Формирование Супер-Эго - системы норм и ценностей.
Лекция № 6
Эта лекция будет посвящена формированию в эдипальной фазе Супер-Эго – системы ценностей и норм у ребенка, в которой заключено наследие образа родителей, укорененное в структуре психики.
Для более ясного понимания содержания каждой последующей лекции - необходимо прочесть все предыдущие в хронологическом порядке, начиная с рождения ребенка - лекция №1 и далее: №2, №3и т.д.
Самое главное, что нам нужно вынести из Эдипа, это то, как в этой эдипальной ситуации должны вести себя родители, потому что дети в этом возрасте подвергают супружеские отношения реальному стрессу. Идеальные родители должны держать линию – «мы не разведемся, мы все равно будем вместе». При этом отец должен уделять внимание девочке, чтобы принять ее женственность, и жене, для того, чтобы у девочки была конкуренция. Мама должна уделять внимание и мальчику, и мужу. И это принципиально важно. Родители должны оба восхищаться ребенком. Девочке они должны говорить, какая она замечательная, что у нее все получится. Девочка, скорее всего, за это на маму «плюнет». Но даже если девочка будет выражать агрессию, то этой агрессии должна быть противопоставлена родительская любовь.
Это возраст, когда либидо начинает катексироваться[1] вокруг генитальной зоны. По своей сути эдипальная фаза относится уже к генитальной стадии.
Что здесь является важным? Конечно, что мальчик, что девочка (мальчик изначально в большей степени) за свои плохие помыслы боятся быть наказанными. И здесь надо запомнить, что у ребенка единственная ценность, которой он обладает – это его тело. Оно все время меняется, развивается, и это вызывает огромный интерес и тревогу. И поскольку это – то немногое, что у ребенка есть ценного, то ребенок все время боится, что его телу будет причинен ущерб. А по закону талиона[2], если ущерб будет причинен, то впоследствии обязательно должна последовать расплата – «око за око» (это содержание бессознательной филогенетической фантазии, то, что пришло к нам из глубины тысячелетий от наших предков).
И поэтому у мальчика, конечно, возникает мысль, что отец его «кастрирует» за все его фантазии и желания (фрейдовская концепция). У мальчика возникает страх телесного ущерба. Этот страх будет совершенно разной интенсивности, и сейчас является принципиально важным понять, от чего будет зависеть эта интенсивность. Но изначально, напряжение возникает именно между противоречивыми эдиповыми требованиями, а именно: первое требование Эдипа - «ты должен быть как отец» (потому, что мальчик в это время идентифицируется с отцом, обретая свою полоролевую идентификацию). И противоречащий первому, эдипов запрет - «ты не можешь быть таким, как отец» (ты не можешь иметь на маму таких же прав и т.д.).
[1] Катексис — психоаналитическое понятие, обозначающее направленность психической энергии (либидо) на объект и фиксацию на нем. В качестве объекта может выступать реальный предмет, идея, форма поведения, часть тела и т.д.
[1] Закон талиона (лат. talio, talionis – возмездие, равное по силе преступлению) – принцип наказания, заключающийся в причинении виновному такого же вреда, который нанесен им ("око за око, зуб за зуб").
Зигмунд Фрейд выдвинул идею, что в эдипальной фазе формируется Супер-Эго (мы сейчас говорим, что заканчивает свое формирование). И вот здесь существует парадокс. Суть его в том, что очень многие дети, которых родители никогда не наказывали и никогда не относились к ним агрессивно, имеют очень жесткое, карающее Супер-Эго. Каким же образом происходит формирование такого Супер-Эго? А происходит это при помощи бессознательной фантазии, как, впрочем, и формирование многих других вещей в нашей психике.
Формирование Супер-Эго в эдипальной фазе – это одна из красных нитей этой стадии. Дело в том, что у ребенка есть инстинкты, есть его Ид (желания), и оно – Ид, направлено на его родителей.
В частности, давайте возьмем мальчика. Его Ид направлено на маму, он хочет, чтобы мама была только с ним, он хочет владеть мамой безраздельно, он не хочет, чтобы папа имел какие-либо права на маму. Чем сильнее у него Ид, тем более выражено это желание. С этим желанием может справляться Эго (оно адаптирует его желания соответственно реальности). Эго может это желание, хотя бы в какой-то степени, сублимировать (желание было большим, но Эго какую-то часть переработает, снизит интенсивность).
