Основные направления прикладных социально-психологических исследований и практической социальной психологии. Основные сферы деятельности практического социального психолога.
Промышленное производство явилось одним из главных заказчиков на прикладные социально-психологические исследования. За социальной психологией промышленного предприятия остается собственный круг вопросов, прежде всего – проблемы формирования производственных коллективов.
Управление. Проблема управления имеет отношение к самым различным звеньям общественного организма, будь то крупная организация или система здравоохранения и т.п. Поэтому вместе с психологами в разработку проблемы вовлечены специалисты по экономике и социологии.
Развитие организации. Исследования в области организационного развития начались с повышения квалификации управленческого персонала.
Массовая коммуникация и реклама. Система средств массовой информации и пропаганды не может развиваться, не опираясь на научные исследования, в том числе и на исследования социальных психологов, поэтому проблематика социально-психологических исследований в этой сфере разрабатывается достаточно активно.
Школа. Весь комплекс проблем эсоциальной психологии представлен в сфере образования: и общение, и функционирование коллектива, и межгрупповые отношения, и вопросы социализации.
Борьба с противоправным поведением. Область профилактики противоправного поведения, в частности профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями, – это проблемы, в которых может сказать свое слово и социальная психология.
Наука. Возрастает значение коллективных форм деятельности, и это в значительной мере ломает устойчивый стереотип научного творчества как творчества отдельных выдающихся личностей, поскольку производство знаний является результатом работы множества людей на исследовательских "комбинатах".
Служба семьи.Социальная психология традиционно уделяла большое внимание семье, рассматривая ее как пример естественной малой социальной группы. Все особенности такой группы приобретают в семье определенную специфику, но тем не менее знание закономерностей функционирования и развития малых групп может обусловить известный вклад в развитие оптимальных форм взаимоотношений и в этой микроячейке общества.
Политика. Прикладные исследования и практическая работа социального психолога в сфере политики – относительно новая сфера деятельности в нашей стране, хотя вообще такой опыт в мировой социальной психологии давно накоплен.
8. Социальное познание личности: организация социального познания. Современные психологические модели рассмотрения личности как субъекта социально-познавательной активности.
Отличительной особенностью когнитивного подхода к проблематике социальной психологии является использование информационно-процессуальной модели в интерпретации изучаемых феноменов.
В основном для когнитивного подхода традиционно рассматриваются следующие пять моделей рассмотрения человека, а именно как: рационалиста; наивного ученого; обрабатывающего данные лаборанта; когнитивного скупца; мотивированного тактика или социального агента.
Модель рациональной, или последовательной, личности основывается на идее о том, что человек стремится к конструированию последовательной, связанной и непротиворечивой системы представлений о себе самом и окружающем его мире. Любое нарушение баланса между ними приводит к росту напряженности, побуждающей человека к поискам путей его восстановления.
Смысл модели человека как наивного ученого сводится к тому, что люди способны создавать связанные и социально разделяемые представления о ком-либо, начиная с самых разнообразных единиц информации. Из этих разрозненных «битов» информации формируются последовательные системы людских представлений о себе и окружающем их мире на основе рациональных рассуждений, научной обработки знаний не на фундаменте собственных минитеорий, а на детальной их верификации.
Модель человека, как обрабатывающего данные лаборанта. Здесь процесс выведения знаний представляет в виде алгебраического линейного интеграла рейтингов, придаваемых различным аспектам изучаемого объекта. Процесс переработки информации и окончательных решений в качестве обязательного условия предполагает при этом объективную проверку фактов. Искусственность данной модели в описании поведения реальных людей очевидна: человек не всегда рационален, не лишен предубеждений, делает немало ошибок. Но в компьютерном варианте эта модель предстает достаточно привлекательно, демонстрируя, как далеко может увести научная абстракция от реальной феноменологии.
Модель человека как когнитивного скупца. Данная модель утверждает, что в познании человек действует путем быстрого и экономичного анализа и сравнений, используя наличные эвристики, «домашние заготовки» и т.д.. Но для этого же поведения заметим, характерно и весьма долгосрочное обдумывание различного рода ситуаций, подчас даже самых тривиальных.
