Тема» «Психологическая школа в социологии и ее направления»

1. Развитие экспериментальной психологии и ее влияние на социологическое знание об обществе. Теории «социальных инстинктов». (Троттер, Уоллас, Мак-Дугалл и др.).

2. Психологический эволюционизм и его представители. (Уорд, Гиддингс, Кидд).

3. Ранний интеракционизм и его представители (Джеймс, Кули).

4. Школа «психология народов» (Вундт, Лацарус, Штейнталь).

Рождение экспериментальной психологии, ее институционализация в качестве самостоятельной дисциплины, высоко подняли ее научный престиж и способствовали экспансии психологизма в другие отрасли знания. Родоначальник экспериментальной психологии Вильгельм Вундт (1832—1920) пытается показать, что вся наша философия - это современная психология.

Подобно другим идейным течениям этого периода, психологи­ческая социология отнюдь не была единым целым. Единственная черта, конституирующая ее как течение,- это стремление сводить социальное к психическому. В зависимости от характера выдвигаемых проблем и используемых категорий, можно выделить несколько более или менее самостоятельных ответвлений: психологический эволюционизм (Л.Уорд, Гиддингс, Кидд); инстинктивизм (Мак-Дугалл, Троттер, Уоллас); «психологию народов» (Лацарус, Х.Штейнталь, Вундт, Потебня), тесно связанную с этнографией; групповую психологию (Г.Лебон, Г.Тард, Дж.Болдуин) и, наконец, интеракционизм (Г.Зиммель, Кули, У.Томас),делающий первичной единицей социологиче­ского исследования межличностное взаимодействие.

Психологический эволюционизм. Психологическое объяснение социальных процессов не требо­вало немедленного разрыва с идеями биолого-эволюционной школы. Первоначально речь шла только о том, чтобы «дополнить» эволюционистскую схему изучением психологических механизмов развития и функционирования общества. Вслед за Спенсером Лестер Франк Уорд (1841—1913) и Франклин Генри Гиддингс (1855—1931) рас­сматривали развитие общества как часть космической эволю­ции, каждая последующая ступень которой аккумулирует достижения предыдущей.

Лестер Франк Уорд, был по специальности геологом и палеоботаником, проблемам социологии он обратился уже в зрелые годы. Его основные работы: «Динамическая социология» (1883; рус. пер. 1891), «Психические факторы цивилизации» (1893; рус. пер.—1897), «Очерки социологии» (1898; рус. пер.—1901), «Чистая социология» (1903), «Прикладная социология» (1906). Взгляды Уорда были не особенно оригинальны. Он считал, что применительно к чело­вечеству спенсеровский принцип космической эволюции должен быть дополнен ценностной идеей прогресса. Социальные инсти­туты — результат развития скорее психических сил. Отсюда следует, что основанием социологии должна быть не биология, а психология.

Социогения— высшая ступень эволюционной лестницы, синтез всех природных сил, сложив­шихся в ходе космо-, био- и антропогенеза. Качественное отличие этой новой, социальной реальности заключается в наличии чувства и цели, которых не было в действиях слепых природных сил.

Первичная социальная сила - желания, в частности голод и жажда, связанные с поддержанием жизни индивида, и половые потребности, обеспечивающие продолжение рода. На основе этих первичных желаний складываются более сложные интеллекту­альные, моральные и эстетические желания, с помощью которых Уорд пытался объяснить поступательное развитие общества, его «улучшение».

Эклектизм характеризует и воззрения Гиддингса, основателя (1894 г.) первой в США кафедры социологии в Колумбийском университете. Его основные книги: «Принципы социологии» (1896; рус. пер.—1898), учебник «Элементы социологии» (1898), «Индуктивная социология» (1901), «Исследования по теории человеческого общества» (1922), «Научное исследование чело­веческого общества» (1924).

Социология- это наука, которая стремится понять общество в целом и пытается объяснить его посредством космических законов и причин. Общество— не просто организм, а организация, которая возникает отчасти вследствие бес­сознательной эволюции, а отчасти как результат «сознательного плана». Общество - психи­ческое явление, обусловленное физическим процессом, а потому социология должна соединить в себе как субъективное, так и объективное объяснения.

