Тема проблем во взаимоотношениях
В основе проблем во взаимоотношениях могут так же, как и в случае почти всех других симптомов, лежать самые разные причины. Возможными причинами проблем во взаимоотношениях могут быть:
- неблагоприятный образец для подражания в лице родителей;
- недостаточный контакт детского сада или школы с семьей, а также отсутствие специальной молодежной группы;
- частые расставания с друзьями из-за переездов на другую квартиру;
- страх развода родителей.
Существенной помощью для профилактики возникновения последующих проблем во взаимоотношениях может быть поддержка дружбы родителей с другими семьями, где тоже есть дети такого же возраста. Причем желательно, чтобы такой опыт был у ребенка как можно раньше, уже в дошкольный период. Хорошо проводить совместное празднование детских дней рождений. Желательно также, чтобы ребенок иногда оставался ночевать в семье своего друга или подруги.
Список возможных тем бесед с родителями, непосредственно связанных с развитием ребенка, можно было бы еще продолжить.
6. Беседа в случае обострения состояния, помощь в кризисных ситуациях
Если состояние ребенка обостряется, необходимо незамедлительно побеседовать с родителями. Тема разговора должна быть, прежде всего, направлена на сам актуальный конфликт, а также на то, что могло бы быть причиной кризиса. Очень часто оказывается, что обострение ситуации произошло из-за кризиса в отношениях самих родителей. Причиной кризиса может быть также удручающее извещение об исключении из школы или о непереводе в следующий класс. Во всяком случае важно выяснить, кто в семье больше всего эмоционально пострадал – ребенок или родители. Если страдают, в первую очередь, родители, то важно, чтобы благодаря возможности поговорить с психотерапевтом они почувствовали облегчение. Это, в свою очередь, уменьшит напряжение, переживаемое ребенком.
Кризисная ситуация, которая обсуждается в ходе встречи с родителями, может иметь также и очень серьезные причины, подробно проработать которые здесь не позволяют рамки статьи. Например, может оказаться, что ребенок стал жертвой насилия, попал в автомобильную катастрофу или другие неприятные обстоятельства нанесли ему тяжелую травму. Обострение состояния может быть обусловлено психотическим приступом. В этом случае необходимо немедленно обратиться к врачу или направить ребенка в психиатрическую больницу. Тяжелые скандалы и ссоры родителей могут также представлять угрозу для ребенка. Иногда в этих случаях целесообразно изолировать ребенка или рекомендовать матери и ребенку уехать в специальный приют для женщин, подвергшихся насилию в семье.
7. Беседа в ходе посещения психотерапевтом ребенка дома
Лучше всего побеседовать с родителями ребенка у них дома, если ребенок и родители приглашают психотерапевта в гости. Не следует, однако, принимать это приглашение в начале психотерапии. Посетить семью ребенка психотерапевт может только тогда, когда уже установились прочные психотерапевтические отношения. Следует сделать все, чтобы у родителей не сложилось впечатление, что психотерапевт использует свой визит для контроля. Особенно это беспокоит родителей, если психотерапевт работает в учреждении, подчиненном управлению по делам молодежи или другим государственным контролирующим инстанциям.
В центре внимания психотерапевта в ходе его визита домой к ребенку должен быть контакт с самим ребенком. В большинстве случаев я бы все же посоветовал психотерапевту воздержаться от угощений. Ребенок может это воспринимать так, как если бы психотерапевт пришел главным образом к родителям, которые приготовили для него вкусную еду. Если психотерапевт согласится поесть во время своего посещения семьи ребенка, то велика опасность, что он будет в основном беседовать только с родителями. Психотерапевт может разве что выпить чашку кофе или какой-нибудь безалкогольный напиток. В любом случае это обязательно должен быть такой же напиток, какой мог бы выпить и ребенок. Во время визита психотерапевта домой следует также придерживаться заранее оговоренного лимита времени. Если такой визит продолжается более часа, то возникает опасность недостаточного соблюдения правила психотерапевтической абстиненции по отношению к семье. Многие конфликтные семьи живут изолированно и втайне надеются на возможность личной дружбы с психотерапевтом.
Особое значение во время визита психотерапевта имеет правильное взаимодействие с находящимися в этот момент дома братьями и сестрами ребенка. Очень важно к ним тоже подойти, но не уделять им основное внимание. В этом случае динамика отношений легко может привести к довольно сложному положению. В некоторых случаях, однако, посещение психотерапевтом семьи ребенка может помочь сделать очень важные выводы о домашней ситуации и положительно способствовать переносу у ребенка.
