Результаты установочного блока
Результаты установочного блока анализируются в соответствии с выделенными параметрами установки, которую необходимо было создать. Информацию о том, какие
изменения произошли после родительского собрания, получили из дневниковых записей родителей, а также из тех задач («запроса»), которые каждый родитель формулирует по просьбе психолога после родительского собрания.
1. Ослабление психической напряженности. Анализ
дневниковых записей, выполненных родителями после
собрания, позволяет судить об изменениях в пережива
ниях, в эмоциональном состоянии как у родителей, так
и в семье в целом:
— После собрания неожиданное и долгожданное спокойствие (почти забытое состояние), жду начала занятий в детской и взрослой группе, но жду не так, как раньше, без нервности и без напряжения, жду с большим интересом и как-то с терпением...
— Придя домой после собрания, весь вечер чувствовал себя неожиданно легко, чему очень удивился, ведь столько было эмоций и разговоров... давно не чувствовал в себе такого терпения к жене и Ане (дочери)...
— Сразу же после собрания было ощущение какой-то легкости, приподнятости, шла домой — как на крыльях летела, так понравились все люди; очень удивили отношения между ними, вроде бы они давно друг с другом не виделись, а общаются между собой так, как самые близкие люди...
— Одно только собрание на удивление благотворно
подействовало на мои нервы, ушла напряженность, ощу
тил какой-то запас сил, спокойствия и бодрости...
2. Переформулировка запроса и более глубокое осозна
ние мотивов обращения
Запрос, сформулированный после родительского собрания |
Запрос, сформулированный . при обращении в консультацию
Хочу понимания и объяснения поступков своего ребенка, хочу лучше чувствовать его |
Научить ребенка правильно себя вести в детском саду и дома
3. Активизация родителей на самостоятельную психологическую работу. Из дневниковых записей: — Постоянно возвращаюсь мыслями к собранию. Только увидев этих радостных и счастливых людей, хотя, как они сами говорили, проблемы есть и у них, я поняла главное: чтобы победить, чтобы помочь себе и ребенку, не надо сдаваться, надо активно работать и не думать о себе как об одинокой и самой несчастной. Говорю каждый день самой себе: поскорей бы начались занятия, хочу работать... — Больше всего на меня произвели впечатления слова Тани и Валентина, я понял, что в группе надо будет помогать другим и что, хотя будет трудно, не надо отчаиваться и потом станет легче. Мы с женой как-то настроились на работу и когда приняли это решение, почувствовали себя ближе друг к другу. |
Мой сын очень трудный, я не могу с ним справиться, надо, чтобы муж уделял воспитанию больше внимания
Научите жену правильному поведению в семье, прежде всего в отношении с ребенком
Хочу помощи в воспитании дочери
У меня большие трудности в воспитании старшего сына, он стал очень труден, с ним приходится возиться больше, чем с другими, младшими, на каждом шагу проблемы
У нас в семье все плохо, трудно стало жить, ушла радость
Мне необходимо научиться управлять собой, быть выдержаннее, спокойнее реагировать на поведение сына, уметь вести себя во время ссор. Добиться взаимопонимания с мужем
Хотелось бы, чтобы в результате занятий в консультации у нас с женой выработалась единая линия по отношению к ребенку
Хотелось бы научиться лучше владеть своими эмоциями в общении с ребенком, «понимать ее»; надеюсь, что смогу приобрести то, чего у меня никогда не было: умения чувствовать и понимать собеседника
Хотела бы научиться оказывать влияние на детей без конфликтов, чтобы знаки внимания одним не вызывали ревности у других Хочу, наконец, найти способ понимать свою жену и научиться передать ей способ понимать меня
4. Построение контакта. В процессе психотерапии создается особый контакт между психологом и участниками работы. Контакт этот не стабилен, он меняется как по знаку эмоционального отношения к психологу, так и по степени глубины симпатии и доверия. Трансформации эмоционального отношения совершаются и в ходе установочного этапа. Доверительность, возникающая постепенно, отражается в увеличении степени откровенности в выражении чувств в дневниках.
— Первое впечатление от разговоров с тобой, Алла, у меня и дочери было не очень хорошее, она очень настороженно с тобой держалась, по-моему, побаивалась тебя и не хотела во второй раз ехать в консультацию. Мне ты показалась слишком красивой, благополучной и холодной. Но уже во второй раз, когда я увидела, с каким желанием моя дочь играет с тобой, когда я услышала ее непрерывное щебетание, ее смех, ты мне показалась совсем другой, ты стала для моей дочери как-то вдруг непререкаемым авторитетом, поэтому я поверила тебе. А после собрания я увидела тебя совсем другой: сразу было видно, что ты не только можешь нам помочь, но и очень хочешь этого, было видно, как на тебя смотрят те, с кем ты работала, и хотя ты все время возражала против всех теплых слов в твой адрес, скажу только одно: я тебе верю...
— После собрания я впервые сел за дневник. Раньше я удивлялся, чего они все так послушно все выполняют, сказали писать дневник, сказали, что его будут читать; какой же это дневник, когда пишешь и знаешь, что его прочтут и еще будут анализировать, но после собрания все эти сомнения сами собой отпали, я понял, что не стоит бояться самого себя, что только при полной откровенности можно будет чего-то добиться...
5. Повышение веры в возможность достижения позитивного результата. По этому параметру изменение установок родителей происходит в каждой семье по-разному, часто это выражается в принятии решения работать в консультации, так как при желании работать в кон-
сультации матерей отец ребенка нередко занимает нейтральную или открыто негативную позицию. После собрания очень часто эта установка меняется.
— Я не хотел идти в консультацию, не раз спорил с женой, что никакая психология нам не поможет. После собрания я понял, насколько я ошибался. Я увидел, какая здесь атмосфера доверия, желания понять и помочь, и если раньше я думал, что на собрание схожу, но в группе работать не буду, то сейчас я жду начала работы с радостью, я уверен, что польза от занятий будет...
— Я не верила в то, что с нашим сыном можно что-нибудь сделать, но когда послушала рассказы родителей, то поняла, что трудно, когда ты одна, а совместными усилиями можно многого добиться. Я буду работать, верю, что не все потеряно...
— Я пришла на собрание без желания, скорее из чувства долга, к тому же нам сказали, что, если не будет ходить муж, нас в группу не включат, а он меня предупредил, что ходить не может, и я знаю, что он действительно сейчас очень занят на работе. Но когда за эти несколько часов вы обратили его в свою веру, это был высший класс, ведь я знаю, как ему будет трудно, но он сказал после собрания, что обязательно будет ходить на все занятия и что он поверил, что с нашим сыном и вообще с нами все будет хорошо, ну, а я теперь буду работать и помогать другим...