Если Эго у ребенка достаточно сильное, то тогда большая часть эдипальных вещей останется бессознательной, потому что Эго будет каким-то образом отводить от цели эти порывы, трансформировать их. И, при благополучном разрешении ситуации, мальчик уже в 4 года знает, что он женится на девочке Маше, когда вырастет, а не на маме. Значит, этот период пройдет легко и гладко.
Ребенок, у которого слабое Эго, а Ид имеет достаточную силу, будет направлять эти инстинкты на мать необычайно сильно.
Здесь важным является следующее: для того, чтобы ребенку вырасти гармоничным, ему нужно иметь идеальных родителей. Почему? Потому что рядом с идеальными родителями не страшно жить. «Идеальные родители могут меня защитить, – думает ребенок. Идеальные родители могут обеспечить мою безопасность». Поэтому ребенок всегда представляет своих родителей идеальными, какими бы они не были. А идеальные родители – это, прежде всего, всемогущие родители. И действительно, маленький ребенок уверен, что мама у него – самая умная, готовит лучше всех и может решить все проблемы. Маленький ребенок уверен, что мама и папа – всемогущие.
Вот смотрите, мальчик имеет помыслы и желания относительно мамы и агрессивные помыслы относительно папы. В его представлении папа – всемогущий. Значит, что сделает с ним папа? Папа его накажет. Раз он все знает про его злость по отношению к нему, значит он, безусловно, хочет его наказать.
И мальчик, с одной стороны, сердится на отца за то, что он есть (как помеха между ним и мамой, третий лишний), с другой стороны боится отца за то, что он его накажет. Получается, что здесь отцовская роль может быть совершенно разной.
Значит, мальчик имеет желания, эти желания адресует маме, уверен, что отец про них знает и боится его наказания (треугольник). И если в такой момент отец наказывает мальчика в реальности (ну, за какие-то его шалости), то этот фантазийный страх становится умноженным на сто, он верит, что папа действительно может его чуть ли не убить и уж точно кастрировать. И такой мальчик начинает жутко бояться. И если говорят о том, что Супер-Эго – это представление образа родителей, то это не реальный образ родителей, а фантазийный. А любая фантазия может быть приумножена.
К примеру, я себе нафантазировала, что больна, предположим, СПИДом, а с утра у меня какая-то сыпь на коже. Представляете, как моя фантазия разыграется! Это, как говорил Винникот, “складывать все яйца в одну корзину”, т.е. если у меня есть какой-то симптом, то я буду приклеивать его к своим фантазиям.
Если же отец не наказывает, то мальчик уверен, что отец злится, сердится, хочет наказать, но, видимо, задумывает что-то такое-этакое (камень за пазухой). Просто поставьте себя на это место. Когда вы знаете, что про ваши мерзкие проделки знает человек, против которого вы их осуществили, но он вам ничего не говорит, а мило вам улыбается – какие у вас мысли? Представьте себе, что вы начинаете строить отношения с мужем подруги, а она об этом знает и мило вам улыбается. От этого еще страшнее становится.
Так вот, в отношениях ребенка и родителя страшно как полное попустительство, так и жестокие наказания. Очень важно, чтобы отец ставил мальчику границы, потому что тогда мальчик понимает, что присутствует реакция на его действия. Потому что если реакции нет, ребенок начинает думать, почему ее нет. Значит, что-то скрывается. А зачем что-то скрывать? И дети начинают бояться. Уровень бессознательной тревоги резко повышается. Могут, например, как симптом появляться ночные страхи и т.д.
Родители говорят психологу, что они никогда руку на ребенка не поднимали, а ребенок рассказывает психологу, что папа его бьет. Так вот, это фантазийный папа его колошматит, и вообще, кидается ребенком из угла в угол, этот придуманный папа. Почему? Так вот получается, что Супер-Эго – это не только наследие образа родителей.Понятное дело, что, если родители жестокие и карающие, они будут в этом участвовать, но в гораздо большей степени влияют взаимоотношения Ид и Эго (фантазийная проекция внутрипсихического конфликта). Супер-Эго также отражает влияние детства, ухода за ребенком, воспитания и зависимости от родителей на все дальнейшие периоды жизни индивида. Таким образом, в СуперЭго проявляются не только личностные особенности родителей, но также и все, что определенным образом влияло на них самих: склонности и требования социального окружения, в котором они живут, склонности и специфика рода, из которого они происходят. То есть, речь идет не только об онтогенетическом приобретении внутреннего мира (Супер-Эго), но также и о филогенетических заданностях из переживаний предшествующих поколений и даже человечества - как вида.
