Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету)
1. Принципы и предмет истории психологии.
2. Кризис в психологии как следствие нерешенности ее основных проблем
3. Досократики, их вклад в разработку представлений о душе, особенности подхода к проблеме души.
4. Личность и идеи Сократа, сделавшие его «повивальной бабкой мысли», предтечей философского и психологического дуализма.
5. Платон – родоначальник философского идеализма, суть и роль теории идей в истории психологии.
6. Платоновское понимание сущности души, мышления, памяти.
7. Учение Аристотеля о душе: душа – способ организации тела, уровни отношений души и тела.
8. Прозрения Аристотеля относительно того, как разум использует дедукцию или индукцию для получения знания.
9. Античная психологическая мысль после Аристотеля, ее психотерапевтический характер.
10. Преемственность идей психологии античной и раннехристианской.
11. Знаменитые «отцы церкви» - Тертуллиан, Плотин, Августин, источники и суть их психологический идей.
12. Фома Аквинский: возвращение в психологию многих утраченных ранними отцами церкви разумных и реалистических доводов Аристотеля, поиск примирения между разумом и верой.
13. Начало эмпирического изучения реальности внутреннего мира человека (Р. Бэкон, У. Оккам, Ф. Бэкон) и иное решение проблемы соотношения между разумом и верой.
14. Эпоха Возрождения: возрождение гуманизма, натурализм эпохи возрождения, подготовка почвы для создания научной психологии.
15. Разработка Декартом механизма соотношения души и тела, теория рефлекторной работы тела.
16. Интерактивный дуализм Декарта – представления о механизме взаимодействия души и тела. Учение об идеях.
17. Основные проблемы, локковское решение которых оказало значительное влияние на психологию: как возникает знание; простые и сложные идеи; теория ассоциаций; первичные и вторичные качества.
18. Ментализм Джоржа Беркли: быть – значит быть в восприятии. Особенности ассоцианизма Беркли.
19. Дэвид Юм: причины его скептической философии, эмпиризм и ассоционизм Юма, скептический взгляд на возможность напрямую испытать причинно-следственные связи.
20. Классический эмпиризм-ассоцианизм 18-19 в. (Гартли, Джеймс Милль, Джон Стюарт Милль. Вклад эмпиризма в развитие психологии.
21. Ранние исследования функций мозга и нервной системы (Флоранс, Брока, Гальвани), подготовка почвы для экспериментальной психологии.
22. Истоки экспериментальной психологии: (Гельмгольц, Вебер)
23. Фехнер) и основной психофизический закон, методы психофизики. Взгляд на психофизику как на неудачную попытку обнаружить основания сознания в физическом мире.
24. Естественнонаучно ориентированный подход физиологов как неудачная попытка обнаружить основания сознания в физиологическом.
25. Программа построения психологии как самостоятельной науки Вундта.
26. Культурно-историческая психология (психология народов) Вундта. Значение Вундта для психологии и место его системы в современной психологии.
27. Первый опыт рассмотрения собственно психологических проблем Германом Эббингаузом на примере памяти. Объективный вклад Эббингауза в психологию.
28. Модификация вундтовской психологии – структурализм Эдварда Титченера.
29. Программа построения психологии как самостоятельной науки Франца Брентано, альтернативная вундтовской.
30. Освальд Кюльпе и вюрцбургская психологическая школа. Открытие факта наличия несенсорной формы сознания.
31. Взгляд на классическую психологию «вундтовского призыва» как на неудачную попытку объяснить явления сознания, исходя из самого сознания.
32. Джемс и психология: новый взгляд на сознание и методы психологического исследования, ценность прагматизма для психологии. Парадоксальность психологии Джемса.
33. Взгляд на функционализм как на неудачную попытку найти объяснение явлений сознания в биологии.
34. Истоки психоанализа: представления о неосознаваемом до Фрейда и их статус в психологии.
35. Факты биографии Фрейда и развитие психоанализа. Психоанализ как метод лечения. Исследовательский метод Фрейда.
36. Психоанализ как теория личности: учение об инстинктах жизни и смерти, сознательные и бессознательные аспекты личности, тревога и защитные механизмы, психосексуальные стадии развития личности.
37. Взаимоотношения психоанализа и психологии. Критика психоанализа.
38. Неофрейдизм: последователи, «отступники», наследники психоанализа
39. Программа, предмет и методы Уотсона. Причины популярности и привлекательности бихевиоризма.
40. Берхауз Фредерик Скиннер. Особенности бихевиоризма Скиннера.
41. Необихевиоризм и нео-необихевиоризм или социальный бихевиоризм.
42. Гештальтпсихология. Законы гештальта. Принцип изоморфизма и объяснение на его основе результатов конкретных исследований восприятия и мышления.
43. Развитие идей гештальтизма Куртом Левиным. Теория поля и концепция мотивации Левина. Вклад Левина в социальную психологию.
44. Критика гештальтизма и его вклад в развитие психологии.
45. Культурно-историческая концепция Выготского: социокультурный контекст, интериоризация как механизм превращения внешнего знака во внутренний, превращение натуральных психических функций в высшие психические функции, соотношение высших и низших (натуральных) психических функций.
46. Деятельностный подход в психологии. Структура деятельности. Психика и сознание как функциональные органы деятельности.
47. Гуманистическая психология: самоактуализация, самореализация, личностный рост– новые ценности, предложенные гуманистическими психологами.
48. Когнитивизм – интерес к разуму, элементы когнитивизма, которые можно проследить в психологии с античных времен до середины 20 века.
49. Роль компьютерной метафоры в становлении когнитивной психологии. Постулаты когнитивизма, вытекающие из компьютерной метафоры.
50. Отличительные характеристики когнитивной психологии.