Доступ к творческому состоянию? Возможен!
Просто подумай о чём-нибудь приятном, и это поднимет тебя в воздух!
Питер Пэн
Каждый раз, открывая тетрадь для сочинений (разворачивая блокнот, садясь за компьютер – нужное подчеркнуть), «человек пишущий» испытывает состояние волнения. Да ведь волнение волнению рознь! Одно дело, когда испытываешь приятное предвкушение: «Вот сейчас напишу всё, о чём так долго думал! Строчки так и польются на бумагу!» Другое дело – мучительное волнение, страх неудачи, неуверенность в себе. В таком состоянии вероятность хорошей творческой работы исчезающе мала… А приходилось ли вам писать яркие, интересные, удачные творческие работы, сочинения? Помните ли вы, какое состояние сопутствовало этому? Если бы вы вернулись сейчас в это мгновение, как бы вы его описали? Остановитесь на минуту, вспомните, что вы видели, слышали, чувствовали. Хотите ли вы иметь доступ к этому состоянию? Тогда вы должны как можно ярче вспомнить ваши ощущения, звуки и образы, окружавшие вас, и те, что возникли внутри, превратившись затем в строчки.
Обратимся к опыту известных людей. Вот что говорил о своем творческом процессе английский писатель Чарльз Диккенс: «Я не сочиняю содержание книги, но я вижу его и записываю».
Филолог, философ, писатель К.С. Льюис, автор знаменитых «Хроник Нарнии» (Неужели ещё не читали? Прочитайте обязательно – замечательная книга!) рассказывал, как он писал: «В каком-то смысле мне никогда не приходилось «создавать» историю… Я вижу картины. Некоторые из них чем-то, может быть, запахом – похожи друг на друга, и это их объединяет. Не нужно им мешать – наблюдай тихонько, и они начнут сливаться воедино. Если очень повезёт (со мной так ещё не бывало), целая серия картин сольётся до того здорово, что получится готовая история, а писателю ничего и делать не придётся. Но чаще (это как раз мой случай) остаются незаполненные места. Вот тут-то самое время подумать, определить, почему такой-то персонаж в таком-то месте делает то-то и то-то. Я редставления не имею, так ли работают другие писатели и вообще так ли нужно писать. Но я по-друго- му не умею. У меня первыми всегда появляются образы». Американский писатель Уильям Фолкнер вспоминал, что началом создания его романа «Гнев и ярость» послужила возникшая в воображении картина: девочка, сидящая на дереве, и люди, которые снизу смотрят на неё.
Вы, вероятно, почувствовали, что эти высказывания о творческом процессе объединены обращением авторов к внутренним картинам, звукам, ощущениям? Полезно наблюдать за тем, что вы видите, слышите, чувствуете «внутри» себя и к каким результатам это приводит. Забавно, но многие психологи считают, что значение имеет даже то, куда человек смотрит – вверх или вниз. Попробуйте опустить глаза вниз, устремить взгляд в пол и создать яркую творческую работу. Вряд ли это получится! Одно из первых упражнений в психолингвистике, ведущее к успешной работе, раскрывающее возможности человека, – чрезвычайно простое. Называется оно «Взгляд на десять часов». Другими словами, нужно поднять слегка глаза вверх, будто вы рассматриваете на огромных часах цифру 10. Исследования показали, что таким образом можно активизировать творческое состояние… В классе похожего эффекта можно достичь, сфокусировавшись на воображаемой точке над головой учителя. Достаточно секунд 30–40.
Не правда ли, нас часто гипнотизируют наши убеждения? Поэтому, если вы действительно хотите что-то сделать, гораздо полезнее убеждение, что у вас всё получится, чем противоположное. Думаю, если вы читаете эти строки, вы верите в то, что способны и сами написать удачное сочинение или статью. Помните, как волшебник Гудвин (впрочем, он, кажется, оказался обыкновенным уличным фокусником) из сказки Френка Баума убедил Трусливого Льва в его невероятной смелости? Вот как это выглядит в пересказе А. Волкова: «Что это? – недоверчиво спросил Лев. – Это смелость. Она всегда бывает внутри, и вам необходимо проглотить её. – Лев сделал гримасу, но выпил жидкость и даже вылизал тарелку. – О, я уже становлюсь сильным! Храбрость заструилась по моим жилам и переполняет сердце!» Если кто-то действительно хочет измениться, скоро это произойдёт! В психологии это называют созданием самооправдывающегося пророчества.
Попробуйте найти ключевое слово к вашей творческой работе и подобрать веер или пучок самых разных характеристик. И пусть преобладают положительные ассоциации! Например, поработаем с жанром школьной письменной работы – сочинением.
Сочинение:
– подводит итоги размышлениям;
– собрание сочинений (может, когда-нибудь будет у вас?);
– написанное красивым почерком, внизу оценка «5»;
– за него хвалят, читают лучшее вслух; – слово напечатано золотыми буквами на плотной бумаге;
– мама прочитала и сказала «Молодец!»;
– ему предшествует план или картинка в уме; – иногда пишется так быстро, словно списывается с экрана.
Достаточно? Что показалось вам наиболее приятным? Не пора ли уже браться за перо и начинать писать? Конечно, самые удачные импровизации получаются у того, кто к ним долго готовился. Если человек поставил перед собой цель – «написать хороший текст», совсем не обязательно не отрываться от листа бумаги, заставляя себя писать даже тогда, когда не хочется. Нужно выждать время. А поставленная цель поможет среди других занятий продолжать размышлять, подбирать цитаты, запоминать интересные мысли и ассоциации, выстраивать их в нужном порядке.
И ещё: задавайте вопросы. Правильно заданный вопрос – половина ответа. Спрашивайте, что думают по поводу интересующей вас темы окружающие. Ведите диалог – с другими, с собой, с автором, с текстом, наконец! Придумайте несколько заголовков, подберите эпиграф. И – самое простое (и самое сложное!) – получайте удовольствие от текста! Так, кстати, называется одна из статей замечательного французского философа и филолога Ролана Барта. Просто позвольте себе получать удовольствие от чтения и написания текста. Пишем?