Животный тип строя психики

В этом видеоролике мы рассмотрим животный строй типа психики, научимся выявлять в своей психике рефлексы и инстинкты, а так же проанализируем алгоритмику стадно-стайного поведения людей, чтобы научиться контролировать свои реакции в тех или иных ситуациях жизни.

О том, что такое типы строя психики и как они проявляются, вы можете узнать из нашего видеоролика «Виды мотивации людей. Компоненты психики», пройдя занятие №5 по самообразованию.

Начнём с определений, что такое рефлексы, какие бывают виды рефлексов, что такое инстинкты и какова их роль в жизни человека.

Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая нервной системой. Рефлексы бывают врождёнными, передающимися по наследству, их ещё называют безусловными рефлексами или инстинктами и условными, т.е. приобретёными в течении жизни и не передающимися по наследству.

Инстинкт – это цепь безусловных рефлексов, передающихся по наследству и позволяющих приспособиться к окружающей среде.

Подробное описание рефлексов и инстинктов смотрите в прилагающейся текстовой версии данного занятия (см. приложение №1).

Чтобы данный ролик не стал очередным видосом, который можно посмотреть и забыть, предлагаем вам самостоятельно засхематизировать приводимые далее тексты, чтобы составить у себя целостные образы тех явлений, о которых пойдёт речь и соотнести в дальнейшем эти образы с явлениями жизни, найти себя в этой алгоритмике.

Итак, текст №1из книги «От человекообразия к человечности»:

В современном обществе численно преобладают “люди” без самообладания, чьё поведение обусловлено инстинктами и бездумно воспро­из­водимыми привычками и разного рода генетически и культурно обусловленными пристрастиями. Соответственно, если разум отвергает интуицию или служит — как невольник — инстинктам, то это — не человеческий, а животный строй психики. Термин животный строй психики следует понимать именно в этом смысле: верховенство врожденных животных инстинктов и безусловных рефлексов в совокупности с воспринятыми из культуры общества и бездумно отрабатываемыми в жизненных обстоятельствах привычками поведения (своего рода аналог дрессировки) надо всеми прочими компонентами психики того, кому дано Свыше быть Человеком Разумным. При этом следует иметь в виду, что и при животном строе психики интеллект может быть высокоразвитым, а его носитель может быть выдающимся профессионалом в той или иной области деятельности цивилизации (включая и магию), по существу, не будучи человеком. Иными словами, хотя человеческое достоинство и невозможно без профессионализма в том или ином виде общественно полезной деятельности, но не в профессионализме оно выражается. Достаточно часто высокий профессионал — не человек, а придаток к своему рабочему месту, а поучающий других о правах человека и гуманизме ничего иного делать не умеет и не хочет, по какой причине также не является человеком. Все эти инстинкты, рефлексы, привычки и пристрастия в поведении людей срабатывают бессознательно автоматически при соприкосновении человека с соответствующими внешними раздражителями-обстоятельствами, ситуациями.

Текст №2 из книги «Диалектика и атеизм: две сути несовместны»:

В животном мире все поведенческие программы, подчинённые инстинкту самосохранения, разделяются на два класса, которые можно именовать по наиболее ярко проявляющемуся в каждом из них действию: · либо «УБЕЖАТЬ» (в том числе и спрятаться, замаскироваться на фоне окружающей обстановки, чтобы стать «невидимым» для опасности, а также и не входить в зону действия опасности, упреждающе учуяв её); · либо «НАПАСТЬ САМОМУ». В личностном развитии девочек инстинктивно преобладает первое: упреждающе чувствовать опасность и не входить в её зону, даже не осознавая характера опасности. Эту реакцию на опасность, в случае её инстинктивной обусловленности, можно отнести к типу «убежать». В личностном развитии мальчиков инстинктивно преобладает вто­рое: входить в зону опасности и, действуя в ней, преодолевать и подавлять опасность или достигать каких-то целей, непосредственно с опасностью не связанных. Эту реакцию на опасность, в случае её инстинктивной обусловленности, можно отнести к типу «напасть самому». Жизнь человека такова, что во многих обстоятельствах он не в праве ни «убежать», ни «напасть сам», но в условиях реальной или мнимой опасности он обязан по Жизни исполнить возлагаемую на него Богом в Промысле миссию, доверяя свою жизнь и смерть непосредственно Богу и сохраняя на протяжении всей своей жизненной миссии личностное своеобразие; а в каких-то других обстоятельствах он обязан не входить в зону действия опасности, исполняя некую миссию в Промысле. И соответственно исполнение миссии в русле Промысла требует не только владения знаниями и навыками, но и неподвластности инстинктам, в том числе и инстинкту самосохранения, потому, что под его властью нет места вере человека Богу, поскольку инстинктивно обусловленная алгоритмика самосохранения подавляет сознание человека, обрывая обоюдосторонне направленный диалог человека и Бога. Иными словами, инстинкт разрывает религию в клочья, а животная по её существу “вера” инстинкту самосохранения подменяет собой человечную веру Богу. Поэтому носители животного типа строя психики хотя и могут быть ритуально безупречны с точки зрения окружающих, но всё же бόльшую часть своей жизни живут вне религии в безверии Богу, а инстинкт самосохранения может прятаться под покровом культурных оболочек, самая мощная из которых — защищённость индивида от многих природных угроз его жизни исторически сложившейся цивилизацией, которая не осознаётся в качестве реальной опасности бытию всех и каждого подавляющим большинством ныне живущего населения Земли. В человечной вере Богу нет места и стадно-стайному поведению, потому что у Бога с каждым человеком — свой разговор, в котором за человеком не признаётся право на занятие позиции: «А что я? Я — как все…», — ибо своеобразие каждой личности, предопределённое Богом, лежит в основе соборности людей. Это и отличает соборность и от стадности, и от стайности; а занятие пози­ции: «А что я? Я — как все…», — представляет собой одну из форм выражения несостоятельности в качестве человека, отрёкающегося от личностного своеобразия самого себя, и представляет собой разновидность неверия Богу и отказа от живой религии. Для человека естественно обеспечение безопасности как личностной, так и коллективной вплоть до общественной в целом на основе подчинения его воле, осознанной и целеустремлённой, обеих способностей: как упреждающе чув­ствовать опасность, и не входить без промыслительной надобности в зону опасности; так и действовать в зоне опасности, осуществляя поставленные цели, устраняя или преодолевая опасность на основе осознанно целесообразных волевых действий, лежащих в русле Промысла. Входить зону опасности? либо не входить в неё? а если войти, то что в ней делать? — определяется самим человеком по совести в нормальном единстве эмоционально-смыслового строя его психической деятельности тем, как человек чувствует и понимает свою миссию в осуществлении Промысла Божиего. И человек должен различать в себе как животные инстинктивно обусловленные страхи и повадки, рядящиеся в различные культурные оболочки, так и целесообразность действий, лежащую в русле Божиего Промысла. В этом и состоит храбрость человеческая.

