Психологические взгляы сеченова и бехтерева
И.М.Сеченов (1829 - 1905): окончит инженерное училище и мед. факультет. Одновременно с Вундтом выступил с программой построения психологии.
Исторический фон в России: острые дискуссии по коренным мировоззренческим вопросам (проблема души, свободы воли и т.п.), традиционный приоритет к работе над этическими, нравственными проблемами + стремление к разработке ЕН (естественно-научной) психологии.
И Сеченов осуществляет ряд работ, направленных на разрешение труднейших психологических проблем.
Сеченов опирался на Герберта Спенсера (как и Дарвин).
Как психолог оказался непонятым и своими критиками, и своими последователями.
Одно из открытий Сеченова как физиолога – центры торможения. Сеченов попытался показать, что воля может быть объяснена (видимо, через центры торможения).
Психический акт родственен акту рефлекторному (из-за этого делается вывод критиками, что Сеченов редукционист, сводит психику к рефлексам) по строению и механизму происхождения (механизму протеканию), но разное у них содержание (поэтому бессмысленно обвиняют Сеченова, что он психику свел к физиологии). Рефлекс у Сеченова скорее метафора, образ, который он использует в переносном смысле.
Генетический метод как метод изучения психического – изучать сознание можно только как становящееся сознание. Подчеркивал роль мышечных движений – позволяет исследовать контур предмета и создавать его образ.
Свою задачу определяет так: объяснение через рефлекс всей деятельности человека (и его высшей активности – свобода воли, нравственности).
Хотел объяснить проявления высшее произвольности научным путем (а не управлять, как у бихевиористов). Понятие рефлекса используется в качестве модели, образца, в котором выражена органическая связь организма со средой. Идея в том, что в психологии произошло отделение психического от реальных связей в жизни, он хочет вернуть психологии целостное описание. Новое представление о психике и задачах психологии как науки. Может считаться основоположенником отечественной научной психологии. Предмет психологии: «она не может быть ничем иным, как наукой о происхождении психических деятельностей».
Основные работы:
- «Рефлексы головного мозга» (1863): формулировка рефлекторной теории в приложении к проблеме произвольных и непроизвольных движений;
- «Кому и как разрабатывать психологию» (1873): в полемике с Кавелиным излагается программа построения психологии, взгляды на предмет, метод, задачи;
- «Элементы мысли» (1878): естественно-научная разработка проблемы мышления.
Яркость как ученого, так и личности. Повлиял на мировоззрение целого поколения.
Стажировался за границей в области физиологии и выполнил ряд блестящих работ. В том числе открытие, повлиявшее на его судьбу в науке (открытие центрального торможения).
Это позволило пересмотреть классическую схему УР, важнейшим блоком которого теперь выступило центральное торможение («задерживающее» влияние одного из центров головного мозга на двигательную активность организма) и предложить ЕН трактовку проблемы свободы воли. (Центральное торможение объясняло способность человека во имя высших нравственных принципов противостоять внешним влияниям, а не механически на них реагировать).
«Рефлексы головного мозга»
Самая известная работа, уже в области психологии. Отрицал существование нематериальной души, доказывая, что психические процессы являются рефлексами разной степени сложности (рефлекторная теория психического).
v Вся психическая деятельность выражается внешними признаками, мышечными движениями; их, в свою очередь, можно разделить на невольные и произвольные.
v Невольные движения:
1. чистые рефлексы (с ними все ясно, т.к. психический элемент вовсе отсутствует);
2. задержанные невольные движения (объясняются механизмом центрального торможения);
3. движения с усиленным концом (испуг, наслаждение). Испуг – такое же последствие раздражения нерва; м-м испуга сам устроен по типу рефлекторных аппаратов (есть окончания чувствующих нервов, и начало двигательных). Короче, пишет, что впервые явление психическое вводится в цепь рефлекторных механизмов!