Модель человека как мотивированного тактика, или социального агента, в соответствии с которой он рассматривается как полностью вовлеченный мыслитель, обладающий множественными стратегиями и возможностью выбора в соответствии с мотивами, целями и потребностями.
Представленные модели человека отражают эволюцию исследовательских метафор, сформировавшихся в когнитивной традиции и косвенно определяющих понятийный аппарат исследователей.
9. Самость и Я-концепция личности: структура и описание Я-концепции, Социальная динамика Я-концепции, устойчивость Я-концепции.
У каждой личности существует принцип организации восприятия и мышления, черт характера, способностей, воли, эмоций, установок, ценностей и т. д. в единое целое. Этот центр образует ядро человеческой личности и в различных психологических теориях называется ``самость'', ``Я-концепция'', ``самосознание'' и т. д.
``Я-концепция'' -- это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он относится к самому себе и строит свое взаимодействие с другими людьми.
``Я-концепция'' включает в себя три компонента: когнитивный, эмоционально оценочный и поведенческий.
1) когнитивный компонент - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости, своего характера и т. д.; В психологии в качестве когнитивной составляющей выделяют две формы ``Я-концепции'' -- реальную и идеальную.
`Я-реальное'' это представление личности о себе, о том, ``какой я есть''.
``Я -- идеальное'' В ``Я-идеальном'' отражаются признаки, которые человек хотел бы иметь, которые ценит и к которым стремится.
2) эмоционально-оценочный компонент - переживание человеком своих представлений о себе, самооценка, самоуважение или самоуничтожение, себялюбие или любовь к другим и т.д. К нему относят самооценку, уровень притязаний, самоотношение.
Самооценка личности -- это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
От самооценки личности зависят ее отношения с окружающими людьми, ее креативность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности личности, ее дальнейшее развитие.
Сложившаяся у индивида самооценка может быть как адекватной (человек правильно оценивает себя), так и неадекватной (завышенной или заниженной), что влияет на уровень притязаний личности.
Уровень притязаний личности - степень трудности целей, к которым человек стремится и достижение которых ему представляется привлекательным и возможным.
На уровень притязаний личности оказывают влияние как динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности, так и динамика удач и неудач на всем жизненном пути. Уровень притязаний может быть адекватным: человек выбирает цели, которые соответствуют его способностям, умениям и возможностям, либо неадекватным - завышенным или заниженным.
Определяющим компонентом ``Я--концепции'' является самоуважение.
Самоуважение -- обобщенное отношение личности к самой себе, характеризующееся отношением действительных её достижений к уровню её притязаний.
У. Джемс предложил следующую формулу самоуважения: самоуважение = успех / притязания. Существует высокий, адекватный и низкий уровни самоуважения.
3) поведенческий компонент - действия, которые предпринимает человек, исходя из системы представлений о себе, социальные установки в отношении себя и окружающих.
Возможность развивать систему представлений о себе (``Я-концепцию'') у человека возникает на основе способности к рефлексии, то есть благодаря самонаблюдению, самоанализу.
Несмотря на устойчивость, Я-образ — не статическое, а динамическое образование. На формирование Я-образа влияет целый комплекс факторов, из которых особенно важны контакты со «значимыми другими», в сущности определяющие представления о самом себе. Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того основываются они на объективном знании или субъективном мнении. Предметом восприятия человека могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. Я-идентичность — я-образ в сравнении себя с другими и определении своего места в социальной структуре.
Обнаружено, что динамика изменения Я-концепции личности начинается с изменения отношения к себе и внешнему миру, которое служит толчком для сдвига всех взаимозависимых компонентов многоуровневой системы. С нарастанием противоречий в структуре образа Я нарушается устойчивость, исчезает внутренняя согласованность элементов модели Я-концепции, происходит «утрата себя», возникает психическая напряженность. Процесс изменения, который идет либо по пути упрощения, либо по пути усложнения содержания Я-концепции, завершается преобразованием всей её структуры.
10. Самость и Я-концепция личности: механизмы социально-психологической защиты. Мотивы, побуждающие человека действовать в интересах Я-концепции.
