Еждународное частное право
еждународное право
специализации:
2013 г.
СОСТАВИТЕЛЬ:
О.Н. Толочко, зав. кафедрой международного права, канд. юрид. наук, доцент
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой международного права
(протокол № 1 от 29.08.2013)
Заведующий кафедрой
____________ О.Н.Толочко
(подпись)
ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Советом факультета международного права и юридической психологии
(протокол № ___ от ____________)
Председатель
Совета факультета
_______________Л.И.Новиков
(подпись)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебной (ознакомительной) практики студентов, обучающихся по специальности «Международное право», охватывает основные направления начальной юридической практики студентов 1 и 2 курса специальности «Международное право», указывает на ее цели и задачи, описывает необходимые требования к знаниям, умениям и навыкам, которые приобретаются студентами, определяет ее объем и содержание.
Учебная (ознакомительная) практика студентов специальности «Международное право» проводится в органах внешних сношений, в правоохранительных органах, судебных учреждениях, в органах местного управления и самоуправления, в юридических отделах (у юрисконсультов) субъектов хозяйствования, в которых создан юридический отдел (введена должность юрисконсульта), и является неотъемлемой частью учебного процесса.
Целью практики является ознакомление студентов с основными направлениями правовой работы, проводимой в указанных органах и организациях, получение, закрепление и расширение знаний в сфере международного права, приобретение первичных навыков практической работы.
Учебная (ознакомительная) практика направлена на решение следующих задач:
- формирование у студентов практических умений и навыков по изучаемым учебным дисциплинам;
- закрепление теоретических знаний;
- освоение первичных навыков по избранной специальности;
-- формирование основ профессиональной этики;
- знакомство с основами делопроизводства;
- развитие у студентов мотивации профессиональной деятельности.
Учебная (ознакомительная) практика является первой попыткой осмысления значимости будущей профессии и получением первого опыта профессиональной деятельности будущих юристов-международников. Поставленные перед практикантами задачи могут корректироваться в зависимости от места прохождения практики, а также дополняться (конкретизироваться) руководителями от практики в учреждении.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Учебная (ознакомительная) практика на 1 и 2 курсе проводится в соответствии с учебным планом и состоит из трех этапов.
На первом этапе проводится установочный инструктаж по организации и прохождению практики на местах, а также разъясняется информация о порядке прохождения учебной (ознакомительной) практики и аттестации студентов, определяются общие требования по оформлению дневника и отчета по практике.
Инструктаж проводится совместно руководителями практики от БИП и от кафедры в аудиториях института.
До начала прохождения практики студент обязан записаться в деканате на предложенные базы практики, исходя из возможностей принимающих сторон; ознакомиться с программой практики; получить и заполнить индивидуальное задание и дневник практики; получить у руководителя практики от института направление на практику.
На втором этапе, продолжительность которого определяется учебным планом, студент закрепляет имеющиеся теоретические знания, овладевает практическими умениями и навыками, выполняет следующие виды деятельности.
В органах внешних сношений:
– изучает структуру органов внешних сношений;
– изучает направления деятельности структурных подразделений органов внешних сношений;
– содействует сотрудникам органов внешних сношений в выполнении функций и задач, возложенных на соответствующие подразделения;
– присутствует при производстве официальных действий и составлении официальных документов;
– присутствует на приеме граждан, который ведет сотрудник органа внешних сношений.
В органах прокуратуры:
– изучает порядок осуществления органами прокуратуры надзора за исполнением законодательства физическими лицами и организациями;
– изучает документы, обеспечивающие сотрудничество органов прокуратуры с иностранными государственными органами, учреждениями и организациями;
– изучает порядок осуществления органами прокуратуры надзора за законностью и обоснованностью решений, приговоров, определений и постановлений судов по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях, а также соблюдением законодательства при их исполнении;
– составляет проекты процессуальных документов и актов прокурорского надзора;
– присутствует на приеме граждан.
В районном (городском) суде:
– изучает дела, назначенные к судебному разбирательству;
– изучает документы, обеспечивающие сотрудничество с иностранными судами и государственными органами, учреждениями и организациями; а также порядок оказания и получения правовой помощи и правовой информации;
– присутствует при подготовке материалов, необходимых для судебного разбирательства;
– присутствует при рассмотрении дел;
– по согласованию с судьей изучает особенности рассмотрения определенных категорий дел;
– изучает особенности приказного производства, порядок вынесения, содержание и исполнение определения о судебном приказе;
– составляет проект протокола судебного заседания, проекты судебных постановлений (решений, определений);
– знакомится с исполнительными производствами, находящимися в производстве суда;
– изучает порядок производства исполнительных действий судебным исполнителем;
– присутствует на приеме граждан, который ведет председатель суда (судья).
