Требования и образец оформления проекта – на след. страницеОформление проектов

Экологическая психология: Система оценивания.

(заочное отделение, 5 курс, осень- зима 2016-17)

Форма роботи Найбільша можлива кількість балів
Підсумкова письмова робота
Соціально-екологічний проект
Есе
Робота на лекціях та практичних заняттях
S 100

Задания для самостоятельной работы по экологической психологии

Задание 1. Предлагается разработать социально-экологический проект, направленный на выработку проэкологического (экологически целесообразного) поведения у людей в одной из четырех описанных ситуаций (по выбору студента).

Ситуация 1. В офисе одной из крупных маркетинговых компаний в отходы уходит много бумаги. Эта бумага беспорядочно выбрасывается в мусор и затем, как правило, попадает в мусорные баки и на свалку.

Двое сотрудников – Ваши хорошие друзья – хотят изменить сложившую ситуацию, чтобы все бумажные отходы собирались отдельно и в итоге попадали на переработку. Они нашли пункт, в котором принимают макулатуру и отправляют ее на переработку. Работники этого пункта готовы сами вывозить бумажные отходы из офиса, но при условии достаточно большого объема отходов. Такое возможно в том случае, если в офисе будет налажена система сбора и хранения бумажных отходов. (Примечание – деньги, которые можно получить за макулатуру, слишком малы, чтобы прямо повлиять на привычки сотрудников)

Ваши друзья не могут решить, как им лучше действовать, чтобы заинтересовать экосбережением других сотрудников и руководство. Им бы не хотелось выглядеть белыми воронами и вызвать у коллег негативное отношение к экосбережению. Также им не хотелось бы вредить своему карьерному росту L Поэтому они надеются, что Ваша профессиональная помощь позволит им лучше разобраться в ситуации и решить проблему наиболее эффективным образом.

Ситуация 2. В одном из районов города на уровне районной администрации рассматривается проект раздельного сбора отходов с целью их дальнейшей утилизации. У проекта есть сторонники и противники. Раздельный сбор отходов требует финансовых вложений, которые будут экономически оправданны только при соответствующих действиях местных жителей. Решено временно установить в одном микрорайоне три контейнера (для пластика, бумаги, стекла). Уже месяц контейнеры стоят вдоль пешеходной дорожки, ведущей из микрорайона к остановке транспорта, однако практически не используются по назначению, более того, в них выбрасывают «неправильный» мусор. Вам поручено разработать план метоприятий, направленных на то, чтобы привлечь местных жителей сортировать домашние отходы и выбрасывать их в соответствующие контейнеры. (Это должен быть низкобюджетный план, за реализацию которого Вам предстоит отвечать. Администрация обещает Вам содействие и помощь своих сотрудников, однако в реальности каждый из них прежде всего отвечает за свою работу.)

Требования и образец оформления проекта – на след. страницеОформление проектов

образец проект по экологической психологии, 2015-16г. Заочное отделение. Автор(ы): ………………………………………………………………………. 1. Цели проекта 2. продолжительность проекта 3. Целевая группа (на какую/какие социальные группы ориентирован проект) 4. Психологическое обоснование содержания проекта 4а – Психологический анализ причин возникновения и поддержания описанной ситуации (доминирующие мотивы; недостаточная информированность, ложные убеждения, стереотипы, установки, конформизм и т.д. – описать и проанализировать) 4б – На какие мотивы, установки, стереотипы можно опереться при формировании проэкологического поведения? 4в – Какие изменения должны произойти в представлениях людей, чтобы они поддержали проэкологические усилия? Какие меры могут подтолкнуть к этим изменениям? 5. План мероприятий, включая описание подготовительной работы. Отдельно остановиться на административных моментах (какие могут быть административные препятствия, на какие городские службы, общественные и иные организации можно опереться при реализации проекта, как будут решаться вопросы информационной, финансовой и др. поддержки, если таковые возникают…) 6. Как будет оцениваться успех проекта? (По каким показателям можно судить о том, что проект успешно реализован и его цели достигнуты?)  

Работу писать на листе формата А4, разборчиво (лучше распечатать),

Без титульного листа

объем - 2 страницы(на одном листе).

Задание 2. Письменная работа по теме «Пространственное поведение человека»

1. Описать способы персонализации среды студентами во время занятий.

2. Описать, как связаны между собой физическая и психологическая дистанции.

Требования к оформлению

Объем работы – 1 лист А4 (до двух страниц – печать с обеих сторон листа), шрифт Times New Roman 12, интервал 1,5.

Левое поле – не менее 3 см, верхнее и нижнее поля – 2 см.

При оценке учитываются:

· Соответствие содержания заявленной теме

· Самостоятельность изложения мысли, раскрытие своего собственного мнения

· Глубина освещения темы

· Литературный стиль (могут быть добавлены баллы)

· Соответствие требованиям к оформлению

Список литературы по экологической психологии

Основная литература

1. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Методологические проблемы становления и развития экологической психологии // Психологический журнал, т.17, №6, 1996. - С.4-19

2. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-н.-Д., 1996

3. Кряж И. В. Психология глобальных экологических изменений: монография. Х., 2012

4. Кряж И.В., Качикова О.С. К проблеме регуляции проэкологического поведения // Вісник Харківського національного університету імені В.Н. Каразіна. Серія: «Психологія». – 2010. – №902. – Вип.43. – С.137-140

5. Линч К. Образ города. М., 1982

6. Льовочкіна А. М. Основи екологічної психології. Київ, 2004. – 136 с.

7. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб.: "Питер", 2002. – Часть 1.

8. Панов В. И. Экологическая психология. Опыт построения методологии. М., 2004

9. Скребець В.О. Екологічна психологія. – Чернігів, 1997

10. Смолова Л.В. Введение в психологию взаимодействия с окружающей средой. СПб, 2008

11. Екологічна психологія / за ред. Швалба Ю.М. – К. «Стакер»: 2006. – 490 с. – (Хрестоматія)

12. Ясвин В. А. Психология отношения к природе. М., 2000

Дополнительная литература

1. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988

2. Гор А. Неудобная правда. Глобальное потепление: Как остановить планетарную катастрофу. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2007

3. Дерябо С. Д. Феномен субъектного восприятия природных объектов // Вопросы психологии. – 2002. – №1. – С. 45-59

4. Пиз А. Язык жестов. Минск, 1995

5. Плюснин Ю. М., Богатырева О. А., Биченкова О. Е. Пространственное поведение и социальный статус ребенка в группе // Вопросы психологии, 1993, № 2. – С. 106-116

6. Плюснин Ю. М. Пространственное поведение человека. Новосибирск, 1990

7. Средовые условия развития социальных общностей. Таллинн, 1989

8. Уайт Г. География, ресурсы и окружающая среда. М., 1990.

9. Шик А. Применение концепции обременительности в исследовании шума. С.-Пб., 1998

10. Яковенко С.І. Психологія людини за умов радіоекологічного лиха. К., 1996

11. Ясвин В.А. Особенности личностного отношения к природе в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии, 1995, № 4

Рекомендуемая дополнительная литература для подготовки к семинару по экологической этике:

1. Екологічна психологія. Хрестоматія / За ред. Швалба Ю.М. – К.: Сталкер, 2006. – С.9-16 (Г.Бейтсон), 53-73 (Хесле В.) – есть в эл.варианте на кафедре прикл.пс.

2. Борейко В.Е. Прорыв в экологическую этику. – Киев: Киевский эколого-культурный центр, 2001. – 204 с.

3. Борейко В. Современная идея дикой природы. – Киев: Киевский эколого-культурный центр, 2001. – 124 с.

4. Леопольд О. Календарь песчаного графства: пер. с англ.– М.: Мир, 1983. – 243 с.

5. Нэш Р. Дикая природа и американский разум. – Киев: Киевский эколого-культурный центр, 2001. – 204 с.

6. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – Ленинград: Наука, 1989. – 473 с.

7. Швейцер А. Письма из Ламбарене. – М.: Прогресс, 1992. – 576 с.

Теоретический материал для подготовки проекта

Факторы, детерминирующие экологически значимое поведение: внутренние и внешние.

Внутренние факторы проэкологического поведение. П. Стерн и его коллеги разработали теорию VBN – ценностей-убеждений-норм (value-belief-norm).

Требования и образец оформления проекта – на след. страницеОформление проектов - student2.ru Требования и образец оформления проекта – на след. страницеОформление проектов - student2.ru

Рисунок. Схематическое изображение теории ценностей-убеждений-норм (Stern at al.).

В качестве переменной, в наибольшей степени связанной с поведением, в теории VBN выступают личные моральные нормы, определяющие внутреннюю готовность к проэкологическим действиям. Это последний компонент в причинной цепи диспозиций, которая начинается с «центральных относительно устойчивых элементов личности и структуры убеждений» и идет «к более сфокусированным убеждениям об отношениях людей с окружающей средой (НЭП), их последствиях и индивидуальной ответственности за внесение корректив в свои действия» (по П.Стерну).

Как центральные личностные образования рассматриваются ценности, выраженные в форме экологического беспокойства: биосферного (экологические проблемы связываются с угрозами для других живых существ и экосистем в целом), альтруистического (беспокойство о других людях) и эгоистического (беспокойство о себе). Каждая переменная в описанной выше причинной цепочке непосредственно влияет на следующее звено, но может также оказывать влияние и на более удаленные переменные.

Как следует из модели VBN, личностные нормы активируются, прежде всего, убеждениями в том, что (1) экологические изменения несут угрозу значимым ценностям, (2) такая угроза связана с действиями самого субъекта, а значит – его действия или бездействие влияют на состояние того, что представляет для него действительную ценность.

Новая экологическая парадигма выступает в теории VBN в функции экологической теории обыденного сознания, связанной, с одной стороны, с базовыми ценностями личности, с другой – с убеждениями относительно актуальности и значимости экологических угроз.

В соответствии с теорией активации нормы, наибольший вклад в формирование личных проэкологических норм вносят ценности альтруистические и биосферные, относящиеся к полюсу самотрансцендентности. Ценности самовозвышения, а также ценности консерватизма (особенно самодисциплина и безопасность семьи), как показывают эмпирические исследования, отрицательно влияют на проэкологические нормы и действия.

Характеризуя модель VBN, П. Стерн подчеркивает, что, хотя внутренние детерминанты играют важную роль в формировании проэкологических намерений, возможность реализации последних зависит от внешних факторов.

Наши рекомендации