«Первичный и элементарный» субъективный социальный факт - «сознание рода» или «социальный разум», означает духовное единство разумных существ, делающее возможным их сознательное взаимодействие друг с другом, при сохранении индивидуальности каждого. По сути дела, речь идет о групповом, коллективном сознании, продуктами которого являются общественное мнение, культур­ные традиции, коллективные настроения и социальные ценности

Социальная структура об­щества, три класса:

· «жизненные классы», или демографические, которые раз­личались по темпам смертности и рождаемости;

· «классы личностей», различающиеся по степени одаренности (гении, таланты, нормальные люди, уроды);

· «социальные классы: а) «социальный класс», состоящий из людей, активно защищающих и улучшающих существующий общественный строй; б) «несоциальный класс», состоящий из тех, кто тяготеет к индивидуализму и равнодушен к общественным делам; в) «псевдосоциальный класс», состоящий из бедняков, стремящихся жить за счет общества; г) «антисоциальный класс», состоящий из инстинктивных и привычных преступников, у которых почти исчезло сознание рода и которые ненавидят общество и все его учреждения.

Гиддингс классифицирует «общественные классы» не по объективным признакам, а по степени развития «сознания рода», т. е. чувства солидарности.

Инстинктивизм. Проблема «соци­альных инстинктов» возникла в XIX в. не случайно. Конструи­руя общество по образу и подобию индивида, психология XIX в. стремилась найти детерминанты, которые могли бы одновременно объ­яснять и индивидуальное, и групповое поведение.

«Инстинкт» - и биологические потребности организма, и наследственные программы поведения, и даже просто желания. Наряду с биологическими инстинктами индивида пишут и о групповых, «социальных» инстинктах.

Уильям Мак-Дугалл (1871 —1938), он - английский психолог, с 1921 г. работавший в США, автор популяр­ной книги «Введение в социальную психологию» (1908; рус. пер.: «Основные проблемы социальной психологии»—1916).

Инстинкт - врожденное или природное психофизическое предрасположение, которое заставляет индивида воспринимать определенные объекты и испытывать при этом эмоциональное возбуждение и действо­вать по отношению к этим объектам определенным образом.

Каждому первичному инстинкту соответствует определенная эмоция, которая, является простой и неразложимой. Так, инстинкту бегства соответствует эмоция страха, инстинкту любопытства эмоция удивления, инстинкту драчливости — эмоция гнева, родительскому инстинкту — эмоция нежности и т. д.

Распространяя свою психологическую теорию на общество, Мак-Дугалл под каждое общественное явление подводит опре­деленный инстинкт или группу инстинктов. Наибольшее социальное значение придавал стадному инстинкту, который удерживает людей вместе и лежит в основе большинства институтов общества. Непосредственное проявление стадного инстинкта — рост городов, коллективный характер человеческого досуга, массовые сборища.

Мак-Дугалл, имел многочисленных последо­вателей. Это английский хирург Уилфрид Троттер (1872—1939), который утверждал, что все социальные явления объясняются, в конечном счете, стадными инстинктами. Грэм Уоллас (1858—1932) распространяет психологический анализ на сферу политики. Австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856—1939) считает универсальной детерминантой человеческого поведения половое влечение - либидо.

Инстинктивизм оказал определенное влияние на науку о человеке тем, что привлек внимание к неосознаваемым компо­нентам психики, а также своей полемикой с бихевиоризмом. Однако его собственная теоретическая основа была более чем шаткой. Инстинктивизм подменяет социально-исторические закономерности индивидуально-психологическими и пытается придать последним биологическое обоснование. При этом не только содержание, но даже число «базовых инстинктов» варь­ирует от одного автора к другому.

«Школа психология народов»Все представленные ранее теории искали простейшую «клеточку» социального поведения в психике индивида и были в этом смысле субъективно-идеалистическими. Но в науке XIX в. существовала и объективно-идеалистическая трактовка общественного сознания, уходившая своими идейными корнями в гегелевскую теорию «объективного духа» и концепции «народ­ного духа» немецких романтиков.

Эти концепции опирались не столько на психологию, сколько на историю языка и литера­туры, особенно фольклора, которые убедительно показывали наличие в развитии культуры некоторых устойчивых, повторяющихся элементов и структур сверхиндивидуального характера, как особой духовной реальности.

Синтезировав данные языкознания и этнографии с психологи­ческой теорией Иоганна Фридриха Гербарта, немецкие ученые Мориц Лацарус (1824—1903) и Хейман Штейнталь (1823—1899) провозгласили в 1860 году создание новой дисциплины - «психо­логии народов». Согласно Штейнталю, все индивиды одного народа носят отпечаток особой природы народа на своем теле и душе, благодаря единству своего происхождения и среды обитания. Это вызы­вает известные склонности, тенденции, предрасположения, свойства духа, одинаковые у всех индивидов, вследствие чего все они обладают одним и тем же народным духом. Народный дух - психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенной нации, и одновременно их самосознание. Содержание народного духа раскрывается при изучении языка, мифов, морали и культуры.