В органах внутренних дел:
– изучает структуру органов внутренних дел и их подразделений;
– изучает документы, обеспечивающие сотрудничество органа внутренних дел с иностранными государственными органами, учреждениями и организациями;
– содействует сотрудникам органов внутренних дел в производстве официальных действий;
– составляет проекты уголовно-процессуальных документов;
– присутствует на приеме граждан, который ведет сотрудник органов внутренних дел.
В юридическом отделе организации:
– изучает устав, лицензии (разрешения) и другие документы, на основании которых организация осуществляет свою деятельность;
– изучает нормативные правовые акты и другие документы, регламентирующие деятельность юридической службы организации;
– изучает задачи и функции юридической службы организации;
– изучает документы организации, обеспечивающие ее внешнеэкономическую деятельность и сотрудничество с иностранными государственными органами, учреждениями и организациями;
– изучает порядок подготовки и внедрения системы локальных нормативных актов организации, регламентирующих взаимоотношения и экономическую ответственность структурных подразделений, иные вопросы производственно-хозяйственной и социальной деятельности организации;
– изучает порядок проверки на соответствие законодательству представляемых на подпись руководителю организации проектов приказов и других документов нормативного характера;
– изучает порядок учета поступающих в организацию нормативных правовых актов и разрабатываемых им нормативных актов и документов;
– изучает организацию работы по подготовке, заключению и контролю за исполнением внешнеэкономических и иных хозяйственных договоров;
– знакомится с организацией претензионной и исковой работы, представлением интересов организации в судах и иных государственных органах.
В структурном подразделении государственного органа, органа местного управления и самоуправления:
– знакомится с основными направлениями деятельности структурного подразделения государственного органа;
– участвует в рассмотрении поступающих в государственный орган на согласование проектов правовых актов;
– участвует в проверке на соответствие действующему законодательству представляемых на подпись руководству государственного органа проектов правовых актов;
– присутствует во время приема граждан, который ведет руководитель либо сотрудники структурного подразделения государственного органа;
– под руководством руководителя практики оказывает работникам помощь в поиске необходимых нормативных правовых актов по направлениям деятельности государственного органа;
– изучает порядок защиты имущественных и иных интересов государственного органа при рассмотрении споров в судах.
Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе во время практики либо неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется на практику повторно либо отчисляется из института.
Учебная (ознакомительная) практика студентов, сдающих академическую разницу в учебных планах либо направленных повторно, проводится в сроки, установленные деканатом.
Третий этаппредполагает подготовку отчетной документации к защите отчета по практике и участие студентов в заключительной конференции по итогам практики. Представление отчетной документации производится не позднее трех дней после второго этапа учебной практики.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Подготовка отчетной документации к аттестации – завершающий этап практики. Представление отчетной документации производится на кафедру международного права в течение первых пяти дней экзаменационной сессии, следующей за практикой.
Оформление отчета по практике
Отчет о прохождении практики оформляется в соответствии с общими требованиями, защищается на отчетной конференции по итогам прохождения практики (в срок не более семи дней после окончания практики).
Структура отчета.Отчет оформляется на стандартных листах формата А4 в машинописном варианте. На титульном листе указывается автор отчета, имена руководителя принимающей организации и руководителя практики (см. Приложение 1). Объем отчета, как правило, 2–3 страницы. Отчет подписывается студентом, ставится дата составления.
Содержание деятельности студента подтверждается материалами, которые размещаются в Приложении. В приложении должны быть представлены процессуальные и иные документы, имеющие отношение к работе, выполняемой студентом во время прохождения практики.
К отчету прилагаются:
- дневник прохождения практики, заполненный, подписанный и заверенный надлежащим образом;
- характеристика, заверенная гербовой печатью (в дневнике либо на отдельном листе);
- копии процессуальных и иных документов, составленных практикантом.
Общее руководство учебной (ознакомительной) практикой студентов осуществляет руководитель практики от БИП.
Ответственность за непосредственную организацию и учебно-методическое сопровождение практики несут заведующие кафедрами, которые осуществляют подбор руководителей практики из числа профессорско-преподавательского состава кафедры и руководитель практики от принимающей организации.
Руководитель практики от БИП:
- осуществляет сбор необходимой информации о календарных сроках проведения практики и о количестве студентов, направляемых на практику;
- решает вопрос об обеспечении кафедры международного права и студентов необходимой бланочной продукцией;
- непосредственно обеспечивает организацию практики, готовит соответствующие приказы и другие необходимые документы, направляет студентов для прохождения практики;
- информирует студентов о сроках и порядке проведения практики, базах практики;
- решает в пределах своей компетенции вопросы, возникающие в процессе подготовки и проведения практики;
- принимает меры по заключению договоров с принимающими на практику сторонами;
- готовит общий отчет об итогах проведения практики;
- представляет нагрузку по практике на кафедру международного права;
- оказывает необходимую помощь руководителям практики от кафедры и принимающих организаций;
- осуществляет методическое руководство практикой.