Особые трудности связаны иногда с тем, что в Германии управления по делам молодежи ожидают от воспитательно-консультационных центров проведения психотерапевтической работы с проблематичными в социальном отношении семьями на дому, так как шансов, что они сами пойдут на прием к психотерапевту, очень мало. В результате, эта категория семей получает определенное преимущество, ограничивающее возможности оказания помощи другим клиентам, которые ищут помощи по собственной инициативе. Психотерапия «на дому» безусловно очень важна. Она позволяет не упускать из поля внимания наиболее слабых членов нашего общества. Но тем самым не должна страдать нормальная работа воспитательно-консультационного центра. Для этой очень сложной работы имеет смысл создать специальную психосоциальную службу. Для работы в этой области необходимо специальное профессиональное образование и, как мне кажется, особое социальное отношение и установка специалиста.
8. Беседа с учителями и воспитателями
Беседа с учителем или воспитателем, с психотерапевтической точки зрения, имеет смысл только тогда, когда ребенок будет чувствовать по отношению к психотерапевту большое доверие и только если он будет с этим согласен. Возможно, ребенок и сам захочет, чтобы психотерапевт поговорил с учителем или воспитателем. Конечно же, для этого необходимо также согласие родителей. Важно иметь в виду, что, если беседа с учителем или воспитателем состоится преждевременно, это может очень помешать построению отношений между ребенком и психотерапевтом.
На проведение самой беседы следует предусмотреть достаточно времени. Многие учителя приглашают психотерапевта поговорить во время короткой перемены между уроками, и тогда для беседы остается лишь 5 минут, что, конечно, недостаточно для того, чтобы основательно все обсудить. Во время беседы ничто не должно отвлекать, чтобы учитель мог сосредоточиться на своих наблюдениях и подробно, дифференцированно рассказал об этом психотерапевту. Важно заранее обсудить с родителями, можно ли и в какой форме сообщить учителю некоторые диагностические данные, которыми располагает психотерапевт. В некоторых случаях имеет смысл проводить совместные беседы, в которых принимают участие и учитель, и родители, и психотерапевт.
О чем будет идти разговор, и с какой целью будет проводиться такая беседа, зависит не только от ситуации ребенка и его семьи. Не секрет, что сами учителя по-разному относятся к психотерапии, занимая иногда даже отрицательную позицию. Во время беседы к этому следует относиться особенно внимательно. Очень часто ребенок-пациент становится в классе козлом отпущения, на которого даже учитель переносит свой негативный контрперенос. Об этом тоже стоит особо поговорить с учителем. Особенно много проблем связано с ситуациями, когда из-за ребенка между учителем и родителями возникают конфликты. В таких случаях обычно лучше говорить с учителем не наедине, а стараться, чтобы в беседе приняли участие учитель с родителями вместе. Иначе существует опасность, что высказывания психотерапевта о родителях и учителе будут использованы для взаимных обвинений.
9. Беседа с сотрудниками службы социальной опеки
Беседу с сотрудниками управления по делам молодежи, службы социальной опеки или других государственных контролирующих инстанций во многих случаях также лучше проводить в присутствии родителей. Часто оказывается, что сотрудники службы уже знают обстоятельства жизни данной семьи, а родители нередко очень боятся или просто опасаются мероприятий службы. Психотерапевту требуется иногда особое чувство такта, чтобы справиться с этой ситуацией. Подобные беседы приобретают особое значение в основном тогда, когда на ребенка или подростка поступают жалобы из-за правонарушений или прогулов школы, а также в ситуациях, когда семья пытается получить финансовую поддержку со стороны соответствующей службы. Важность и сложность таких бесед едва ли возможно полностью отразить в рамках данной статьи. Здесь требуется более основательное изучение.
10. Беседа с врачом
Для психотерапевтов, если они не имеют медицинского образования, эта беседа очень часто особенно значима. Конечно же, и здесь требуется обязательное согласие родителей. С ними, а также с самим ребенком следует обстоятельно обсудить необходимость беседы с врачом. Если этого не делать, то велика опасность, что ребенок будет чувствовать: его считают «больным».
Беседы с врачом, особенно с семейным или домашним врачом, который на протяжении многих лет наблюдает ребенка, могут быть исключительно полезны, поскольку они позволяют получить существенную информацию о раннем детстве и о семье ребенка, что важно для оценки прогноза психотерапии. К сожалению, однако, все еще встречается немало врачей, не имеющих достаточно психотерапевтических знаний и не проявляющих должного такта в работе с детьми и подростками. В таких случаях одной из задач беседы с врачом должно быть объяснение поведения ребенка, чтобы врач лучше его понимал.