Одной из центральных проблем рассмотрения специфики функционирования Я-концепции личности является проблема ее устойчивости. Констатация того, что человек находится в постоянном потоке информации, меняющей как его представления о мире, так и о самом себе, сталкивается с фактами избирательного отношения к этой информации во имя сохранения некоторой устойчивости этих представлений. Процесс избирательного, субъективного интерпретирования, получивший название социально-психологической самозащиты, и рассматривается современными авторами как один из наиболее мощных ресурсов поддержания устойчивости самости в целом и Я-концепции, в частности.
Психодинамический подход предлагает в качестве возможного решения ряд механизмов психологической самозащиты личности, как способ поддержания системы представлений человека в относительно устойчивом и стабильном состоянии.
Представления о психологической защите первоначально формировались в рамках психоанализа и обычно ассоциируются с именем Зигмунда Фрейда, хотя он не был оригинальным автором этого понятия. В соответствии с разработанной Фрейдом моделью структуры личности психологическая защита рассматривается как бессознательные, приобретенные в процессе личности способы «Я» достижения компромисса между противодействующими силами «Оно» и «Сверх – Я», а также внешней действительностью. Механизмы психологической защиты направлены на уменьшение тревоги, вызванной интрапсихическим конфликтом, и представляют собой специфические бессознательные процессы, с помощью которых «Я» пытается сохранить интегративность и адаптивность личности.
В дальнейшем последователи психоанализа чрезвычайно расширили перечень защитных механизмов; параллельно этому делаются попытки их расклассифицировать. В работе шведского психоаналитика Х. Себэка, посвященной анализу современных представлений о защитном процессе, приводится список из 27 защитных механизмов. Среди этих защит имеется несколько таких, существование которых признается практически всеми авторами (вытеснение, регрессия, реактивное образование, изоляция, проекция, интроекция, отрицание, интеллектуализация, рационализация, сублимация), а есть и такие, которые упоминают лишь немногие.
Мотивы или импульсы, побуждающие человека действовать в интересах Я-концепции многообразны. Люди предпочитают высокую самооценку низкой, ясное представление о себе - размытому, стабильную Я-концепцию - изменчивой, ощущение высокой самоэффективности низкому и т.п. Многими авторами в качестве ведущих мотивов Я-концепции называют мотивы самоуважения и самосоответствия.
Отношение человека к себе никогда не бывает безразлично-нейтральным, незаинтересованным. Люди обладают ярко выраженной потребностью в самоутверждении, потребности в позитивном представлении себя и своих позитивных особенностях, свойствах и качествах. Снижение самоуважения в каком-либо аспекте может быть компенсировано повышением самооценки в другом. Последнее обстоятельство иллюстрирует распространенную тенденцию людей к поиску сильных сторон и всяческому подчеркиванию их как перед самими собой, так и перед другими.
Существует множество возможностей позитивизации образа собственного Я и связанного с ним самоотношения. Одной из наиболее часто используемых является способность избирательной переработки как поступающей извне, так и зафиксированной в структурах памяти информации. Другая возможность представлена в избирательном атрибутировании (причинном обосновании) позитивного характера совершаемых действий, в том числе и очевидно социально не одобряемых.. Смысл подхода сводится к тому, что обладая большим числом возможных самостей или Я-концепций, люди мотивированы на использование желаемых и игнорирование не желаемых.
Эта же тенденция к поддержанию и развитию позитивного самоотношения характерна и для сферы межличностных взаимоотношений.
Столь же важно и чувство постоянства собственного Я, позволяющее поддерживать и сохранять устойчивость сложившейся "схемы самости", даже при условии ее иллюзорности и неадекватности. Именно стабильность и представляет своеобразную основу для прогнозирования своего поведения, ориентирования в будущем развитии событий.
11. Самость и Я-концепция личности: локус контроля. Социально-психологическая компетентность личности.
Локус контроля — склонность приписывать свои успехи или неудачи внутренним либо внешним факторам.
Введено социальным психологом Джулианом Роттером в 1954 году.