То же и с наслаждением: например, при голоде рефлексы с соответствующих центров связаны с мышцами, оттягивающими мышцы рта вниз (при голоде) – тогда при запахе пищи будет кислая мина, если вверх – улыбка (при насыщении).
ВЫВОД: все невольные движения объясняются механизмом рефлекса.
v Произвольные движения: та же схема!
- представление есть акт рефлекторный (зрит., слуховое внимание – это невольные движения. Ассоциация представлений=рефлексов дает знание в его элементарной форме. А знания и будут занимать центральное место в механизме этих рефлексов. И ассоциация = последовательность рефлексов. (Марцинковская пишет, что это прообраз интериоризации).
- рефлекторная природа самосознания (с помощью тьмы ощущений субъективного характера – мышечных, чувства голода и т.п. – происходит дизассоциация себя и других).
- врожденность физиологических механизмов памяти. А повторение ощущения=рефлекса закрепляет следы. («Слуховая память есть даже у попугая, следовательно, в ее основе не может лежать ничего высокого»).
ВСЕ эти психические акты рефлекторны по природе. Следовательно, рефлекторность произвольных движений.
Произвольные движения также могут задерживаться. Мысль суть задержанное движение! Чувственное возбуждение есть, а мышечного нет!
Таким образом, схема психического процесса та же, что и схема рефлекса: берет начало во внешнем воздействии, продолжается центральной деятельностью, заканчивается движением, поступком, речью (мышечное движение, мать его). То есть, первооснова поступков не мотивы, но внешнее воздействие. «Сеченов пытается вырвать психологию из замкнутого мира внутреннего сознания».
Рефлекторный принцип не означает сведения психического к физиологическому, но о сходстве по структуре и происхождению!Психика сохраняет свою качественную, не сводимую к физиологическому, характеристику.
Эта работа, отвечавшая ожиданиям общества, его чаяниям, стала настоящим культурным событием. Повсюду в России заговорили о Сеченове. Маленькая газета «Медицинский вестник», которую до тех пор читали лишь врачи, стала переходить из рук в руки. Идеи Сеченова впитывало молодое поколение, подготовленное к их восприятию чтением иностранной научной литературы. Общество ждало подобной работы, поэтому сразу, почти безоговорочно ее приняло, при этом даже несогласные с ней не осмеливались в тот момент ее критиковать. Сеченов угадал общественные ожидания, которые совпали с его собственными научными интересами. Он отвечал на главные вопросы - что такое человек, как объясняется формирование его нравственности с позиций естественной науки, которая доказывала несомненную практическую пользу психологии, делала ее не отвлеченным теоретическим мудрствованием, а реальным инструментом, помогающим воспитывать и обучать человека.
Известность Сеченова росла вследствие распространения слухов о том, что он - прототип Кирсанова в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?». После этого он сразу же был признан новым человеком, которому нужно подражать. Ученый, однако, вовсе не искал популярности, даже избегал ее, так как к его репутации среди студентов примешивалась политическая нота, что было совершенно не в его вкусе. Он действительно был либерально настроен, но чужд политическим увлечениям. Его страстная любовь к науке заставила его несколько отстраниться от политических споров, что отдалило его от революционно настроенной молодежи.
Однако популярность взглядов Сеченова не отменяла попыток ученых построить новую позитивную психологию, оставаясь в русле гуманитарных наук, прежде всего философии.