Руководитель практики от кафедры международного права:
- обеспечивает организационные мероприятия перед началом практики;
- разъясняет студентам их права и обязанности;
- информирует о целях и задачах практики;
- знакомит с Программой практики и требованиями по оформлению отчета и материалов практики, выдает индивидуальные задания;
- систематически посещает принимающие организации, контролирует выполнение правил внутреннего трудового распорядка;
- оказывает необходимую помощь руководителям практики от принимающих организаций;
- осуществляет методическое руководство практикой, контроль за полнотой выполнения студентами настоящей Программы, ведением дневника, оформлением отчета о практике;
- рекомендует студентам необходимые нормативные акты и литературу, консультирует по вопросам, возникающим при прохождении практики;
- проверяет отчеты о практике, дает отзыв о работе, представляет на кафедру отчет о руководстве практикой;
- принимает дифференцированный зачет и выставляет оценку по практике.
Руководитель принимающей организации:
- подбирает опытных специалистов в качестве непосредственных руководителей практики;
- совместно с руководителями практики от кафедры и института организует и контролирует прохождение практики в соответствии с настоящей Программой и предусмотренными графиками;
- предоставляет места практики, создает студентам необходимые условия, обеспечивающие наибольшую эффективность прохождения практики;
- периодически проводит со студентами собеседования, обсуждает итоги практики за истекший период, анализирует имеющиеся недостатки и упущения определяет дальнейший план прохождения практики;
- приглашает студентов на служебные совещания и другие мероприятия;
- принимает меры воздействия к студентам, нарушающим правила внутреннего трудового распорядка, сообщает в институт обо всех случаях нарушения студентами правил внутреннего трудового распорядка.
Руководитель практики от принимающей организации:
- организует прохождение практики закрепленных за ним студентов в тесном контакте с руководителем от факультета;
- утверждает рабочий план практики, составленный студентом на основе Программы практики с учетом особенностей принимающей организации;
- осуществляет постоянный контроль за деятельностью студентов, помогает правильно составлять процессуальные документы, знакомит
с наиболее эффективными методами работы и консультирует по вопросам практической деятельности;
- помогает подбирать материалы для подготовки научных работ;
- обеспечивает и контролирует соблюдение студентами правил внутреннего трудового распорядка, установленного в принимающей организации, ведет контроль посещаемости, проводит инструктаж по технике безопасности и ознакомление с правилами внутреннего трудового распорядка;
- контролирует ведение дневника, правильность его заполнения, подготовку отчетов по практике;
- готовит характеристику на каждого студента, в которой отражает умение самостоятельно разрешать отдельные вопросы и правильно применять теоретические знания и действующие законодательство.
Студент в период прохождения практики обязан:
- изучить Программу практики, получить индивидуальное задание и
рекомендации руководителя практикой от кафедры о методике прохождения практики;
- ознакомить руководителя принимающей организации и непосредственного руководителя практики от принимающей организации с Программой практики;
- составить рабочий план прохождения практики и представить его на утверждение руководителю принимающей организации либо непосредственно руководителю практики от принимающей организации;
- выполнять требования Программы практики и индивидуальное задание, полученное при направлении на практику;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и техники безопасности, установленные в принимающей организации;
- ежедневно заполнять дневник с изложением проделанной работы и предоставлять его непосредственно руководителю практикой от принимающей организации на подпись;
- представить руководителю практики от кафедры отчет о выполнении всех заданий с приложением составленных документов, сдать дифференцированный зачет; принять участие в студенческой конференции по результатам практик.
Общее руководство учебной (ознакомительной) практикой студентов осуществляет руководитель практики от БИП.
Ответственность за непосредственную организацию и учебно-методическое сопровождение практики несут заведующие кафедрами, которые осуществляют подбор руководителей практики из числа профессорско-преподавательского состава кафедры и руководитель практики от принимающей организации.
Примерный перечень индивидуальных заданий
Практика в органах внешних сношений:
- изучить структуру органов внешних сношений;
- изучить направления деятельности структурных подразделений органов внешних сношений;
- содействовать сотрудникам органов внешних сношений в выполнении функций и задач, возложенных на соответствующие подразделения;
- присутствовать при производстве официальных действий и составлении официальных документов;
- присутствовать на приеме граждан, который ведет сотрудник органа внешних сношений.
