема: ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ. - Определение памяти. Значение памяти в жизни и деятельности людей. - Виды памяти и их особенности. - Проверка видов памяти (тестирование). - Пути, приемы и средства улучшения памяти человека. | Тк. Тесты | ауд. | ||
4. | Тема: ОЩУЩЕНИЕ. ВОСПРИЯТИЕ Ощущение: - виды ощущений; - основные свойства и характеристики ощущений; - развитие ощущений. Восприятие: - физиологические основы восприятия; - основные свойства и виды восприятия; - индивидуальные различия в восприятии и его развитие. | Тк. . | ауд. | ||
5. | Тема:ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ. - Понятие о мышлении, его отличие от других познавательных процессов. - Творческое мышление. Задачи на определение нестандартного мышления. - Мышление как процесс. Операции, методы и формы мышления. Индивидуальные особенности мышления. Тесты. - Понятие интеллекта. Профессиональный интеллект. Развитие умений и навыков. Профессиональная деятельность. | Тк. Тесты | ауд. | ||
Раздел№2: ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
6. | Тема: ТЕМПЕРАМЕНТ. - Понятие о темпераменте. Достоинства и недостатки каждого типа темперамента - История развития представлений о темпераменте. - Индивидуальный подход и тип темперамента. Тест по определению типов темперамента. - Темперамент и способности. | Тк. | Ауд. | |
7. | Тема: ХАРАКТЕР, ВОЛЯ - Понятие о характере. Сильный и слабый характер. - Структура характера. - Природные и социальные предпосылки характера. - Поведение в конфликтных ситуациях. - Сильный и слабый характер. Природа воли. Регуляция и развитие воли. Волевые качества личности. | Тк. | ауд. | |
8. | Тема: ЭМОЦИИ Эмоции как особая форма отражения реальности. Значение эмоций. Функции эмоций. Отличие эмоций от чувств. Виды эмоциональных состояний. Теории эмоций. Чувства и личность. Социальный характер чувств. Высшие чувства. Динамика чувств личности. Понятие об эмоциональном стрессе. Регуляция эмоциональных состояний. | Тесты | Ауд. | |
9. | Тема: ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ Общение как многоплановый процесс развития контактов между людьми. Сущность коммуникативной компетенции человека. Аспекты (содержание, цель, средства) и стороны (коммуникативная, интерактивная и перцептивная) общения. Зоны общения. Механизмы межличностного восприятия. Стили общения. Манипуляция. Тактичность и бестактность в общении. Конфликты: структура, стадии, стратегия. Развитие общения. | Тк. | ауд. | |
10. | Итоговый модуль. | Тесты | Ауд. |
Содержание самостоятельной работы
36 часов.
№ п/п | Наименование содержательных модулей, тем и форм самостоятельных занятий и их краткое содержание | Количество часов | Форма контроля | Место проведения |
СМ – 1: ПСИХОЛОГИЯ
1. | Понятие о психике и ее эволюции: - понятие о психике; - развитие психики животных. | Тк. Консп. | ауд. | |
2. | Неосознаваемые психические процессы: - общая характеристика проблемы неосознаваемых психических процессов; - неосознаваемые побудители сознательных действий; - «надсознательные» процессы. | Тк. Конс-пект | ауд. | |
3. | Внимание: - понятие внимания; - основные виды внимания; - основные характеристики свойств внимания; - развитие внимания. Подготовка тестов, упражнений, презентаций, кроссвордов. | Тк. Конс- пект | ауд. | |
4. | Ощущение: - виды ощущений; - основные свойства и характеристики ощущений; - развитие ощущений. Восприятие: - физиологические основы восприятия; - основные свойства и виды восприятия; - индивидуальные различия в восприятии и его развитие. Подготовка тестов, упражнений, презентаций, кроссвордов. | Тк. Консп. | ауд. | |
5. | Представление. Воображение: - виды воображения; - индивидуальные особенности воображения и его развитие; - воображение и творчество. Подготовка тестов, упражнений, презентаций, кроссвордов. | Тк. Консп. | ауд. | |
6. | Воля: - общая характеристика волевых действий; - основные психологические теории воли; - структура волевого действия; - волевые качества человека и их развитие. | Тк. Консп. | ауд. | |
7. | Речь: - общая характеристика речи; - физиологические основы речи; - теоретические проблемы возникновения речи; - основные виды речи; - развитие речи. | Тк. Консп. | ауд. | |
8. | Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности: - теории личности; - методология экспериментальных исследований личности. Направленность и мотивы деятельности личности: - психологические теории мотивации; - основные закономерности развития мотивационной сферы; - мотивированное поведение как характеристика личности. Подготовка тестов, упражнений, презентаций, кроссвордов. | Тесты | ауд. | |
9. | Направленность и мотивы деятельности личности: - психологические теории мотивации; - основные закономерности развития мотивационной сферы; - мотивированное поведение как характеристика личности. Подготовка тестов, упражнений, презентаций, кроссвордов. | Тк. Конс-пект | ауд. | |
10. | Способности: - общая характеристика развития способностей человека; - уровни развития способностей и индивидуальные различия; - природа человеческих способностей; - развитие способностей. Подготовка тестов, упражнений, презентаций, кроссвордов. | Тк. Конс-пект | ауд. | |
11. | Составление психологического портрета сокурсника | Тк. Письм. работа | ауд. | |
12. | Подготовка к модульной контрольной работе | Мк. | ауд. |