Склонность приписывать результаты деятельности внешним факторам - внешний локус контроля. Человек с такой склонностью - Экстернальный тип.
Склонность приписывать результаты деятельности внутренним факторам - внутренний локус контроля, человек с такой привычкой - Интернальный тип.
Внутренними факторами здесь являются: свои усилия, собственные положительные и отрицательные качества, наличие или отсутствие необходимый знаний, умений и навыков, и т. п. .
«Локус контроля» называют также "локализацией контроля волевого усилия"
Социально-психологическая компетентность (от лат. competens —соответствующий, способный) — способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В состав социально-психологической компетентности входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия. Особую роль здесь играет умение поставить себя на место другого ( Рефлексия, Эмпатия). Социально-психологическая компетентность формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в совместную деятельность.
12. Социальное взаимодействие: сущность, составляющие и особенности организации, виды. Понятие о межличностных и социальных отношениях.
Социальное действие - это любое проявление социальной активности, ориентированное на других людей. Социальное взаимодействие — это процесс обмена социальными действиями между двумя социальными субъектами и более, процесс непосредственного или опосредованного воздействия этих субъектов друг на друга.
Социальное взаимодействие является основной жизненной потребностью человека, поскольку человек, лишь взаимодействуя с другими людьми, может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей и интересов, реализовать свои ценностные и поведенческие интенции. Важнейшим компонентом социального взаимодействия является предсказуемость взаимных ожиданий или, иначе говоря, взаимопонимание между актантами . Если они «говорят на разных языках» и преследуют взаимоисключающие цели и интересы, то результаты такого взаимодействия вряд ли будут положительными.
Взаимодействие- это процесс воздействия людей и групп друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого. Любое взаимодействие предполагает по меньшей мере двух участников — интерактантов.
Любое социальное взаимодействие обладает четырьмя признаками:
· оно предметно,т. е. всегда имеет цель или причину, которые являются внешними по отношению к взаимодействующим группам или людям;
· оно внешне выражено,а потому доступно для наблюдения; этот признак обусловлен тем, что взаимодействие всегда предполагает обмен символами, знаками, которыерасшифровываются противоположной стороной;
· оно ситуативно,т. е. обычно привязано к какой-то конкретной ситуации, к условиям протекания (например, встреча друзей или сдача экзамена);
· оно выражает субъективные намерения участников.
Взаимодействие на микроуровне — это взаимодействие в повседневной жизни, например, в рамках семьи, небольшого рабочего коллектива, студенческой группы, группы друзей и т. д.
Взаимодействие на макроуровне разворачивается в рамках социальных структур, институтов и даже общества в целом.
В зависимости от того, каким образом осуществляется контакт между взаимодействующими людьми или группами, выделяют четыре основных вида социального взаимодействия:
· физическое;
· вербальное, или словесное;
· невербальное (мимика, жесты);
· мысленное, которое выражается только во внутренней речи.
Всем им присущи следующие свойства:осмысленность,мотивированность, ориентированность на другого человека.
Между людьми в обществе складывается сложная система разнообразных отношений, которые в первом приближении можно разделить на общественные (социальные) и межличностные (психологические). Разница между общественными и межличностными отношениями заключается в следующем.
1. Общественные отношения характеризуют общество в целом или же отношения между различными социальными группами людей, составляющими данное общество. Межличностные отношения — это отношения, складывающиеся между отдельными людьми (индивидами, личностями).
2. Общественные отношения носят объективный характер, в то время как межличностные отношения являются субъективными. Это означает, что общественные отношения мало связаны с эмоциями отдельных людей и существуют как бы относительно независимо от них, в то время как межличностные отношения всегда связаны с эмоциями, переживаемыми конкретными людьми.
3. Общественные отношения существуют относительно независимо от самих людей (люди "включаются" в эти отношения, существующие вне их), а межличностные отношения не существуют отдельно от реализующих их людей (они выражают внутренний мир человека, и их источник находится в самом человеке).
4. Общественные отношения описываются через понятие "социальная роль", а межличностные отношения характеризуются с помощью терминов "социальная установка" или "личное отношение".