11. Беседа со всей семьей
Обычно родители считают, что цель психотерапии с их ребенком – это устранение нарушений в поведении и/или психических расстройств ребенка. Однако многие часто недостаточно понимают, что предпосылкой для этого служит хорошая доверительная атмосфера в семье, когда есть возможность побеседовать обо всех волнующих проблемах. Хотя мне часто кажется, что трудно ограничивать психотерапию с ребенком только семейной психотерапией, я все же считаю необходимым, чтобы в семье могли проходить такие беседы. В этом мне видится одна из важных целей моей работы. Во многих случаях, когда я проводил индивидуальную психотерапию с детьми и подростками, мою работу можно было считать законченной, когда дома у моего пациента все больше и больше проходили семейные беседы. После того, как в ходе психотерапии ребенок получал определенную поддержку и усиление своего Я, он обычно на каком-то этапе становился способным хорошо себя чувствовать во время таких семейных бесед. Достигаемая при помощи индивидуальной психотерапии интрапсихическая интеграция не принимаемых до этого частей собственной личности в идеальном случае должна находить соответствие в «интеграции отношений» семейной беседы. Специальные упражнения на развитие коммуникации в игровой форме облегчают подобные беседы и обогащают повседневное общение внутри семьи.[2]
12. Заключительная беседа
Заключительная беседа служит для завершения обычных регулярных психотерапевтических занятий. Так как человеческие, а также и психотерапевтические взаимоотношения невозможно произвольно начать и произвольно закончить, не нужно ставить перед собой цель преднамеренно прекратить сложившиеся глубокие отношения между семьей, ребенком и психотерапевтом. Здесь я не занимаю такую позицию, которая принята в классическом психоанализе. Однако я считаю, что дети и подростки в силу их соответствующей возрасту генетической задачи сепарации сами лучше могут справиться с внутренним отделением от психотерапевта. Мне кажется, что детям и подросткам лучше расставаться с психотерапевтом со знанием того, что они в любой момент – независимо от того, есть ли у них какие-то проблемы или нет – могут опять встретиться с ним. Как показывает мой опыт, не многие дети и подростки действительно пользуются этим. А некоторые приходят лишь через несколько лет, чтобы с гордостью рассказать о своих успехах или о других приятных событиях. Но даже те, кто больше не приходит, приобретают благодаря обещанной им возможности вновь встретиться с психотерапевтом определенную уверенность и ощущение надежности. Особенно это успокаивает родителей, когда они знают, что, если будет нужно, они в любой момент смогут опять обратиться к психотерапевту. Для такой необходимости есть и свои объективные основания: дети в своем психическом развитии не столь стабильны, как взрослые, и под влиянием многих обстоятельств у детей гораздо легче, чем у взрослых, может произойти рецидив.
Следует также сказать, что консультация родителей подростков имеет свои специфические особенности. Общая установка должна заключаться в том, чтобы проводить психотерапию подростков настолько самостоятельно и независимо от родителей, насколько это только возможно. Тем не менее, в некоторых случаях может быть очень важным подключение к работе семьи. Однако и здесь цель психотерапии – сделать возможным (вновь возможным) открытое обсуждение подростком своих проблем со своей семьей.
Литература:
1. Dührssen, Annemarie: Die biographische Anamnese.
2. Osten, Peter: Die Anamnese in der Psychotherapie. Ein integratives Konzept.
3. Reinelt, T.; Bogyi, G.; Schuch, B. (Hrsg).: Lehrbuch der Kinderpsychotherapie.
Перевод с немецкого Я.Л. Обухова
Приложение
Анкета
Чтобы у нас было больше времени для личной беседы, мы просим Вас ответить на следующие вопросы. Если Вы не можете
или не хотите отвечать на какие-то вопросы, то просто оставьте соответствующую графу незаполненной.
Вы можете быть уверены, что вся информация будет обрабатываться конфиденциально.
Отметьте, пожалуйста, крестиком те вопросы, которые, как Вам кажется, относятся к Вашему ребенку.
Если у Вас возникнут какие-то замечания, внесите их в графу “Пояснения”.
Имя ребенка: Кто заполняет анкету: Дата: .
