Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену)

Требования к зачету и критерии оценок

Зачет проводится в устной форме по билетам (перечень вопросов к зачету см. ниже). Преподаватель имеет право выставить отметку за зачет по результатам работы студента в течение семестра и выполнения им в качестве самостоятельной работы специальных заданий, докладов, сообщений.

Знания студентов на экзамене оцениваются по двухбалльной системе в соответствии со следующими требованиями:

- отметка “зачтено” ставится, когда студент уверенно знает предмет, рекомендованную литературу, грамотно излагает основные вопросы, отвечает на дополнительные вопросы, подтверждает излагаемые теоретические положения примерами;

- отметка “не зачтено” ставится, когда студент не усвоил содержание предмета, слабо знает обязательную литературу.

Вопросы к зачету по спецкурсу

“Введение в германскую филологию.

1. Возникновение сравнительно-исторического метода. Понятие языка-основы.

2. Методика сравнительно-исторического анализа.

3. Классификация германских языков и их исторические связи.

4. Классификация древнегерманских племен.

5. Первые сведения о германцах. Общественный строй, быт, верования.

6. Древнейшие памятники письменности на древнегерманских языках.

7. Первое передвижение согласных.

8. Закон Вернера. Словесное ударение в германских языках в сравнении с индоевропейским.

9. Особенности германского вокализма.

10. Аблаут в германских языках.

11. Палатальная перегласовка (умлаут) в древнегерманских языках.

12. Структура слова и именные основы в древнегерманских языках. Типы склонения имени существительного.

13. Система склонения имени прилагательного в древнегерманских языках.

14. Система сильных глаголов в древнегерманских языках.

15. Система слабых глаголов в древнегерманских языках.

16. Претерито-презентные и неправильные глаголы.

17. Готский язык и его значение для германистики.

18. Руническое письмо.

19. Исландский язык.

20. Фарерский язык.

21. Шведский язык.

22. Датский язык.

23. Норвежский язык.

24. Краткая история английского языка. Основные этапы.

25. История немецкого языка. Древний и средний периоды.

26. Второе передвижение согласных.

27. Древнесаксонский диалект и его дальнейшая судьба.

28. Нидерландский язык.

29. Африкаанс.

30. Фризский язык.

Состав индоевропейской семьи языков.

Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафед-

Рой до начала сессии). Не имеется.

Примерная тематика рефератов.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ, ДОКЛАДОВ, СООБЩЕНИЙ:

1. Длительность исторической традиции различных германских языков.

2. Функционально-типологический статус языков германской группы.

3. Исчезнувшие германские языки.

4. Социолингвистический аспект немецкого языка.

5. Диалекты и варианты немецкого языка.

6. Структурно-типологические характеристики идиш.

7. Контрастивно-типологические сопоставления норвежского, датского и шведского языков.

8. Историческое развитие исландского языка.

9. Исторические особенности развития фарерского языка.

10. Статус швейцарско-немецкого диалекта.

11. Люксембургский диалект, социолингвистический аспект.

12. Историческое развитие ландсмол и букмол норвежского языка.

13. Типологические признаки языков германской группы.

14. Рунические письмена.

15. Литературные памятники древних германцев.

Примерная тематика курсовых работ. —Не имеется

Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ. —Не имеется

Методика(и) исследования (если есть). –не имеется

Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для

Оценивания знаний студентов по данной дисциплине. Не им еется

РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения. Не имеется

РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала.

Теоретический (лекционный) материал предлагается представить схематично, в виде:

• наименование темы лекции;

• план лекции;

• основных понятий и положений;

• тезисов;

• схем;

• графиков;

• таблиц;

• набора компьютерных слайдов;

• электронных конспектов лекций (презентаций);

• проблемы для обсуждения и вопросы для самоконтроля;

• ссылки на литературные источники по теме, приведенные в рабочей
программе курса.

Лекция 1.Введение. История германской филологии.

(2 часа)

План:

1. Предмет и задачи курса.

2. Начало изучения германских языков. Сравнительно-исторический метод.

3. Методика сравнительно-исторического анализа на современном этапе.

Основные понятия:

Синхрония, диахрония.

Сравнительно-исторический метод.

Хронология.

Литература:

1. Берков В.П. Современные германские языки. Учеб. 2-е изд. М.: ООО «Изд-во АСТ», 2001.

2. Введение в германскую филологию. Арсеньева М.Т., Балашова С.П., Берков В.П., Соловьева Л.Н. М., 1980; 1998.

3. Жирмунский В.М. Введение в сравнительно-историческое изучение германских языков. М.-Л., 1964.

4. Хлебникова И.Б. Введение в германскую филологию и историю английского языка. М., 1996.

Лекция 2. Ранний период истории германцев.

Наши рекомендации