Идея Штейнталя и Лацаруса была развита Вильгельмом Вундтом. По его мнению, реальное содержание зрелого созна­ния не охватывается физиологической психологией. Высшие психические процессы, в том числе, мышление должны изучаться особой наукой, поскольку являются результатами исторического развития общества. Вундт не использовал прямую аналогию «индивидуального» и «народного» сознания. Сознание индивида не сводится им к исходным элементам ощущения и чувства, а пред­ставляет собой их творческий синтез, точно также народное сознание есть творческий синтез индивидуальных сознаний, в результате которого возникает новая реальность, обнаруживающаяся в продуктах сверхличностной деятельности — языке, мифах и морали. Вундту не удалось реализовать своих программных установок.

Направление «Психология народов» было одной из первых попыток концептуализации исследования в области взаимодействия культуры и индивидуального сознания. В первую очередь значимой была сама установка на сближение психологических, этнографических, лингвистических, историко-филологических и антропологических исследований.

Интеракционистская ориентация не изменила взгляд на общество и принципы его исследования. Для нее процесс взаи­модействия (интеракция) индивидов является основной клеточкой анализа. Субъектом этого взаимодействия избирается социальный индивид, принадлежащий к определенным социальным группам и выпол­няющий определенные функции и социальные роли. Противопоставление инди­вида и общества уступает место идее их взаимопроникновения.

Уильям Джеймс (1842— 1910). Определяя содержание эмпирического Я личности как «общий итог того, что человек может назвать своим», Джеймс различает в нем три элемента:

  • «материальное Я», включающее тело, одежду, семью и собственность;
  • «социальное Я», признание, которое индивид получает со стороны окружающих;
  • «духовное Я», со­вокупность психических способностей и склонностей.

При всей методологической наивности этой концепции вклю­чение в структуру личности и в ее самосознание социальных мо­ментов было весьма плодотворно. Следующий шаг в этом на­правлении сделал один из родоначальников современной генети­ческой психологии Джеймс Марк Болдуин (1861—1934), автор книг«Духовное развитие ребенка и расы» (1895; рус. пер.: «Ду­ховное развитие детского индивида и человеческого рода» - 1911), «Социальная и этическая интерпретации духовного развития» (1897; рус. пер.: «Духовное развитие с социологической и этической точки зрения» - 1913).

Болдуин идет от личности к обществу. С точки зрения психологии, социальная организация совпадает с ор­ганизацией человеческой личности и ее самосознания.

Социологический аспект этой проблемы исследовал профессор Мичиганского университета Чарлз Хортон Кули (1864—1929). Первую свою книгу «Человеческая природа и социальный по­рядок» (1902) Кули посвятил изучению индивидуального, лич­ностного аспекта «живого социального процесса». Во второй книге — «Социальная организация» (1909) — общество рас­сматривалось им уже с точки зрения социального целого. Основное внима­ние в ней уделяется общественному сознанию, несводимому к сознанию отдельных индивидов.

Свой подход Кули называл «органическим», исходя из призна­ния изначального единства личности и общества. Органическая точка зрения подчеркивает одновременно единство целого и осо­бую ценность индивида и объясняет одно через другое. «Личность» и «общество» это не две разные сущности, а разные аспекты изучения живого процесса человеческого взаимодейст­вия, который можно рассматривать либо со стороны личности, динамики социального Я, либо со стороны общест­венных институтов и фиксированных типов общения.

Нельзя придавать инстинктам значения универсаль­ных мотивов социального поведения. Многообразные факты об­щественной жизни доказывают изменчивость мотивов поведе­ния человека, отсутствие единого закона, который управлял бы его поступками.

Теория «зеркального Я» Кули получила дальнейшее развитие в работах Джорджа Герберта Мида в символи­ческом интеракционизме. Понятие первичной группы снова приобрело популярность в исследованиях социализации и теории малых групп. Однако социология Кули имеет те же коренные недостатки, что и прочие разновидности психологизма. Даже Мид, высоко це­нивший теорию Кули, отмечал неправомерность сведения социального взаимодействия индивидов к обмену их мнениями друг о друге.

Наши рекомендации