Сейчас или прежде Вы замечали у ребенка | Пояснения | |
Нарушения питания, боли в животе, рвота | ||
Лишний или недостаточный вес | ||
Запоры, поносы | ||
Недержание кала или нежелание ходить в туалет | ||
Недержание мочи ночью или/и днем | ||
Сверхвысокая двигательная активность, непоседливость | ||
Неловкость, ребенок часто ранит себя | ||
Гримасничанье, подергивание и вздрагивание лица | ||
Раскачивание туловищем, движения головой | ||
Частые головные боли | ||
Левшество или одинаковое использование обеих рук | ||
Недостаточное зрение или слух | ||
Речевые проблемы | ||
Обмороки, нарушение кровообращения | ||
Частые покраснения | ||
Повышенная чувствительность кожи | ||
Сексуальные проблемы или необычные особенности в этом | ||
Сильное желание сосать | ||
Кусание ногтей, выдергивание заусенцев, выковыривание | ||
Жевание предметов, закручивание волос | ||
Скрежетание зубами | ||
Особое желание спать, повышенная потребность в отдыхе | ||
Нарушения сна, кошмарные сновидения | ||
Частое желание спать с родителями | ||
Страх темноты, спит только со светом | ||
В целом пугливый, особые страхи | ||
Повышенная чувствительность к шуму | ||
Повышенная чувствительность к запахам, отвращения | ||
Очень чувствительный к грязи, аккуратный | ||
Очень организованный и дисциплинированный | ||
Колебания настроения, много плачет | ||
Не хочет больше жить | ||
Замкнутость, скупость слов, робость | ||
Нет друзей, изолированность | ||
Не может за себя постоять | ||
Дурачится, хочет быть в центре внимания | ||
Часто раздражен, ищет ссоры | ||
Хочет командовать другими | ||
Обманывает, подделывает подписи | ||
Очень неорганизованный, непунктуальный | ||
Стремится убежать из дома, бродяжничество | ||
Все ломает и разрушает | ||
Хочет все иметь, огромные запросы | ||
Отнимает вещи у других, ворует | ||
Все раздает, транжирит | ||
Мало интересов, нет хобби | ||
Пассивный, несамостоятельный | ||
Плохие успехи в учебе или в работе | ||
Прогуливает школу, не участвует в работе | ||
Сверхчестолюбивый, не может проигрывать | ||
Ревность и соперничество с братьями и сестрами | ||
Другие особенности: |
Вопросы о беременности, родах и послеродовом периоде матери
Работала ли мать во время беременности (до какого месяца) | ||
Работала ли мать после рождения ребенка (с какого месяца) | ||
Была ли беременность запланированной | ||
Были ли прежде выкидыши или преждевременные роды | ||
Есть ли непереносимость группы крови родителей | ||
Были ли осложнения или заболевания во время беременности (какие) | ||
Были ли психические нагрузки, стрессы во время беременности | ||
Роды более, чем за 10 дней или через 10 дней относительно срока | ||
Длительные роды, ягодичное предлежание, щипцы, вакуум и др. | ||
Присутствовал ли при родах отец | ||
Были ли нарушения питания или пищеварения на 1 году жизни |
Вес при рождении | Когда ребенок научился пользоваться горшком | |
Рост при рождении | Когда началось приучение к горшку | |
Когда ребенок пошел | Когда появились первые проявления упрямства | |
Когда появились первые слова и какие | До какого времени спал в комнате родителей | |
Перенесенные заболевания (в каком возрасте)
Корь _______________ | Ангина _____________ | Ложный круп ________ | Осложнения от прививок _____ |
Свинка _____________ | Коклюш ____________ | Судороги ___________ | Переломы костей ___________ |
Скарлатина _________ | Бронхиты | Аллергия, астма _____ | Травмы головы _____________ |
Другие заболевания:
Расставания ребенка с родителями (например, на отдых, из-за болезни, у родствкенников)
В возрасте | На какое время? | Где был ребенок? | В связи с чем? Были ли у ребенка страхи оставаться одному? | |||
Воспитывался ли ребенок у бабушки, дедушки, тети | ||
Был ли ребенок свидетелем смерти или тяжелой болезни | ||
Был ли ребенок свидетелем тяжелой аварии на дороге | ||
Ходил ли ребенок в детский сад и в каком возрасте | ||
Были ли у ребенка проблемы в связи с посещением детского сада | ||
Были ли там жалобы на ребенка | ||
Были ли проблемы с поступлением в школу |
[1] Гюнтер Хорн – психоаналитик, ведущий в Германии детский психотерапевт, доцент Института Кататимно-имагинативной психотерапии (Германия), создатель символдрамы детей и подростков. Автор книг, руководитель обучающих программ подготовки детских и подростковых психотерапевтов в Германии, Австрии, Швейцарии и Чехии. В 1997 и 1999 гг. провел два обучающих семинара в России.
[2] О разработанной Г. Хорном «Психологической игре для всей семьи», направленной на развитие социальной, эмоциональной и коммуникативной компетенции ребенка, а также способствующей улучшению отношений в семье и обучающей членов семьи общаться друг с другом, можно прочитать в публикациях Е.В. Трофимовой и О.В. Казанцевой.