Поэтому, чем сильнее мое Ид (желания), или чем слабее мое Эго (система безопасности и адаптации, система, которая примиряет наши желания и внешнюю реальность, находит компромисс), тем больше инстинктивный компонент, направленный на маму в чистом виде, тем более карающим будет мое Супер-Эго. То есть, если мое Эго не изловчится и не придумает, как мне в социально-приемлемой форме удовлетворить свои желания (Ид), тогда я совершу какой-нибудь неприемлемый для внешней реальности поступок (например, ударю кого-то). А за это мое Супер-Эго меня будет наказывать чувством вины и душевным раздраем, потому, что в Супер-Эго сидит «совесть» всего моего рода.
Это к тому, что если Эго ребенка сформировано хорошо (достижение ребенком объектного постоянства является гарантией сильного Эго), то эдипальная ситуация пройдет, как по маслу. Она пройдет мягко и не будет ни чрезмерной вины, ни тревоги у ребенка; и не надо будет ему куда-то убегать и регрессировать.
Если Эго слабое, а инстинктивная конституция сильная, то тут ребенок будет пребывать просто в зашкаливающем чувстве вины, потому что у него есть представление, фантазия, что его будут наказывать и карать.
Итак, в эдипальной фазе происходят важные процессы, происходит закладка Супер-Эго, но она, к сожалению, не в очень большой степени зависит от родителей.
Вот здесь будут расходиться классический анализ – теория психосексуального развития Зигмунда Фрейда и современные теории, одну из которых – теорию объектных отношений, мы взяли для сравнения. Они будут расходиться в одной ипостаси.
Зигмунд Фрейд говорил, что Эдип – это краеугольный камень в развитии психики. И от того, насколько правильно и качественно ребенок сможет разрешить свои эдипальные проблемы, будет зависеть качество и успех его дальнейшего развития.
«Ничего подобного», – считают приверженцы теории объектных отношений. «Если детство прошло хорошо, то Эдип будет пройден без проблем», – считают они. Но если были проблемы в раннем детстве, то какие бы усилия на эдипальной фазе не прилагались, ребенку пройти ее будет крайне трудно.
То есть, прохождение эдипальной ситуации – это проверка на зрелость ребенка («пункт контроля качества»). И если ребенок созрел эмоционально, если уровень зрелости его Эго достаточно адекватный, то он пройдет эдипальную фазу, он из нее выйдет и Супер-Эго сформируется именно в том виде, в котором оно будет наиболее адекватно для данного конкретного ребенка.
Но здесь есть один момент, и он очень важен. Поскольку считается, что в своей «эдипальной фантазии» мальчик боится отца, а мы все хотим, чтобы ребенок не был перегружен чувством страха и вины, многие отцы полагают, что ни в коем случае нельзя проявлять агрессию по отношению к мальчику. И вообще, многие родители думают, что агрессию проявлять нельзя. Дело в том, что агрессию не только можно проявлять, но и нужно. Правда, важно выбрать адекватную форму проявления этой агрессии. Сам по себе агрессивный инстинкт нужен и важен в нашей жизни.
Пример девочки, которая, являясь единственным ребенком в семье, играла в страшные игры. Основная структура игры заключалась в следующем: есть мама, есть старшая дочка и еще двое грудных младенцев (младенцы фантазийные). И эта старшая дочка постоянно очень злобно шутит с этими младенцами. Эта дочка необычайно успешна, она учится в Университете, у нее много денег, она ездит на Канары, снимает номера в отелях, все время шантажирует маму разрывом отношений с ней, но мама, почему-то, все время просит ее о помощи. Мама просит кашу младенцам сварить, в магазин сходить. В результате в каше оказываются тараканы, дети пеленаются вместе с иголками – с этого начиналось, потом появился яд, вырезание глаз, ушек, т.е. шла неимоверная агрессия. В какой-то момент, после окончания сессии, терапевт говорит девочке, что, конечно, это все игра, а в жизни она бы не убила ребенка. Девочка ответила, что она только об этом и мечтает. И тогда стало понятно, что тут не до шуток, и она действительно это может осуществить, если представится такая возможность. При этом чувства терапевта были совершенно непереносимы, так как она не позволяла маме, которую она (терапевт) играла, ничего переживать, она все время отвлекала маму от каких-то переживаний.