Оценка извлекаемой информации о личности преступника и построение гипотической модели о нем
Для установления лица, совершившего преступление, следователь, орган дознания извлекают содержащуюся в указанных выше источниках информацию о нем и на ее основе строят модель личности преступника. При этом следует отметить, что многие сведения носят вероятностный, ориентирующий характер, в ряде случаев преступники прибегают к различного рода инсценировкам. В этой связи, важное значение приобретает оценка собранной о преступнике информации.
Оценка информации — информационно-логический процесс, посредством которого определяется ее ценность. При оценке информации определяется отношение к ней.
Ценность информации о преступнике имеет объективный характер, однако она не всегда очевидна на первый взгляд и, как правило, раскрывается в результате оценочной деятельности. Поэтому 'как объективное явление ценность информации о преступнике не зависит от познавательной деятельности следователя и, следовательно, не может быть истинной или ложной.
Одна и та же информация может быть по разному оценена различными следователями. Детерминирующее влияние при этом имеет квалификация, знания, опыт следователя, знание оперативной обстановки, где совершено преступление, психологии преступника и иных факторов.
При оценке информации существенное значение имеет установление ее достоверности, поэтому она оценивается вместе с источниками ее получения. При этом информация, полученная из материальных источников является, как правило, объектом непосредственной оценки, а из идеальных — опосредствованной.
Материальные следы преступления сами по себе ничего не могут объяснить. Информация, которая закодирована в них, с объективной точки зрения не может быть ложной, однако она может быть неправильно оценена при получении.
Информация, полученная из идеальных источников, например, при допросе, несет элемент оценки допрашиваемых лиц, что в известной степени усложняет оценочную деятельность.
После оценки каждого отдельного источника информации о преступнике, они оцениваются все вместе. Между ними выявляются связи, которые могут быть пространственными, временными, причинно-следственными и другими. Так, например, временная связь между материальными и идеальными источниками может выражаться в том, что свойства личности преступника могут отразиться одновременно в следах на месте происшествия и в сознании людей.
Если в процессе оценки будет установлено, что из независимых друг от друга источников получена одна и та же информация, то данное обстоятельство является объективным признаком, по которому можно судить о ее достоверности,
При оценке информации необходимо учитывать и количество источников, из которых она получена, ибо надежность знаний о каком-либо факте повышается пропорционально количеству использованных источников. Кроме того, количество источников информации о преступнике отражается и на ее качестве. Так, если по отдельному следу можно судить о каких-либо свойствах преступника, то комплекс следов может стать источником качественно новой информации — о его действиях.
В процессе получения информации необходимо установить, какая информация является достоверной, а какая — вероятной. Следует учитывать, что в результате оценки вероятная информация не превращается в достоверную. Для этого необходимо сопоставить ее с объективными фактами, имеющими достоверный характер. Возможность получения достоверной информации находится в прямой зависимости от формы связи следа с личностью преступника. Как правило, из следов, находящихся в прямой зависимости с личностью преступника получается достоверная информация.
Установление достоверности собранных сведений о личности преступника — это только первый этап в оценочной деятельности, поскольку не всякая достоверная информация имеет значение для решения проблемы. Информация ценна, поскольку она способствует достижению поставленной цели. Поэтому информация, которая не способствует установлению личности преступника, может быть достоверной, но бесполезной. Выявленная в процессе оценки бесполезная информация отбрасывается. Освобождаясь от бесполезной информации в результате ее оценки, следователь акцентирует свое внимание только на тех сведениях, которые можно использовать при осуществлении дальнейшей познавательной деятельности, направленной на установление преступника.
Информация, полученная о преступнике, используется для его установления. При этом возможны два варианта: а) имеется подозреваемый; б) преступление совершено в условиях неочевидности и лицо, совершившее деяние необходимо установить с помощью полученной информации. В первом случае доказывается принадлежность собранной информации определенному лицу; во втором — строится модель лица, совершившего преступление и с ее помощью осуществляется система поисковых мероприятий по установлению преступника. Второй случай наиболее сложный, поэтому рассмотрим его подробнее.
Моделирование широко применяется в криминалистике. Модель личности преступника может быть определена как физический аналог, знаковое описание или мысленное представление его социальных, психологических и биологических свойств. В соответствии с этим можно выделить интегративную модель, содержащую социальные, психологические и биологические свойства. Интегра-тивные модели применяются в криминалистике давно. В качестве примера можно привести описание личности по методу словесного портрета, в содержание которого входит определенный набор биологических и социальных признаков.
Процесс моделирования осуществляется в несколько этапов. Сначала создается эскиз личности, который постепенно наполняется конкретным содержанием в результате поступления информации. При этом модель не остается ее пассивным аккумулятором, а наоборот, выполняет ориентирующую и эвристичную функции, помогая в сборе сведений о личности, активизируя аналитическую деятельность, способствуя решению поставленной задачи.
В целях более полного и объективного отображения свойств личности преступника следует моделировать отдельно биологические, психологические и социальные свойства, затем на их основе создать интегративную модель.
Практика раскрытия, расследования и предупреждения преступлений показывает, что если преступления совершаются в условиях неочевидности, то на первоначальном этапе расследования данных о личности преступника отображается крайне мало. В этой связи, важное значение приобретает знание следователем, оперативным работником корреляционных зависимостей между действиями преступника и окружающей материальной обстановкой, в которой отразились результаты деятельности; между свойствами личности и условиями ее развития и формирования; между социальными, психологическими и биологическими свойствами, а также между свойствами каждого из трех указанных компонентов.
Первый тип связей устанавливается с помощью логических методов познания. Так, при обнаружении следов пальцев рук на входной двери с учетом окружающей обстановки и расположения следов можно в вероятностной форме сделать вывод о росте преступника, при исследовании пролома в стене с учетом твердости разрушенной преграды и размера отверстия — о силе и телосложении взломщика и т. д.
Второй тип связей устанавливается на основе выявленных закономерностей между личностью и средой ее формирования и обитания. Человек, как продукт общественного бытия и ступень развития живой природы, является элементом различных социальных и природных систем, входя в них той или иной группой своих свойств. Поэтому свойства личности, отразившиеся в следах преступления, могут указывать на связь преступника с определенной социальной группой или средой обитания. Так, установлено, что особенности устной и письменной речи, проявляющиеся в отклонениях от литературного национального языка, несут информацию о принадлежности к определенной среде, месте формирования языковых признаков; анализ ритмики устной речи позволяет диагностиревать носителей французского, английского и иного языка, говорящих по-русски; тембриальных характеристик говорящего — национальность. При исследовании субстратной структуры человека выявлено различное содержание антигенов в крови у представителей разных рас и национальностей, проживающих на определенных территориях. Исследованиями установлена зависимость таких морфологических признаков человека как внешний облик, строение папиллярных узоров концевых фаланг пальцев рук и ладоней, скелета от географической среды обитания.
Наибольшее число исследований посвящено установлению связей между социальными, психологическими и биологическими свойствами, а также между свойствами внутри каждого выделенного элемента.