Практика в местных исполнительных комитетах (местных администрациях):
- изучить структуру соответствующего местного исполнительного комитета (местной администрации), местного Совета депутатов;
- ознакомиться с работой постоянных комиссий местного Совета депутатов;
- ознакомиться с работой управлений и отделов местного исполнительного комитета (местной администрации);
- присутствовать при приеме посетителей руководителями местного исполнительного комитета (местной администрации);
- ознакомиться с порядком прохождения и рассмотрения обращений граждан;
- ознакомиться с организацией работы административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, с деятельностью отдела внутренних дел, налоговой и иных инспекций.
Практика в суде:
- ознакомиться с работой канцелярии суда, ведением делопроизводства, распределением обязанностей между работниками канцеляриями;
- ознакомиться с порядком регистрации и учета уголовных и гражданских дел и других материалов;
- ознакомиться с функциональными обязанностями секретаря судебного заседания и правилами ведения протокола судебного заседания;
- изучает порядок подготовки дела к слушанию в судебном заседании;
- присутствовать при рассмотрении дел в судебном заседании;
- ознакомиться с порядком обращений к исполнению приговоров, вступивших в законную силу и работой судебного исполнителя.
Практика в прокуратуре:
- ознакомиться с работой канцелярии прокуратуры, учетом и регистрацией переписки;
- ознакомиться с порядком ведения и оформления надзорных производств по жалобам, протестам, представлениям, ведением наблюдательного производства.
- ознакомиться с методикой выявления нарушений закона, причин и условий, способствовавших этим нарушениям;
- изучить методику анализа и обобщения состояния законности на подведомственной территории;
- присутствовать при приеме граждан прокурором, по его поручению готовить проекты отчетов по разрешенным жалобам граждан.
Практика в органах внутренних дел:
- ознакомиться со структурой, задачами и основными направлениями деятельности милиции;
- ознакомиться с общими условиями прохождения службы в милиции, правами и обязанностями работников милиции;
- ознакомиться с организацией работы отделений уголовного розыска, отдела борьбы с экономическими преступлениями, инспекции по делам несовершеннолетних, участковых инспекторов;
- изучить организацию работы дежурной службы, порядок приема и регистрации поступающих заявлений и сообщений о совершенных преступлениях, организацию выезда оперативных групп;
- ознакомиться с применением законодательства об административном задержании, приводе, доставлении, установлении административного надзора, применении административных взысканий органами милиции;
- ознакомиться с работой канцелярии и делопроизводством отдела внутренних дел; с правилами хранения документов, учетом и хранением вещественных доказательств и изъятых ценностей.
Практика в юридической консультации:
- изучить нормативные акты, регламентирующие деятельность коллегии адвокатов;
- ознакомиться с делопроизводством в юридической консультации;
- присутствовать при приеме граждан адвокатами юридической консультации;
- присутствовать при выступлении адвоката в суде.
Практика в нотариате:
- изучить действующее законодательство и другие нормативные акты, регулирующие деятельность нотариата;
- присутствовать при приеме граждан нотариусом, ознакомиться с порядком удостоверения договоров, доверенностей, завещаний, выдачей исполнительных надписей и др.;
- выполнять поручения нотариуса по вопросам нотариальной практики.
Практика в юридическом отделе предприятия:
- ознакомиться с ведением делопроизводства, перепиской по материалам дел;
- изучить работу юрисконсульта по обеспечению законности заключаемых субъектом хозяйствования договоров;
- изучить работу по укреплению трудовой дисциплины.
Практика в органах социальной защиты:
- изучить правила подготовки пенсионных дел;
- изучить организацию делопроизводства, обязанности сотрудников по делопроизводству, основные виды служебных документов и требования к ведению служебной переписки;
- изучить порядок и условия назначения пенсий по Закону Республики Беларусь о пенсионном обеспечении;
- ознакомиться с условиями обучения в учебных заведениях системы социального обеспечения;
- изучить порядок выплаты пенсий работающим и не работающим пенсионерам; порядок выплаты пособий; систему документооборота.
Приложение 1
Титульный лист отчета по практике
УТВЕРЖДАЮ
Должность руководителя организации
(заместитель руководителя)
Подпись Расшифровка
Дата, печать организации
ОТЧЕТ
о прохождении учебной (ознакомительной) практики
в________________________________________________
(полное наименование ОРГАНИЗАЦИИ, где проходила практика)
Студента (-ки)__ курса
Факультета международного права и юридической психологии
Специальность «Международное право»
Специализация _____________________
___________________ (фамилия, имя, отчество)
(подпись)
Руководитель от организации
(должность) __________________ (фамилия, имя, отчество) (подпись)
Минск 20__