«Кому и как разрабатывать психологию»
Написана в связи с появлением книги историка и публициста Константина Дмитриевича Кавелина(1818-1885) «Задачи психологии» (1872). Он закончил юридический факультет МГУ, до этого изучал первобытное русское право, когда не было русского государства. Внес большой вклад в университетское образование, был командирован на запад, где изучал организацию западных университетов (все это вошло в новый устав университета 1863). Еще до реформы 1861 году в 1855 году написал записку об освобождении крестьян. Принимал активное участие в социальной жизни.Разрабатывая проблему личности и ее взаимоотношения с обществом, сформулировал собственное понимание психологии как самостоятельной науки. Понимал человека как существо социальное, культурное (культурно-исторический подход). Дал позитивную критику подхода Сеченова. Изучение русской истории, этнографии и правоведения привело Кавелина к проблеме личности в ее взаимоотношениях с обществом. Это обусловило обращение к психологии и этике. Современное психологическое знание Кавелин оценил как ошибочное и в книге «Задачи психологии» изложил свое понимание психологии как положительной самостоятельной науки. Признавая, что «психическая жизнь имеет материальную подкладку» (деятельность мозга и нервов), он выступил против сведения психического к физическому. «Психологическое исследование начинается там, где заканчивается физиологическое»,— писал он. Психическому Кавелин приписывал свойства идеальности, сознательности и произвольности. Признавал недостаточность интроспективного метода, говорил о возможности изучать объективные воплощения психического – речь, худ. произведения и проч.
Но это не воплотилось в реальной исследовательской программе! За что его критиковал не только Сеченов. Их полемика имела большой резонанс в обществе.
Суть полемики (тут, блин, черт ногу сломит):
- по-разному видели предмет и задачи психологии: Кавелин – философский подход, Сеченов – материалист.
- проблема метода исследования: оба против интроспекции как единственного и ведущего метода; общей была и мысль о необходимости генетического исследования психических процессов (Сеченов говорит, что сознание уже не имеет доступа к своему пониманию, когда уже сформировано). Однако, понимание психических процессов разное. Главное, с чем был не согласен Сеченов в подходе Кавелина, - это то, что существует особый психический орган, психическое зрение, являющееся инструментом познания окружающего.
- проблема трактовки свободы воли, сознания, самосознания. Марцинковская пишет, что Кавелин не понял главную идею Сеченова - интериоризацию движений мышцы, лежащую в основе развития мышления и воли. А Сеченов вот что пишет: типа, некоторые из действий человека, которые считаются наиболее произвольными, подчинены определенным законам. «Произвольность никогда не достигает размеров, нарушающих определенную правильность, законность человеческих действий». (Приписывание поступков воспитанию, среде, характеру). Пишет, что среди рефлексов есть такие, которые зависят от культуры, обучения.
- Сеченов: и психические, и физические явления имеют одну детерминацию – естественную. Кавелин был против сведения психики к биологически детерминированной. По его мнению, личность - это человек, действующий под влиянием собственной мотивации, и личность считает себя центром вселенной, а естественные науки в личностях видят лишь единицы подобных друг другу организмов. В то же время Сеченов в своих поисках объективной психологии считал, что двойная детерминация уводит ее в сторону от объективности, и потому не соглашался с Кавелиным, который искал ответ на вопрос о роли культуры в происхождении нравственности, установок и ценностных ориентации человека.
- Кавелин был против того, что поведение - это выработка условных рефлексов, так как при таком подходе на воспитание смотрят как на один из видов дрессировки. (Ср.: справедливость этого замечания в контексте истории науки – гуманистическая и экзистенциальная психология как ответ бихевиоризму!)
В тот период, т.е. в 60-70-е годы (в силу логики развития – расцвет позитивизма, ЕН), общество безоговорочно приняло программу Сеченова, положив начало построению психологии как науки о поведении, существенно отличавшейся от других психологических направлений. О программе Кавелина, так же как и о его критических замечаниях, забыли почти на 20 лет.
Также с Сеченовым полемизировал Александр Афанасьевич Потебня (1835-1991), выступающим за единство языка и сознания.
Потебня опирается на Гумбольдта, который говорил о том, сознание существует только благодаря языку, а языки разные, овладение разными языками есть обогащение сознания: обогащается мировоззрение видения человека. Гумбольдт ввел понятие внутренняя форма языка, которая у разных народов различна, есть внешняя (оболочка и т.д.).
Резюме по Сеченову:
- развивает идеи генетического подхода («из реальных встреч ребенка с окружающим миром и складываются все основы реального психического развития»);
- представление об активном деятельностном характере чувственного познания;