У человека существуют следующие виды инстинктов: инстинкт самосохранения, инстинкт размножения, инстинкт стадно-стайного поведения, инстинкт территории, инстинкт доминирования (или иерархии), инстинкт материнства (у женского пола), инстинкт охотника/добытчика (у мужского пола).

Продемонстрируем несколько примеров проявления разных инстинктов:

- Инстинкт стадно-стайного поведения: футбольные фанаты, церковные ритаулы и обряды, толпа на концертах и различных шоу с громкой музыкой и ослепляющими спец-эффектами, майданы и митинги, места общественного питания, фастфуд (обратите внимание на очереди в макдональдсы, которые открыли в 90-х годах).

- Инстинкт самосохранения: обеспечение едой, водой, одеждой, потребность в отдыхе, сне и безопасности. Изначальные демографически обусловленные потребности в нашем обществе под влиянием культуры гипертрофируются до деградационно-паразитарных, когда человек живёт, чтобы есть, отдыхать, потреблять, а не наоборот. В таком обществе начинает преобладать культура гедонизма – жизнь ради получения всевозможных чувственных наслаждений и удовольствий и как следствие, повышается заболеваемость и смертность от разного рода болезней.

- Инстинкт территории: женщина «вьёт гнездо», для последующего размножения, для этого она стимулируем мужа больше зарабатывать для покупки всевозможной домашней утвари. Ещё один пример – это пометки территории через роспись школьных парт, стен в лифтах, туалетах, на улице в общественных местах своими именами и прочей ерундой.

- Инстинкт охотника/добытчика: современные охотники – это, как правило, предприниматели, менеджеры-карьеристы, обычные рабочие и прочие трудоголики всех профессий, а так же те, кто вынужден выживать в современном социуме, сдавая свой ум и тело в аренду за минимальную плату. Часто инстинкт добытчика толкает людей трудиться не покладая рук, гробя своё здоровье, либо пойти на такие сделки и решения, которые никогда бы не одобрила их совесть.

- Инстинкт доминирования/иерархии: желание показать остальным, что ты круче и имеешь больше права на привилегии, власть, материальное потребление, лучших самок и т.д. Как следствие этого инстинкта, мы верим в истину авторитета, а не в авторитет истины и имеем различные проявления топло-«элитаризма»: кумовство, клановость, кастовость, мафиозность, корпоративность, национализм и расизм как культурные оболочки для животного типа строя психики. Данный инстинкт необходим нашему биологическому виду для выживания в экстремальных условиях, но его проявления в обычной жизни создают социальную напряжённость и ведут к катастрофе.

- О проявлениях инстинкта размножения и материнском инстинкте мы поговорим в занятии №10 про матриархат.

Задание:

1. После того, как ознакомились с определениями, засхематизируйте предлагаемые нами тексты. Если вы не знаете, как это сделать, пройдите нулевое и первое занятие по схематизации.

2. Прочитайте приложение № 1 и приложение № 2 в текстовой версии занятия.

3. Создайте образ храбрости человечного типа строя психики и нечеловечных типов строя психики (по тексту № 2).

4. Создайте схему на реакцию на опасность (испуг) для мужчин и женщин (по тексту №2).

5. Выстройте иерархию в инстинктах и покажите, как они между собой связаны, составив схему.

6. Выявите примеры в ситуациях жизни, когда в вашей психике включаются инстинкты с условными рефлексами и отследите, как и чем они связаны (по одному - два примера на каждый инстинкт).

7. Найдите ситуации в культуре и в фильмах, которые соответствуют тем или иным инстинктам.

При просмотре используйте универсальный алгоритм для анализа фильмов:

животный тип строя психики - student2.ru

Предлагаемые фильмы для анализа:

- Инстинкт самосохранения: х.ф. «Чучело» 1983 г.[1] (трусость), «Выживший»

- Стадно-стайное поведение: документальные фильмы о фашизме (например, «Прививка от фашизма»[2]) х.ф. «Эксперимент 2: Волна»[3]

- Инстинкт размножения: х.ф. «Рассказы» (4 серия)[4]

- Инстинкт материнства: м.ф. «Смешарики: Основной инстинкт»[5], х.ф. «Гроза»

- Инстинкт доминирования, охотника: х.ф. «Духлесс»[6] (про корпоративную этику), «Особо опасен».

8. Напишите небольшое сочинение на тему «Проявления животного типа строя психики в нашей жизни». После этого можете приступать к прохождению занятия по матриархату.

Наши рекомендации